Студопедия — Примечания. lAulu-Gelle. LesNuitsattiques, Hvre I, IX, 1—6 / trad
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Примечания. lAulu-Gelle. LesNuitsattiques, Hvre I, IX, 1—6 / trad






 

lAulu-Gelle. LesNuitsattiques, Hvre I, IX, 1—6 / trad. R.Marache. Pa­ns, Lcs Belles Lettres, 1967,1.1, p. 38—39 (Авл Геллий. Аттические но­чи).

:Учитель Авла Гсллия Кальвизий Тавр, философ II века, платоник.

3 Les Nuits attiques, livre I, IX, 8—11 (p. 40).

4 Dodds E.R. Les Grccs ct Tlrrationel, op. cit., p. 135—174; Ver-
J.-P, Mythe et Pensee chez les Grecs, op. cit., 1.1, p. 96, et t. II, p. Ill;

y H. Rcnvcrscmcnt platonicien Logos-Episteme-Polis, op. cit., p. 67— 69. См. последнее критическое обращение к этой теме: Hadot P. Qu'cst-ce que la philosophic antique?, op. cit., p. 276—289.

 

 

5 См. разбор этого пункта в лекции от 12 января, первый час.

6 Nous у Платона — это самая возвышенная часть души, ум как
собственно божественый акт мышления; см. пессимистические заяв­
ления в «Тимсе», 51 е: «Ум же есть достояние богов и лишь малой гор­
стки людей» (Platon. Ocuvres completes, t. X / trad. A. Rivaud. Paris, Les
Belles Lettres, 1925, p. 171 (Платон. Соч. В 4 т. М., 1994. Т. 3. С. 455)). В
неоплатонизме nous сделается совершенно независимой бытийной ин­
станцией, помещаемой между Единым и Душой. См.: Pepin J. Ele­
ments pour une histoirc dc la relation entre Г intelligence et Г intelligible
chcz Platon et dans le Neo-Platonisme // Revue philosophiquc dc la France
et de Геи-anger, 146, 1956, p. 39—55.

7 Платон одним из первых употребляет понятие homoiosis theo в
«Теэтете», 176а—Ь: «Бегство — это посильное уподобление богу (ho­
moiosis to theo)» (Oeuvres completes, t. VIII-2 / trad. A.Dics. Paris, Les
Belles Lettres, 1926, p. 208 (Платон. Соч. М., 1993. Т. 2. С. 232)). Это
место обильно цитируется средними платониками (Апулей, Алки-
нон,* Арий Дидим, Нумений), которые видят в нем формулу телоса
{telos), идею суверенного блага, получившую распространение в нео­
платонизме (главнейший текст: П.ютин. Эннеады, 1,2,2). Мы снова
встречаем его у перипатетиков при описании созерцательной жизни
(помимо VII главы десятой книги Никомаховой этики см.: Цицерон,
De Finibus, V, 11). Мистический потенциал, заключенный в отрывке,
будет использован иудейской и христианской теологией (см.: Philon
d'Alexandrie. Dc Fuga, 63, et Clement d'Alexandrie (Stromates. 11,22),
а также нео-пифагореизмом. Его снова введут в оборот стоики (см.:
Ciceron. De natura deorum, II, 147 et 153), но существенно переде­
лав, потому что первейшей целью, telos, остается, как учили в школе
Порфирия, oikeiosis, присвоение — упражнение в непосредственной
артикуляции натуры, самой по себе доброй (принцип этической им­
манентности), тогда как omoiosis (принцип этической трансцендент­
ности), всегда предполагает некоторое усилие разрыва с мирским
(см. статью Карлоса Лсви (Carlos Levy), которая послужила нам опо­
рой для этого примечания: Ciceron et leMoyen Platonisme: leprobleme
du Souverain Bien pour Platon // Revue dcs etudes latines, 68, 1990,
p. 50—65).

8 Об этом движении см. лекцию от 6 января, первый час.

9 Не надо забывать, однако, что Плотин неустанно боролся с гнос­
тиками. См.: Эннеады, II, 9. Девятая книга Второй эннеады названа
Порфирнем «Про 1 ив гностиков».

* По-видимому, «Алкнной». очерк платоновского учения, принадлежа тин Альбину Старшему. Прим. персе.

 

 

10 Описание процедур изобличения себя в христианской духов­
ности (при которых вербализации ошибок предшествовало разбира­
тельство с самим собой), сложившихся в ходе ввода в действие
монашеских установлений начиная с V—VIII веков см.: Лекции в Кол­
леж де Франс от 12 и особенно от 26 марта 1980 года.

11 Об этой трансплантации духовных упражнений (в частности,
техник контроля сознания) см.: Семинар, состоявшийся в октябре
1982 года в Вермонтском университете (DitsetEcrits, op. cit., IV, N 363,
р. 808—810).

12 Уроженец Кесарии Каппадокийской (330 г.) Василий учился в
Константинополе и в Афинах. Он написал устав для основанных им
монашеских общий в Малой Азии.

13 См. лекцию от 24 марта, второй час.

14 Здесь затрагивается вопрос о том, что вскоре назовут «эстетикой
существования». См. интервью, взятое А.Фонтана в мае 1984 г. (Dits et
Lcrits, IV, N 357, p. 731—732), а также беседу с А. Дрейфус (Н. Drey­
fus) (id., N 344, p. 610—611 et 615) и «Usage des plaisirs et Techniques de
soi» (id., N 338, p. 545).

15 См. лекцию от 20 января, первый час и, главное, лекдию от
3 марта, второй час.

16 См. у Гссиода: «Пусты амбары у тех, кто работать ленится» (те-
lete de toi ergon ophellei). (Le travaux et les Jours, v. 412 / trad. P. Mazon.
Paris, Les Belles Lettres, 1928, p.101. Гесиод. Работы и дни / Пер.
В. В. Вересаева. Иркутск, 1992. С. 23).

17 Марру (Marrou H.-l. Histoire de ('education dans PAntiquite, op.
cit., p. 302—303) различает два типа упражнений (meletai), введенных
учителями риторики в эллинистический период: фиктивные защити­
тельные речи на самые причудливые темы и импровизации в совеща­
тельном жанре, тоже на вполне фантастические темы. В латыни melete
станет declamatio.

18 См., например: Epictete. Enretiens, I, 1,25 (ed. citee, p. 8), III, 5,11
(p. 23); IV, 4, 8—18 (p. 38—39); IV, 6,11—17 (p. 54—55). (Эпиктет. Бе­
седы, цит., с. 42, 163, 235—236, 243—244).

19 Musonius. Reliquiae, ed. citee., p. 22—27 (см.: Stohee. Florilege, III,
29, 78, параграф, озаглавленный «Peri philoponias kai mclctes kai hoti
asumphoron to oknein». Об этом тексте см. лекцию от 24 февраля, вто­
рой час.

20 В 65 году Нерон, раскрывший заговор сенатора Пнзона, устраи­вает расправу ряду лиц: Сенеке, как и Лукану, велено вскрыть вены. Заодно Нерон решает изгнать некоторых видных стоиков и киников: Мусоний Руф отправляется на остров Гирос, изгнан Деметрий. Мусо-ния вернет из ссылки Гальба; и несомненное покровительство Тита

 

 

убережет от изгнания, в которое в начале шестидесятых годов отпра­вятся, на сей раз по декретам Веспасиана, многие философы (Демет-рий, Евфрат и др.).

21 «Ибо как craiiei умеренным тот, кто лишь знает, что нельзя отда­
ваться удовольствиям, но не упражнялся в сопротивлении им? Как сде­
лается справедливым, только выучив, что надо стремиться к
равенству, но не приложив усилий к тому, чтобы прогнать алчность?
Как обретем мы мужество, усвоив, что нечего бояться вещей, пред­
ставляющихся ужасными толпе, но не постаравшись сохранять хлад­
нокровие перед ними? Какие же мы мудрецы, если нам известно, в чем
истинное благо и в чем истинное зло, но не научились мы презирать то,
что лишь по видимости благо?" (Festugiere A.-J. Deux prcedicatcurs
dans I'Antiquite, Teles et Musonius, op. cit., p. 69).

22 Все эти вопросы рассматриваются в одной из глав L'Usage dcs
plaisirs: «ENKRATE1A» [egkratcia], op. cit., p. 74—90 (Фуко М. Исполь­
зование удовольствий. СПб., 2004. С. 99).

23 «Не правда ли, мы знаем понаслышке, что тарентинец Икк ради
Олимпийских игр и других состязаний ни разу не касался ни женщин,
ни мальчиков в то время, когда усердно готовился к состязаниям?»
(Platan. Lcs Lois, livrc VIII, 840a / trad. E. Des Places. Paris, Les Belles
Lcttres, 1968, p. 82 (Платон. Соч. В 4-х т. М., 1994. Т.4. С. 293)).

24 Seneque. Lettres a Lucilius, t. I, livre II, lettre 15, I—4, ed. citee,
p. 59—60 et t. II, livrc VI, lettre 55,1 (p. 56). (Сенека. Нравственные пись­
ма.., с. 28 и с. 92).

25 Lettres a Lucilius, t. I, livre 1, lettre 18 (Нравственные письма..,
с. 33). Об этом письме см.: Le Souci de soi, op. cit., p. 76—77.

26 Id., lettre 18, 5—8 (Там же, с. 33—34).

27 О Сенеке, богаче и ворс, см. заявления Публия Суиллия, приве­
денные Тацитом: «Благодаря какой мудрости, каким наставлениям фи­
лософов Сенека за какие-нибудь четыре года близости к Цезарю нажил
триста миллионов сестерциев? В Риме он, словно ищейка, выслежива­
ет завещания и бездетных граждан, Италию и провинции обирает не­
померною ставкою роста». Корнелий Тацит. Соч. В 2 т. Т. I: Анналы.
Малые произведения / Пер. А. С. Бобовича. Л.: Наука. 1969. С. 244. Не­
вольно приходит на ум, что Тацит метит в Сенеку, когда пишет о Неро­
не: «Затем Цезарь щедро одарил виднейших из своих приближенных.
Были люди, осуждавшие тех, кто, выставляя себя поборниками несги­
баемой добродетели, тем не менее разделили между собой, словно взя­
тую на войне добычу, дома и поместья». Там же. С. 231; напомним, что
Нерон преподнес Сенеке в подарок поместье, принадлежавшее... Бри-
танику, который погиб при сомнительных обстоятельствах. О доходах
Сенеки см. заявления Диона Кассия (LXI, 10,3) и современное освеше-

 

 

ние темы у П. Вейиа, который говорит об «одном из самых больших состояний в том веке» («Preface» a Seneque, Entretiens, Lettres a Luci­lius, op. cit., p. XV—XVI). Весь трактат «О блаженной жизни» — ре­шительная и ловкая попытка Сенеки отвести от себя упреки, адресованные богачу-философу, который говорит о презрении к богат­ству.

28 Lettres a Lucilius, t. I, livrc I, lettre 8 (p. 23—24 (Нравственные
письма.., с. 13—15)).

29 «Так вот, если ты хочешь не быть гневливым, не давай пищу это­
му своему устойчивому внутреннему состоянию, не подбрасывай ему
ничего способствующего его усилению. Сохраняй спокойствие и счи­
тай дни, в которые ты не гневался: Обычно я гневался каждый день, те­
перь— через день, потом через два, потом через три. А если дойдешь и
до тридцати, соверши жертвоприношение богу». (Epictete. Entretiens,
II, 18, 12—13, p. 76 (Беседы... С. 130)).

30 Plutarque. Du conrtole de la colere, 464c / trad. J. Dumortier & Dc-
fradas, ed. citee, 15, p. 84—85.

31 Plularque. Le DЈmon de Socrate, 585a—с / trad. J. Hani, ed. citee,
p. 95.

32 «Сегодня, увидев красавца или красавицу, я не сказал себе; „Ес­
ли бы можно было поспать с ней" и „Блажен муж се". Ведь сказавший
это „блажен" — тоже прелюбодей. И я не рисую в своем воображе­
нии (anazographo) картину за картиной, как она появляется, как разде­
вается, как ложится ко мне в постель...» (Entretiens, II, 18, 15—16,
р. 76—77 (Беседы... С. 130—131)).

33 Entretiens, III, 24, 84—85 (p. 106—107 (Беседы... С. 207)).

34 «Если ты целуешь свое дитя, если брата, если друга, никогда не
давай своему представлению полную/волю (diakhusin) и не позволяй
радости доходить до чего ей угодно» (id., 85, р. 107 (С. 207)).

35 Id., 88 (р. 107 (С. 207)).

 

 

 







Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 509. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия