Проблема универсалий
Ставилась еще у Аристотеля, как проблема соотношения общего и отдельного. Эта проблема специфична для схоластики как проблема "res et vox" (вещь и имя): 1. Формирует рационалистический подход к интерпретации реальности; 2. Использует методы логического доказательства; 3. Переводит проблематику в сферу философии языка.
В ранней схоластике сформировались 2 направления: реализм и номинализм. 1. Реализм, или реализм понятий. Утверждал объективность существования общего (общих понятий) вне и до вещей. Источник реализма – учение Платона о мире идей и мире вещей. - Радикальный реализм: вера в абсолютную объективность универсалий, ведет к неразличимости общего и единичного. - реализм критический (умеренный) – Абеляр. Универсалии суть понятия ментального дискурса, который восходит к абстрактной природе нашего ума и рождает своего рода "интеллектум" вещей («мост между миром мысли и миром бытия»). 2. Номинализм (имя, наименование): «универсалии» - суть имена после вещей. Реальны лишь единичные вещи, а универсалии – это лишь слова и названия, с помощью которых обобщаются в род единичные понятия. Понятие = концепт = разновидностью номинализма стал концептуализм. - Крайний номинализм (Росцелин, 11-12 вв.) доказывал, что общие понятия суть не более, чем звуки человеческого голоса: реально лишь единичное, а общее – только иллюзия, не существующая даже в человеческом уме. Позиция номинализма стала методологической основой экспериментально-математического естествознания 16-17 вв.
|