Учение о человеке
Открытие экзистенциальной сущности человека – «Я» конкретной личности. Такое понимание сопряжено с идеей личностного Бога Движение вглубь «я» Движение к Богу Путь самопознания
Этапы самопознания: 1. Обнаружение «Я» - в обнаружении его противоречивости, познании предела своей искренности и правдивости 2. Особое состояние самопознания – прозрение, которому предшествует драматическая борьба воли и желаний, сильное эмоциональное переживание. Именно так человеку открывается собственное «я» как личность – целостное основание всех отдельных проявлений.
Основная мысль Августина: именно духовные и душевные процессы составляют сущность человека. Их совокупность он называл «внутренним человеком».
Этика Августина Идея несубстанциальности зла: зло не имеет собственных источников существования. Зло – не бытие, а его отсутствие.
Августин выделяет 3 уровня зла: 1. Метафизический - с метафизической точки зрения зла в Космосе нет. Добро абсолютно (Бог), зло – относительно, как ослабление добра. 2. Моральный - Моральное зло – нарушение человеком божественных заповедей, грех, результат порочной воли, следовательно, зло лежит на совести человека. 3. Физический. Физическое зло – болезни, недуги, смерть. Причина его – в грехопадении первых людей.
Проблема свободы воли человека. ·Свобода – свойство воли человека, а не разума. Воля имеет автономию. ·Свобода воли состоит в направленности на добро, на выполнение заповедей, ·Свобода – в преодолении своеволия и подчинении себя божественной воле («Посредством волевого усилия воля Бога становится моей волей»).
Свободно утвердиться в благодати – значит, обрести высшую степень свободы. Проблема соотношения веры и разума. Само возникновение мира сверхъестественным путем делает недоступным познание высших сущностей с помощью разума. Основным инструментом познания их становится вера как особая способность души человека. Этапы развития проблемы: 1. Тертуллиан: «Credo quia absurdum est» («Верую, ибо абсурдно»). 2. Августин: «Верую, чтобы понимать» 3. Пьер Абеляр: «Понимаю, чтобы верить». 4. Уильям Оккам: теория «двух истин».
|