Студопедия — Лекция 15. Ульдрих Цвингли и Реформация в Швейцарии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Лекция 15. Ульдрих Цвингли и Реформация в Швейцарии






Начало деятельности Ульдриха Цвингли. Цвингли Хульдрейх (Ульрих) Родился в 1484 г. в городе Вильдхаусе в Северной Швейцария. В десятилетнем возрасте отец отправил его в латинскую школу в Базеле. В 1500–1503 учился на теологическом факультете Венского университета. Здесь - монахи доминиканцы старались склонить талантливого студента Цвингли к поступлению в монастырь. Замыслы монахов стали известны отцу юноши. Он совершенно не желал, чтобы его сын вел бесполезную монашескую жизнь. Понимая, что все будущее его сына поставлено под угрозу, он приказал ему немедленно возвратиться домой. Цвингли повиновался. Он решил не вступать в монашеский орден, однако его привлекало служение мирского священника. После этого он возвратился в Базель, где изучал теологию и получил степень магистра в 1506. Здесь его наставниками были людьми, испытавшие влияние ренессансного гуманизма.Вскоре Цвингли оставил Базель, чтобы начать самостоятельную жизнь. Первым его поприщем стала церковь в Альпах, вблизи его родного селения. Здесь в течение почти десяти лет складывались основы его теологического мировоззрения. Он стал евангелическим реформатором благодаря трем факторам: принятию Библии как единственной нормы веры и поведения; принятию Христа как единственного посредника между Богом и человеком; и принятию божественной благодати как единственной надежды на спасение. В 1515 г. Цвингли сопровождал швейцарские войска в итальянских походах и стал свидетелем их разгрома в битве при Мариньяно. С этого времени он стал противником наёмничества.В 1516 г. Цвингли встречался с Эразмом Роттердамским, когда тот был в Базеле и, познакомившись затем с его Греческим Новым Заветом, оказался под глубоким влиянием его идей и методов. В 1516 г. Цвингли пригласили на должность священника в монастырь городе Айнзидельн (Эйнзидельн). Среди святынь Айнзидельна особой популярностью пользовалось изображение Девы Марии, которое, как говорили, обладало чудодейственной силой. Над воротами монастыря можно было прочитать слова: "Здесь человек находит полное прощение грехов". Сюда стекался огромный поток паломников. На ежегодный праздник освящения сюда приходили люди не только со всех концов Швейцарии, но даже из Франции и Германии. Во время этого праздника глубоко обеспокоенный всем происходящим, Цвингли решил воспользовался возможностью разоблачить суеверия."Не думайте, - говорил он в проповедях, - что Бог пребывает больше в этом храме, чем в каком-либо другом месте, где бы вы ни находились…Могут ли бессмысленные дела, долгие паломничества, жертвоприношения, иконы, взывание к Деве Марии или святым снискать для вас милость Божью?.. Господь смотрит на сердце, а наши сердца далеки от Него».Многим слушателям такие слова не понравились. Обидно было слушать, что их изнурительное паломничество бессмысленно. Гораздо легче было доверить заботу о своем спасении священникам и папе, нежели самим стремиться к чистоте сердца.Но нашлись и другие, с радостью принявшие весть об искуплении грехов только через Иисуса Христа. Рассказы о проповеди Цвингли распространялись и число паломников в храме Девы Марии значительно сократилось. Сократились и приношения, и, следовательно, уменьшился и доход.После трехлетнего пребывания в Айнзидельне ему предложили место священника в кафедральном соборе Цюриха. Это был один из самых значительных городов в Швейцарской Конфедерации. Лица, пригласившие Цвингли в Цюрих, опасались каких-либо новшеств и соответственно обозначили его обязанности. Однако им не удалось переубедить Цвингли. У горожан рос интерес к истинам, проповедуемым Цвингли. Он проповедовал Слово Божье, то есть Евангелие, как единственно непогрешимый авторитет и смерть Христа как единственную совершенную жертву.Местные монахи решили положить конец его деятельности, осудив его учение. Однако распространение идей Цвингли получило неожиданную поддержку - как раз в это время в 1519 г. в Цюрих привезли некоторые сочинения Лютера. Знакомство с сочинениями Лютера и собственные исследования Писания побудили Цвингли отказаться от гуманизма в духе Эразма Роттердамского и встать на путь евангелической Реформации. В результате ему пришлось порвать и с Римско-католической церковью и с гуманистами.В Германии продажа индульгенций была поручена доминиканскому ордену и осуществлялась под руководством монаха Тецеля. В Швейцарии эта торговля находилась в руках францисканского ордена и возглавлялась итальянским монахом Самсоном. В Цюрихе Цвингли успешно разоблачал Самсона в своих проповедях. Когда Самсон приблизился и к этому городу, горожане предложили ему не переступать городской черты. Он вынужден был повернуть назад, не продав ни одной индульгенции, и вскоре совсем оставил пределы Швейцарии.Особенный размах приобрела Реформация в 1519 году, когда вся Швейцария была поражена эпидемией чумы. Столкнувшись лицом к лицу со смертью, многие осознали, как ничтожны и бесполезны жалкие листочки об отпущении грехов, купленные ими. Души людей жаждали твердого основания для своей веры. Цвингли сам заразился чумой, уже распространялись слухи о его смерти, но ему суждено было выжить. Спасение от смертельной болезни Цвингли истолковал как избрание его Богом для особой миссии. Пережив испытания, он принялся еще пламеннее проповедовать Евангелие и приобрёл ещё большую популярность.Цвингли выступил против губительной для Швейцарии наемнической системы. В 1521 г. он стал членом городского совета, и Цюрих отказался вступить в соглашение с Францией о наёмничестве. В своём первом трактате «О ясности и достоверности слова Божия» (1522 г.) Цвингли окончательно отошел от схоластики, от учений отцов церкви и трудов античных классиков, обращаясь только к Священному Писанию. В 1523 г. были опубликованы "67 тезисов" Цвингли, содержащие основные пункты нового учения. Противники Цвингли серьёзно встревожились. Констанцский епископ послал трех представителей в совет Цюриха, обвиняя Цвингли в распространении учений, подстрекающих народ нарушать церковные законы и угрожающих покою и благоденствию всего общества. Посланцы епископа убеждали членов совета в том, что без церкви нет спасения. Ответы Цвингли произвели столь сильное впечатление на этих посланцев, что один из представителей епископа принял реформаторскую веру. Городской совет отказался предпринимать какие бы то ни было меры против Цвингли.В 1523 г. в римской курии решили устроить диспут и пригласить на него Цвингли, заранее обеспечив победу представителей Рима на диспуте правильным выбором судей и места проведения. Если бы им удалось заманить Цвингли к себе, тогда они ни за что не выпустили бы его.Диспут был назначен в небольшом городе Баден (в 15 километрах от Цюриха), но Цвингли не появился на нем. Городской совет Цюриха, догадываясь о коварных замыслах Рима не разрешил своему пастору подвергать себя опасности. Интересы Реформации в Баден поехал защищать реформатор Эколампадиус из Базеля, ему противостоял Иоганн Экк. Хотя Цвингли и не присутствовал на диспуте, но влиял на его ход. Римские представители сами назначали секретарей, а всем остальным было запрещено вести записи под угрозой смерти. Но, несмотря на это, Цвингли ежедневно получал точный доклад обо всем происходящем в Бадене. Один из студентов, присутствовавших на диспуте, запоминал всё, что слышал и каждый вечер записывал все происходящее в течение дня. Двое других ночью доставляли эти записи и письма Эколампадиуса в Цюрих. В ответных посланиях Цвингли давал советы. Утром другие студенты уже возвращались в Баден. Диспут продолжался восемнадцать дней. Ясные и определенные доводы Эколампадиуса, высказанные мягко и скромно, привели к тому, что народ не приветствовал хвастливых и гневных тирад Экка. Хотя сторонники Рима самонадеянно объявили, чтобы победа осталась на их стороне, и постановили, что отлучают от церкви Цвингли и его сторонников, реальная победа была на стороне реформаторов. Диспут послужил сильным толчком в распространении их идей. Через самое короткое время города Базель и Берн, перешли на сторону Реформации. В 1523 г. Цвингли сложил с себя сан и получил должность проповедника. В 1524 г. он женился. При поддержке городского совета Цвингли начал проводить свое учение в жизнь. В Цюрихе и его округе началось массовое закрытие монастырей, в которых устраивались школы и больницы. Из храмов были изгнаны музыка и живопись, большинство таинств и обрядов католической церкви упразднялись.

Возникновение анабаптизма

Учение Цвингли вызвало нападки со стороны радикальных протестантских групп обвинявших его в половинчатости и считавших себя подлинными библейскими реформаторами. Члены этих сект называли себя братьями и сёстрами. Цвингли назвал этих радикалов анабаптистами. Термин "Анабаптизм" дословно переводится с греч. «вновь погружаю», то есть вновь крещусь как крестили Христа погружением в воду, поэтому анабаптистов называют также "перекрещенцы". Наиболее характерный аспект практики анабаптистов – утверждение того, что крещены могут быть лишь те, кто лично прилюдно исповедал свою веру. Анабаптизм возник в окрестностях Цюриха как следствие реформ, проведенных в городе в начале 1520-х годов. Это движение возникло вокруг группы людей которые утверждали, что Цвингли изменил своим собственным реформационным принципам. Он проповедовал одно, а практиковал другое. Среди лидеров можно назвать Конрада Гребеля. Гребель утверждал, что Цвингли сохранил ряд практик, включая крещение младенцев, близкую связь Церкви с Магистратурой и участие христиан в войнах, которые не разрешены и не освящены Писанием. Анабаптисты стали верить лишь в то и практиковать лишь те вещи, которым явно дословно учит Писание. Цвингли был встревожен этим, видя в этом движении дестабилизирующий фактор, угрожающий отрезать Реформатскую Церковь от ее исторических корней и преемственности с христианской традицией прошлого. У анабаптистов имелись основания обвинять Цвингли в компромиссе с властями. В 1522 г. он написал работу, в которой он признает "общность вещей" коллективную собственность подлинно христианским принципом. "Никто не называет собственность своей, – писал он – Всеми вещами владеют сообща". Однако к 1525 г. Цвингли изменил свое мнение и пришел к мысли, что частная собственность оказывается не такой уж плохой. Анабаптисты были сторонниками общности имущества. Цвингли считал их за это нарушителями заповеди «не укради». Во время всех этих споров Цвингли перевел Библию на швейцарский диалект немецкого языка и изложил реформаторское исповедание веры в книге «Комментарий об истинной и ложной религии» (1525 г.).Анабаптисты не довольствовались религиозными изменениями и требовали радикального государственного переустройства. Цвингли обрушил на них беспощадные преследования. Большинство анабаптистов были изгнаны, а их лидеры казнены. Хотя анабаптизм первоначально возник в Швейцарии, впоследствии он приобрел влияние и в других странах, прежде всего в Германии и Голландии. Движение породило относительно небольшое количество богословов. Внутри различных направлений этого движения можно выявить ряд общих элементов: общее недоверие к внешней власти, отрицание крещения младенцев в пользу крещения взрослых верующих, общее владение собственностью и особый акцент на пацифизме и непротивлении насилию. Отрицание частной собственности предопределило то, что в эпоху начала развития капитализма это движение было обречено на поражение.

Отношения Цвингли с Лютером

В 1529 г. по инициативе гуманиста и реформатора Мартина Буцера надеявшегося объединить всех реформаторов было организовано Марбургское собеседование между Лютером и Цвингли, которое закончилось безрезультатно. Основные расхождения во взглядах Лютера и Цвингли вызывал вопрос о евхаристии. Трактовка Цвингли была более радикальной. Он считал, что причастие является лишь воспоминанием о жертве Христа и отрицал реальность пресуществления Христа в хлебе и вине. Не менее принципиальные расхождения реформаторов были в политических воззрениях: Цвингли был республиканцем и признавал справедливость свержения тиранов с помощью демократических органов управления, Лютер был сторонником княжеского абсолютизма и не признавал покушений на светскую власть.

Война с лесными кантонами

В конце 20-х годов Цвингли развил активную политическую деятельность по созданию в Швейцарии союза протестантских кантонов, который смог бы противостоять католическим, "лесным" кантонам. Цвингли пытался силой навязать свои порядки лесным кантонам, блокируя подвоз зерна. 1-я война завершилась победой протестантов. Однако во втором столкновении в местечке Каппель в октябре 1531 г. войско оказавшегося в изоляции Цюриха не смогло противостоять ополчению католических кантонов и потерпело поражение. Цвингли, принимавший участие в сражении, был убит. Войны получили название Каппельских войн. После смерти Цвингли позиции его учения были несколько ослаблены, но благодаря стараниям приемника Цвингли Генриха Буллингера (1504 -75 гг.) цвинглианство вновь восстановило свое прежнее влияние. После Цюриха цвинглианство победило в Берне, Базеле, Шаффхаузене, Гларусе и Санкт-Галлене. Эти кантоны объединились в религиозно-политический союз. Католическими остались Люцерна, Фрибург, Валлис, Цуг, Швиц, Ури, Тессин и остальные.

Лекция 16 Крестьянская война в Германии (июнь 1524 – июль 1526 гг.)

Крестьянские волнения, начались в летом 1524 г. на юго-западе Германии. Они постепенно разрослись в самое крупное восстание крестьян в Западной Европе за весь период средневековья и раннего нового времени. Три основных района восстания с юга на север: Швабский, Франконский, Тюринго-Саксонский. Это была полоса густонаселенных земель. Повстанческое движение развивалось также на юго-востоке, в горных областях Тироля и владениях Зальцбурга.

Историческое значение Крестьянской войны

До сих пор наиболее полным историческим исследованием о Крестьянской войне остаётся книга немецкого профессора и пастора XIX века Вильгельма Циммермана "История великой крестьянской войны" (1840 г.). Последнее издание на русском языке 1937 г. Историки последующих поколений, изучавшие крестьянскую войну и в её фактологии, и в оценке её исторического значения опирались на труд Циммермана. Симпатии демократически настроенного В.Циммермана были на стороне угнетённого крестьянства. Эти симпатии разделяли не все, напоминая о насилии и разрушениях. В.Циммерман в связи с этим так оценивал катастрофу 1524 - 1526-х годов: "Это была насильственная сторона великого процесса перехода от средних веков к новым… эта была пророческая увертюра новой истории". Он считал, что "Если бы германская революция 1525 года была доведена до конца, она создала бы политическое и религиозное единство Германии». Историк ставит восстание в Германии в один ряд со всеми последующими буржуазными революциями (Нидерланды, Англия, Северная Америка, Франция). Он считает движение 1525 года первообразом всех последующих социальных революционных изменений как относительной идей, так и относительно деятелей. Сущность и исток главного общего конфликта, по его мнению, – свобода личности и контроль со стороны государства и церкви.

Причины Крестьянской войны

1-я причина: Возросшая роль рынка и денег побуждала светских и церковных феодалов изменять уже устоявшиеся обычаи ® повышение платежей зависимых крестьян и урезание права общин на альменду и на самоуправление® ущемление феодалами экономических, социальных, правовых интересов крестьян.Альменда от al(ge)meinde - то, что принадлежит всем - у германских народов в раннее средневековье (а затем в странах Западной Европы в средние века) земельные угодья (пастбища, леса, луга, пустоши, места рыбной ловли), находившиеся в общем пользовании членов одной или нескольких территориальных общин (марок). Марка от устаревшего верхненемецкого Marke — граница, пограничная область - соседская община в средние века в странах Западной Европы.

2-я причина: Как раз в это время стал терять свою устойчивость авторитет властей, особенно церковных, вследствие Реформации.

3-я причина: В Германии к началу 20-х годов уже несколько десятилетий развивалась тенденция участия крестьян в тайных обществах, с целью организации восстания (движения «Башмака» и «Бедного Конрада»).

Специфика Крестьянской войны

В отличие от прежних проявлений социального протеста, крестьяне теперь выступали против нововведений, ухудшавших их положение, обращаясь не только к "старому праву", к традиции, но и к нормам "божественного права", к Евангелию.Как и в других крестьянских восстаниях, народное движение в Германии развивалось стихийно, в стремлениях основной массы восставших господствовали чисто местные интересы, действия крупных групп повстанцев были разрозненными. Новшеством стало умение немецких крестьян организовываться, с использованием опыта ландскнехтов, в многотысячные военные отряды с выборными командирами, но дисциплина в этом войске оставалась слабой. По мере расширения восстания, крестьяне вовлекли в свою орбиту также часть населения городов, главным образом небольших, некоторых дворян, группы горнорабочих. Особенностью Крестьянской войны стала важная роль, которую сыграли в ней народные проповедники — сторонники радикальной Реформации.

Томас Мюнцер (1489-1525)

Томас Мюнцер - радикальный проповедник Реформации и лидер крестьянского восстания в Саксонии. Главное историческое исследование о Т.Мюнцере на русском языке: Смирин М.М. «Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война» (1947).Т.Мюнцер учился в Виттенберге и сделался священником. Подобно Лютеру, Мюнцер увлекся учением немецкого мистика Таулера о внутренней религии. В начале 20-х годов он отказался от учения Лютера, и захваченный социально-религиозным брожением в народе, пришел к апокалиптическим представлениям и мечтам об обобществлении всего имущества и отказу от частной собственности. Мюнцер стал отвергать внешнее библейское откровение. Он считал, что лишь тот, кто истерзан сердцем, кто в душевных бурях познал Бога - истинный Его избранник. В 1520 г. Мюнцер, в качестве проповедника в городе Цвиккау (в Саксонии), выступает как самый яркий выразитель настроения, охватившего ремесленные слои города. В Цвиккау с давних пор была большая группа, оставившая католическую церковь и жившая преданиями средневекового сектантства. Сектанты также как швейцарские анабаптисты призывали крестить только взрослых. Эта секта ничего не предпринимала до тех пор, пока не прибыл туда в качестве проповедника Томас Мюнцер.Во главе общины поддержавшей Мюнцера стоял проповедник Шторх. Авторитетный в народе Шторх, далеко не таков был в ученом кругу. И он об этом знал и постарался сблизиться с Мюнцером. Сойдясь, они, каждый со своей стороны, действуют в пользу секты перекрещенцев. Мюнцер берет на себя полемику с католиками и лютеранами, а Шторх ― внутреннее устройство церкви. Магистрат Цвиккау выслал Мюнцера из города. Именно после его изгнания из Цвиккау его помощники также покинули этот город и появились в Виттенберге, став известными в качестве так называемых Цвиккауских пророков. Начались гоненения на анабаптистов со стороны католиков и протестантов. Сам Мюнцер не был анабаптистом, но его идеи были близки им, а его личность подходила на роль духовного лидера простонародной толпы. Богословские расхождения Мюнцера и Лютера, помимо разной социальной ориентации и разных взглядов на таинство крещения, заключались также в том, что Мюнцер в отличие от Лютера признавал свободу воли человека и главную роль именно свободы воли, а не божественной благодати в спасении. Мюнцер в отличие от Лютера не признавал главным и единственным авторитетом святое писание. Мюнцер разработал концепцию «перерождённого человека». Перерожденный человек, по Мюнцеру, есть “судья и устроитель всего мира”, то, что он делает, он делает потому, что это написано в его сердце Богом. Таким образом, идея всеобщего священства выступает у Мюнцера в форме полной и безусловной субъективности, а фактически, на практике, она выступала часто в форме произвола, который не может быть ничем ограничен. Его не может ограничить даже Святое Писание., любое нарушение заповедей при этом можно объяснить волей Бога. Очень удобная идеология для крестьянского бунта с грабежами и убийствами. Мюнцер отвергал всякий земную власть и светский закон и вообще все, что может ограничивать человека в его внутреннем духовном церкви-царстве. И путь к этому царству он видел через кровь. В оправдание своего кровавого пути Мюнцер постоянно ссылался на Cв. Писание, которое он, понимал по-своему. Каждый человек, находясь под водительством Святого Духа, обладал правом толковать Писание так, как ему хотелось. Естественно, тех кто толковал иначе, нежели сам Мюнцер, он объявлел непринадлежащим к избранным и изгонял.

Гуманисты и Томас Мюнцер

Гуманисты в целом не приняли идей Мюнцера. Одим из немногих немецких гуманистов, примкнувших к анабаптистам был Себастьян Франк (1499-1543), но даже он осуждал и критиковал сектанский радикализм народной реформации. Себастьян Франк говорит: “...большая часть (анабаптистов) проповедует о кресте, как о единственном пути к жизни... проповедь эта была бы совершенно справедлива, если бы они идолопоклоннически не обожали своих страданий, надеясь спастись не через Христа, а через одни личные свои страдания”.

Конфликт Лютера и Мюнцера

В 1523 г. Мюнцер появляется в городе Альштедте (в Тюрингии), собирает прежних своих сторонников и проповедует установление на земле царства "святых". Руководимые Мюнцером сектанты разрушают иконы и жгут церкви как "пещеры дьявола". Мюнцер развивает здесь и социальный идеал: всюду должно водвориться равенство и братство, правители должны сравняться с последним христианином. Лютер называет Мюнцера "альштедтским сатаной", а Мюнцер Лютера – доктор Лжец (доктор Враль), виттенбергским папою, и льстецом князей.

Швейцарские анабаптисты и Томас Мюнцер

Около 1524 г. швейцарских анабаптистов проявили интерес к сочинениям Томаса Мюнцера. Они направили Мюнцеру письмо, в котором показывают свою солидарность с Мюнцером относительно вопросов веры и дел. Однако они не согласны с ним в том, что он оставил в мессе пение. «Мы, - говорят они, - никакого учения о пении и никакого примера его не находим в Новом Завете». Главное же расхождение было в том, что лидер швейцарских анабаптистов Гребель не соглашался с Мюнцером по поводу военных средств к достижению реформы.

Восстание в Швабии.

Первые выступления крестьян в Швабии начались в июне 1524 г. в деревнях на Верхнем Рейне, в районе, расположенном вблизи швейцарской границы. Крестьяне отказались выполнять новые нормы отработок у своих господ, но были готовы нести повинности по старым распорядкам. Господа были упрямы, власти невнимательны, поэтому смута быстро разрослась и охватила обширные земли. Появились призывы не выполнять повинностей вообще, не платить никаких платежей, свободно пользоваться лесами и водами, разгромить монастыри, не подчиняться никакой власти, кроме Бога. Начали образовываться первые крестьянские отряды. Командиром одного из них выбрали крестьянина Ганса Мюллера, который в свое время служил наемником и был опытен в военном деле. Осенью 1524 г. со своим отрядом в 800 человек он направился в поход по деревням. К концу похода образовалось уже три вооруженных отряда, насчитывавших 4500 человек. Первая попытка в декабре 1524 г. разбить восставших ни к чему не привела: один из отрядов потерпел поражение, но восстание только сильнее разрослось. Швабский Союз мог бы разгромить восставших, так как имел крупные отряды наемников, но основная их часть как раз в это время участвовала в войне императора с Францией на итальянской территории и пока не могла помочь в подавлении восстания. Власти, выгадывая время и собирая силы, повели долгие переговоры о мирном, основанном на компромиссах, решении всех конфликтов.К марту 1525 г. в Швабии существовали уже 6 крупных вооруженных отрядов, насчитывавших до 40 тысяч человек. На деревенских сходках и в лагерях отрядов принималось сотни коллективных крестьянских жалоб.

"Двенадцать статей" – главный программный документ крестьянской войны.

В начале марта в городе Меммингене обрались руководители отрядов с целью выработать общие программные требования. Руководитель одного из отрядов кузнец, убежденный лютеранин, выступавший против насильственных действий за мирное решение крестьянских проблем путем переговоров с властями, поручил подготовить свод основных жалоб и требований двум опытным людям. Первым таким человеком стал цвинглианский проповедник, вторым - подмастерье скорняка, хорошо знавший Библию и ставший писцом одного из отрядов. Эти люди составили главный программный документ Крестьянской войны — "Двенадцать статей". В марте 1525 г. статьи были напечатаны и за время Крестьянской войны этот документ переиздавался 24 раза.В отличие от той части повстанцев, которая брала штурмом замки и монастыри, разрушала их, попутно грабя их запасы и винные погреба, составители "12 статей" стремились продемонстрировать свои мирные намерения. Статьи сопровождались многочисленными ссылками на Евангелие.

Требования "Двенадцати статей":

Право выбора общиной своего священника, который должен проповедовать истинное Евангелие. Указывалось, что крестьяне предлагают содержать его за счет "большой десятины", с зерна, платить которую они были согласны.

Отменить "малую десятину" со скота «ибо Господь Бог сотворил скот для того, чтобы люди бесплатно пользовались им»

Отмена личной несвободы и крепостного права.

Отменить дворянские привилегии на рыбную ловлю и охоту, ибо Бог дал человеку «…власть над всеми зверями, над птицею в воздухе и над рыбою в воде».

Разрешить безвозмездно пользоваться лесом для топлива и строительства.

Сократить, хотя и не отменить вовсе, барщину.

Отвлечение крестьян на отработки должно быть в удобное для него время, не должно наносить ущерб ведению его хозяйства и не превышало бы заключенных договоров.

Размер арендной платы за землю не должен разорять крестьянина.

Отвергался произвол судов в назначении новых штрафов. Им предлагалось при вынесении наказаний опираться на прежний писаный закон.

Возвратить общинам незаконно захваченные у них земли.

Отменить посмертный побор обижающий беззащитных вдов и сирот.

«Общее решение»: Выражена готовность оступить от той статьи, которая противоречит Святому писанию.

"Двенадцать статей" были приняты тремя отрядами, которые решили составить общее "Христианское объединение". Правда, единое командование военной силой при этом не было создано, отряды лишь извещали друг друга о своих действиях и планах. Объединение повело переговоры со Швабским союзом и между сторонами было заключено перемирие.Однако в апреле 1525 г. восставшие нарушили перемирие захватами замков и монастырей и казнями священников и дворян. Командующий Швабского союза к этому времени закончил перевооружение войска союза и его пополнение наемниками на деньги, предоставленные Фуггерами. Нанеся неожиданный удар по крестьянам, правительственные войска одержали первую значительную победу. Сказалась неопытность крестьян в военном деле, не раз проявлявшаяся и позже. После первых же залпов артиллерии они начинали разбегаться. Швабский союз сочетал разгром отрядов восставших по частям с дипломатией и компромиссами. В апреле 1525 г. в Вейнгартене был заключен мирный договор с одним из самых крупных отрядов в 12 тысяч человек. Повстанцы обязались быть послушными господам, если их жалобы будут рассмотрены и никаких наказаний за участие в восстании не последует. Вейнгартенский договор позволил войскам Швабского союза двинуться во Франконию, где восстание вступило в свою высшую фазу.

Восстание во Франконии

Крестьянское движение во Франконии, началось в марте 1525 г. Здесь также возникло несколько больших повстанческих отрядов, начались штурмы и сожжения замков и монастырей.Повстанцы во Франконии угрозами вынуждали население оказывать им помощь или присоединяться к ним. Програмный манифест восстания во Франконии - анонимный документ "Статейное письмо", распространявшийся с начала мая 1525 г. Автор "Статейного письма", предлагал создавать "христианские объединения" для освобождения "простого бедного человека" от тягот. Цель этого — избежать вооруженной борьбы и кровопролития. К тем, кто не примкнет к объединению, применяется светское отлучение, то есть изгнание, лишение прав, а в случае сопротивления - казнь. Замки и монастыри объявляются находящимися в светском отлучении немедленно. Анонимный автор исходил из принципа перехода власти к народу, который противостоит господам и сам решает, не считаясь ни с какими существующими властями, что нужно делать со своими противниками. Статейное письмо читали не многие крестьяне, но в нём отражены основные тенденции, которые восставшие на практике даже ничего не зная об этом документе.Специфика восстания во Франконии в том, что здесь было многочисленным рыцарство. Из его среды вышли люди, возглавившие крестьянские отряды. Некоторые рыцари, такие как разорившийся дворянин Флориан Гейер, искренне поддерживал крестьян. Другие, например, рыцарь Гец фон Берлихинген становились командирами отрядов, чтобы не допустить "неразумных" действий повстанцев в своих владениях и владениях своих соседей. Ещё в 1514 г., находясь на службе у герцога Ульриха Вюртембергского, Гец фон Берлихинген участвовал в подавлении восстания крестьян и горожан, организованного тайным обществом «Бедный Конрад». Во время, будучи командиром отряда крестьян, предал их в канун решающего сражения с противником. Спустя два с половиной столетия некоторые события того периода нашли отражение в исторической драме Гёте «Гёц фон Берлихинген».В мае 1525 г. во Франконском городе Гейльбронне был намечен съезд делегатов от крестьянских отрядов. Он, однако, не состоялся из-за вестей о приближении войск Швабского союза. Не обсужденной, только в виде проекта, осталась "Гейльброннская программа", подготовленная, начальником полевой канцелярии одного из отрядов, и бывшим городским казначеем. Содержание Гейльброннской программы отразило разнородный состав франконского движения. В ней нашли выражение интересы и крестьянства, и бюргерства, и дворянства. Главная цель проекта — усиление центральной власти императора в противовес князьям. Князья должны были стать лишь должностными лицами империи. Церковные имущества подлежали секуляризации, а из этого фонда следовало наделить землей рыцарство. Духовенство следовало отстранить от власти в светских делах. Крестьянам программа обещала отмену личной зависимости и возможность выкупить феодальные повинности за взнос, равный их 20-летней стоимости. Больше всего проект обещал горожанам: установление единых монеты, мер и веса, отмену внутренних таможенных сборов, выборный суд и представительство при принятии законов в общеимперском органе. Запрет деятельность крупных торгово-ростовщических компаний, которых горожане часто обвиняли в стремлении к монополии. Программа осталась лишь утопией, но как исторический источник она адекватно отражает интересы и мотивы восставших во Франконии.Войскам Швабского союза удалось разбить франконские отряды. Их били поодиночке. Флориан Гейер погиб в бою. Тысячи схваченных повстанцев были подвергнуты суровым наказаниям, руководители — жесточайшим пыткам и казни, часть крестьян – ослеплению. Господа мстили за пережитый ими страх. Расправившись с повстанцами во Франконии, войска Швабского союза вернулись в Швабию и добили там оставшихся мятежников с помощью самих же крестьян, соблюдавших Вейнгартенский договор.

Восстание в Тюрингии и Саксонии

Началось в феврале 1525 г. Здесь более активно, чем в остальных областях, в восстании участвовало городское плебейство. Важную роль в воздействии на умы повстанцев сыграл Томас Мюнцер. С февраля 1525 г. имперский город Мюльгаузен с 7,5 тысячами населения, где находился Мюнцер, стал одним из важнейших центров Крестьянской войны. Магистрат оказался под влиянием Мюнцера и его сторонников, а также другого народного проповедника, Генриха Пфейффера, уроженца Мюльгаузена. Полного согласия в тактике между Мюнцером и Пфейффером не было, но оба стремились вдохновить повстанцев на борьбу. Мюнцер пророчил скорый конец "безбожным тиранам" и переход власти к простому народу, утверждая, что крестьянские отряды действуют по прямому повелению Господа.Крупный военный лагерь повстанцев образовался у города в мае 1525 г. Франкенхаузен в Тюрингии. Туда прибыл на подмогу и Мюнцер с тремя сотнями человек. Навстречу княжескому войску вышел отряд в 8000 крестьян, большей частью плохо вооруженных и без конницы. На требование выдать Мюнцера крестьяне ответили отказом. Мюнцер обратился к ним еще раз с абсурдным воззванием, уверяя, что Бог отклонит от них выстрелы.Перед сражением на небе появилась радуга, и Мюнцер, вдохновлявший крестьян своей речью, уверял их, что это знак поддержки со стороны небесных сил — ведь радуга, связующая небо и землю, была изображена и на знамени крестьян. Княжеские войска применили против мятежников артиллерию. Среди повстанцев поднялась паника, за бегущими устремилась княжеская конница, Было убито 5 тысяч повстанцев, 600 взято в плен. Мюнцер и Пфейффер были казнены. С восстанием в Тюрингии было покончено.

Лютер во время крестьянской войны

В апреле 1525 г. Лютер написал "Увещевание к миру в связи с "12 статьями" швабского крестьянства", в котором проанализировал “Двенадцать статей” швабских крестьян и выразил им сочувствие. Когда Лютер писал «Увещевание к миру», он еще не знал, что выступление крестьянства, требовавшего права и свободы, сопровождалось погромами замков и монастырей, актами жестокого насилия и убийствами. Придерживаясь в этом сочинении дружеского, примирительного тона, он заявлял, тем не менее, что ни при каких обстоятельствах не согласится с декларируемым в программе стремлением крестьян к ликвидации различий между Божьим и светским царствами. Если это произойдет, — отмечал Лютер, — то светское правление будет разрушено, проповедь Божьего слова — приостановлена, а вся Германия будет обречена на то, чтобы длительное время лежать в руинах. В мае 1525 г., когда в числе руководителей восстания в Тюрингии встал Томас Мюнцер, Лютер, узнав о массовых убийствах, написал брошюру “Против шаек крестьян, сеющих убийства и разбой”. В этом памфлете Лютер с ненавистью и яростью осуждал мятеж и призывал "рубить, душить, колоть" повстанцев "как бешеных собак". Усмирители восстания действовали подобным образом и без его призыва, но с этого времени Лютер твердо связал свою судьбу с существующими властями.

Завершение Крестьянской войны в основных районах.

Уже к лету 1525 г. главные районы Крестьянской войны были усмирены войсками Швабского союза и князей, но возмущение все еще проявлялось в разных местах. Последнюю из локальных вспышек подавили в декабре 1525 г.

Восстание в Тироле и Зальцбурге

Уже после завершения войны в основных трёх районах, на юго-западе Германии активизировалось восстание крестьян и горнорабочих в графстве Тироль и в Зальцбургском архиепископстве (обе территории в юго-западной Германии на границе с республикой Венеция, сейчас это территория Австрии). Здесь волнения крестьян весной 1525 г.В Тироле во главе движения стоял бывший секретарь архиепископа Михаил Гайсмайер. В августе 1525 г. он был заключён властями в тюрьму, но сумел бежать. В феврале-марте 1526 г. он составил для Тироля программу важнейших преобразований — "Земское устройство" (Landsordnung). Реальные планы, которые хотел бы осуществить Гайсмайер в случае победы, сочетались с утопией. В "Земском устройстве" речь шла об установлении в Тироле республиканских порядков. Намечалась мелиорация болот и освоение пустошей для выращивания зерновых культур, чтобы Т







Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 748. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия