Примечания. 1 См. лекцию от 17 марта, первый час.
1 См. лекцию от 17 марта, первый час. 2 «Следовательно, если глаз желает увидеть самого себя (ci mellei 3 Разбор этого места см.: лекция от 12 января, второй час. 11 12 января, первый час). 5 «Воттак следовало бы воспевать во всем, а величайший и божест-ксннейший гимн петь за то. чю он дал способность понимать все это и путем пользоваться всем этим (hodo khrcstiken)» (Беседы Эпиктета, пит., с. 68).
6 Entretiens, III, 13, 7 (p. 47 (Беседы Эпиктста, цит., с. 175)). 7 «В самом деле, поскольку они [животные] созданы не ради их са 8 О методе, в частности, о картезианском методе, см. лекцию от 9 Гуссерль сам в «Кризисе» предлагает такое видение греческой 10 См. лекцию от 24 февраля, первый час. 11 См. лекцию от 20 января, первый час, об «omnes preoccupati su- 12 Темпоральная структура новоевропейского сознания уже рас 13 О stultitia, в частности, у Сенеки, см. лекцию от 27 января, первый HPlutarqve. De la tranquillite de Tame, 473b / trad. J. Dumortier & J. Defradas, ed. citee, § 14. p. 118. 15id.,473c(p. 118). 16 "Вить веревку Окна» — речь о трудяге Окис, жена которого про 17 Дочери царя Даная, Данаиды (их было пятьдесят), насильно вы 18 См.; Andre J.-M. L'Otium dans la vie morale et intellcctuelle romai- 19 De la tranquillitc de 1'ame, 473d (p. 118). 20 Философская школа V—IV вв., основанная Аристиппом из Кире-ны. Киренаики исповедовали гедонистическую мораль, рассматривая * Окн (Genus) — тот, кто в наказание за какую-либо провинность обречен в Аиде вечно вить веревку, которую вечно обгрызает ослица. - Я/жи. перев
удовольствие как нередуцируемый субъективный опыт, целиком заключенный в точке настоящего. Такая этика у Аристиппа не ведет, однако, к погоне за наслаждениями, но предполагает идеал самообладания. См. сведения об этом философе, приводимые F. Caujolle-Zaslawsky в «Diclioimaire dcs philosophes antiques», op. cit., t. I, p. 370—375. 21 «Дело в том, что и боль, и наслаждение являются движением, между тем как отсутствие боли или наслаждения не есть движение [...]. Тем не менее память о благе или ожидании блага не ведет к наслаждению, как это кажется Эпикуру: дело в том, что движение души угасает с течением времени». Диоген Лаэртский, О жизни, учениях... М., 1979. С. 131—132. 22 De la tranqillite de 1'ame, 473d—e (p. 118—119). 23 «Время жизни делится на три времени: то, что было, то, что есть, то, что будет. Из них время, в которое мы живем, кратко; которое должны будем прожить — неопределенно; прожитое — верно и надежно [...] Ведь прошлое — это святая и неприкосновенная часть нашей жизни, неподвластная превратностям человеческого существования, отвоеванная у царства фортуны; его не потревожат больше ни нужда, ни страх, ни внезапные приступы болезни; его нельзя ни нарушить, ни отнять; это наше единственное пожизненное достояние, за которое не нужно опасаться [...] Спокойная и беззаботная душа вольна отправиться в любую пору своей жизни и гулять, где ей угодно; души занятых людей, словно волы, впряженные в ярмо, не могут ни повернуть, ни оглянуться. Вот почему их жизнь словно проваливается в пропасть» (Seneque. De la brevetc de la vie, X, 2—5 / trad. A. Bourgery, ed. citee, p. 60—61 (Сенека. О скоротечности жизни // Сенека. Философские трактаты. Цш., с. 51—52)). 24 Seneque, Lettres a Lucilius, t. IV, livre XVI, lettrc 99, 5 ed. citee, 25 «[Эпикур считает, что] всякий человек испытывает горе, видя се 26 «Средств к облегчению в юре у такою человека имеется два: во-первых, отвлечься от мыслей о дурном (avocatione a cogitanda mo-
Iestia) и, во-вторых, обратиться к помыслам о наслаждении (revocatio-ne ad conlemplandas voluptaies)» (id., 33, p. 22 (там же, с. 280)). 27 О logos boelhos см. лекцию от 24 февраля, второй час. 28 Lettrcs a Lucilius, t. IV, livrc XIV, letter 91, 3 (p. 44 (Нравственные письма, с. 247—248)). 29 Phitarque. Consolation a Apollonius, 112c—d / trad. J. Defradas & R. Klaerr, ed. citee, § 21, p. 66—67. 30 Первый раз это письмо разбирается в лекции от 3 марта, второй 41 Leltrcs a Lucilius, t. IV. iivre XVI, leltre 99,32 (p. 134 (Нравственные письма, с. 251)), 5- «Кто сказал „один день", тот дал долгий срок поспешающим бедам; довольно часа, мига, чтобы низвергнуть державу!». (Lcttres a Lu-ciiius, t. IV, Iivre XVI, Icttre 91, 6, p. 45 (Нравственные письма, пит., с. 210)). 33 Leltres a Licilius, 1.1, Iivre III, leltre 24, 2 (p. 101—102 (Нравствен 34 Id., Icttre 24, 13—14 (p. 106 (Нравственные письма, с. 46)). 35 Что-то похожее мы находим у самого Сенеки (см., например,
|