ФИЛОСОФИЯ ФОМЫ АКВИНСКОГО (1225-1274)
Ф. Аквинскому принадлежит огромное количество сочинений. Их разделяют на группы: 1. Различные комментарии на библейские темы; 2. Теологические и философские комментарии к произведениям Боэция, Прокла, Аристотеля и др. 3. Спорные вопросы, произведения на различные теолого-философские темы. Полемические произведения («О существовании и сущности»). 4. Наиболее объемные произведения – знаменитые «Суммы» - «Сумма истины католической веры против язычников» и «Сумма теологии». Проблема взаимоотношения веры и разума у Ф. Аквинского Возможно их согласование. Хотя вера превосходит разум как более достоверная. Разум может ошибаться, а вера опирается на абсолютную правдивость Бога. Философия и частные науки должны подтверждать справедливость веры и религии (разум должен служить вере). Доказательства существования Бога: Ф.А. исходил из мысли, что доказательства могут быть только апостериорными: от творений Бога мы можем заключить о его существовании. Ф.А. предлагает 5 доказательств. 1. Кинетическое доказательство. Основывается на понятии движения (движимое предполагает наличие двигателя). Первой причиной должен быть Бог, Вечный Двигатель.
2. Доказательство, основывающееся на понятии производящей причины. Необходимо найти производящую причину, которая и есть Бог.
3. Доказательство, основывающееся на понятиях необходимости и возможности. Любую вещь или событие можно характеризовать через возможность или случайность. Но мир в целом не может быть случайностью. Он как целое есть проявление абсолютной необходимости, какой может быть только Бог.
4. Доказательство от степеней совершенства. Все вещи обнаруживают разную степень совершенства: красоты, блага, истинности. Но степень совершенства можно измерить только по отношению к абсолюту как пределу совершенства. Им может быть только Бог.
5. «Телеологическое» - доказательство от божественного руководства миром. Исходит из принципа целесообразности всего существующего. Все существует и стремится к наилучшей форме. Следовательно, есть разумное существо, полагающее цель всему сущему. Это и есть Бог. Онтология Ф. Аквинского В онтологии Ф.А. принимает аристотелевскую концепцию формы и материи, но приспосабливает ее к христианскому учению. Форма – проявление высшей целесообразности, восходящей к Богу.
Ф.А. различает следующие формы: 1) субстанциальные – сообщают вещи простое бытие; 2) акцидентальные – источник определенных качеств; 3) материальные – имеют бытие только в материи; 4) субсистентные (бестелесные) – имеют свое собственное бытие без материи. Это ангелы и души.
Как категории бытия рассматриваются А. сущность и существование. В Боге сущность и существование совпадают, в вещах они различны. Проблема универсалий у Ф. Аквинского Аквинский выдвигает своеобразное решение проблемы соотношения общего и единичного («универсалий»). 1. Общее (в соответствии с позицией Аристотеля) содержится в единичных вещах, составляя их сущность. 2. Это общее извлекается человеческим умом из вещей и наличествует в нем уже после вещей (мысленная универсалия); 3. Общее вещей существует до вещей, в Боге, как формы, образы для творения вещей. Здесь Аквинат отходит от Аристотеля, признав, по существу, независимый от природного мира платоновский мир идей.
Итак, согласно Аквинскому, общее существует: до вещей, в вещах и после вещей (трояким образом). Это позиция умеренного реализма.
|