Единое, Нус (т.е. Ум), Мировая Душа и Космос.
Философия западноевропейского средневековья и Возрождения 1. Неоплатонизм как источник средневековой философии. 2. Характер и проблемы средневековой философии. Ее периодизация. 3. Патристика. Философия Августина 4. Схоластика. Реализм и номинализм. Философия Фомы Аквинского. 5. Философия Возрождения. Неоплатонизм и пантеизм Н. Кузанского. Натурфилософия. Социально-политические учения. НЕОПЛАТОНИЗМ Возник в III в. н.э. и развивался вплоть до начала VII в. Аммоний, Плотин («Эннеады»), Порфирий, Прокл Неоплатонизм – наиболее зрелая и наиболее синтетическая философия во всем античном мире, синтез всех ее достижений. Основа неоплатонизма – метафизика Платона и постплатоновского периода. В основе учения лежат четыре фундаментальные категории: Единое, Нус (т.е. Ум), Мировая Душа и Космос. Ум (Нус) - активное деятельное начало, которое есть то, что мыслит, и одновременно то, что мыслится. Нус есть процесс, - непрерывное мыслимое становление «Эманация» ( лат. - истечение) - излияние Ума в Космос – процесс воплощения Ума в мире. Мировая Душа (София) – «душа мира» - вечно подвижная внутренняя закономерность Космоса. Более того, сам Космос и есть результат вечно подвижной активности Мировой Души. Единое - всеобъемлющее единство, запредельное миру и уму (Нусу). Источник всего Плотиновская трактовка Единого: 1) наделяет Единое порождающей энергией; 2) дифференцирует мир идей (духовный мир) по принципу нисхождения (эманации) от единого к природе. Единое ММмммммМ Единое
|