Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Из воспоминаний А. Дрейфуса об аресте и первом допросе





1894 г.

В понедельник я простился со своей семьей. Мой сын, Пьер, которому тогда было 3 с половиной года, привык провожать меня до двери; и на этот раз, как обычно, он подошел ко мне. Это одно из самых живых моих

с.102 воспоминаний, которое я пронес через все мои злоключения. Очень часто ночами, охваченный горем и отчаянием, я вновь и вновь воскрешал в своей памяти эту минуту, когда я держал на руках своего ребенка в послед­ний раз. Это воспоминание придавало мне новые силы.

Утро было ясное и прохладное, всходившее солнце развеивало туман, все предвещало отличный день. Я пришел ранее положенного времени и поэтому несколько минут прогуливался перед зданием министерства, затем вошел в него и поднялся наверх. У входа в отдел меня встретил офицер Пикар[12], который, казалось, ожидал меня. Он тотчас ввел меня в свой кабинет. Я был несколько удивлен, что не встретил ни одного из своих товарищей по службе, ибо офицеров всегда собирали группами для общей поверки. После нескольких минут банальной беседы Пикар провел меня в секретное управление начальника генерального штаба. Я был в высшей степени изумлен, когда меня встретил не начальник генерального штаба, а офицер дю Пати де Клам[13]. Он был в военной форме. Там находилось еще трое не известных мне лиц в штатском. Позднее я узнал, что это были начальник секретной службы г-н Кошфер, его секретарь и хранитель прото­колов г-н Грибелен.

Дю Пати де Клам подошел ко мне и тихо сказал: „Генерал сейчас при­дет. Пока мы ждем, не напишете ли Вы письмо, которое должен написать я, но у меня болит палец?". Эта просьба была весьма странной, тем не менее я тут же согласился. Я сел за маленький столик, а дю Пати расположился сбоку, рядом со мной. Попросив меня сначала заполнить формуляр, он затем стал диктовать мне текст письма, следя за моей рукой. Позднее я понял, что это письмо содержало выдержки из другого письма, послу­жившего основанием для обвинения — так называемого бордеро. Вдруг дю Пати резко прервал диктовку возгласом: „Вы дрожите!". (Я не дрожал. На военном суде в 1894 г. он так объяснял свое поведение: полагая, что он имеет дело с притворщиком, он-де попытался с помощью окрика поко­лебать мое самообладание.) Эта выходка, так же как и враждебное отно­шение дю Пати, крайне изумила меня. Но я был далек от каких бы то ни было предчувствий, я лишь подумал: он недоволен тем, что я плохо пишу. Поэтому я ответил: „У меня замерзли руки". В самом деле мои пальцы были холодны, ведь на улице было прохладно, а я лишь несколько минут находился в теплом помещении.

Пока я спокойно продолжал писать, дю Пати вновь попробовал поме­шать мне, громко сказав: „Будьте внимательны, это важное письмо". Как ни удивляли меня грубость и необычность всей этой процедуры, я ни­чего на это не сказал и просто попробовал писать старательнее. Из этого дю Пати, как он объяснял это военному суду в 1894 г., сделал вывод, что мое самообладание непоколебимо и что бесполезно поэтому продол-

с. 103 жать эксперимент. (Сцена диктовки была заранее продумана во всех под­робностях, но она не оправдала ожиданий ее инициаторов.)

Когда диктовка окончилась, дю Пати встал и, положив руку мне на пле­чо, громко сказал: „Именем закона Вы арестованы. Вы обвиняетесь в го­сударственной измене". Удар молнии у моих ног меньше поразил бы меня. Протестуя против столь позорного обвинения, для которого ничто в моей жизни не могло послужить поводом, я произнес несколько бессвязных фраз. Затем г-н Кошфер и его секретарь кинулись ко мне и обыскали меня. Я не оказал ни малейшего сопротивления, только крикнул им: „Возь­мите мои ключи, откройте все в моем доме, я невиновен". Затем я доба­вил: „Предъявите мне по крайней мере доказательства моей вины". Они отвечали, что обвинение имеет весьма веские доказательства, но отказались предъявить их мне.

Меня повели в военную тюрьму и поместили в камеру, единственное зарешеченное окно которой выходило во двор, где гуляли осужденные. Меня содержали в строжайшей изоляции, и всякая связь с родными бы­ла мне запрещена; мне не дали ни бумаги, ни ручки, ни чернил, ни каран­даша...

В течение последующих семнадцати дней меня часто допрашивал дю Пати, исполнявший обязанности военно-полицейского следователя. Он всегда приходил поздно вечером... Часто диктовал выдержки из инкри­минированного мне письма или быстро показывал мне отрывки из этого письма, спрашивая, мой ли это почерк. Кроме того, он делал всякого рода таинственные намеки и в конце допроса театрально выходил, оставляя меня в плену неразрешимых загадок. В течение всего этого времени я не знал, в чем меня обвиняют, и несмотря на постоянные требования с моей стороны объяснить, в чем заключается моя вина, я так и не получил разъ­яснений на этот счет.

Несмотря на все старания дю Пати, мой мозг не отказался служить мне в эти бесконечные дни. У меня не было ни пера, ни чернил для записей своих мыслей. Каждую минуту в моей голове проносились обрывки фраз, которые он диктовал и показывал мне. Но какими бы ни были мои муче­ния, мое сознание было ясным. Я понял, в чем состоит мой долг: „Если я умру, то люди поверят в мою виновность. Поэтому, что бы ни случи­лось, я должен жить и громко кричать о своей невиновности в лицо все­му миру".

Только на пятнадцатый день моего ареста дю Пати показал мне фото­копию обвинительного письма. Я не писал его и ни в малейшей степени не отвечаю за него.

Snyder L. L. The Dreyfus Case. New Brunswick (N.Jersey), 1973. P. 10-13.

С. 104







Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 553. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...


Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия