Лекция 12 Политическое и экономическое развитие Германии в конце 15 – первой половине 16 веков.
Имперское управление. На рубеже 15 - 16 веков немецкие земли оставались частью крупнейшего политически раздробленного наднационального образования в Европе – Священной Римской империи. Германия была ядром этого наднационального династического союза. Осознание своей ведущей роли в союзе выразилось во введении в 1486 г. нового официального наименования – «Священная Римская империя германской нации». Кроме Германии, Империя включала Австрию, Нидерланды, Чехию, Люксембург, Бургундию. Формально империи принадлежали Швейцария и области в Италии, но фактически, Швейцария и Италии жили самостоятельной жизнью. Германия оставалась политически раздробленной и состояла из множества светских и церковных феодальных владений. Вначале 16 века в ней насчитывалось 7 князей курфюрстов, имевших право избирать императора, около 70 обычных светских и церковных князей, около 70 аббатов крупнейших монастырей, обладавших обширными землями в своей собственности, более 100 графств, более 60 имперских и вольных городов. Имперские города подчинялись непосредственно императору, вольные города обладали автономией и самоуправлением. Главным общеимперским органом управления был Рейхстаг (Reich – держава, государство; tagen - заседать). В рейхстаге участвовали все представители знати. Он состоял из трёх курий. Высшую курию составляли курфюрсты (от слова курия и немецкого Führer – вождь, руководитель). С 13 в. избрание императора производилось князьями-избирателями – курфюрстами (юридически закреплено Золотой буллой Карла IV 1356). С 1438 г. императорская корона фактически закрепилась за домом Габсбургов. Вторую курию составляла вся остальная знать: светская и духовная. Третью курию составляли имперские города. Рыцари в рейхстаг не входили. В этот период истории императору стало уже необязательным обращаться для коронования к Папе римскому. Первым от своего коронования Папой римским отказался Максимилиан I Габсбург (правил в 1493 - 1519 гг.). Региональные сословно-представительные органы в каждом княжестве назывались Ландтагами (немецкое Land – земля, страна и tagen - заседать). В Ландтаг помимо знати и подчинённых князю городов иногда могли входить представители отдельных крупных крестьянских общин. Однако такой состав не предусматривался в духовных княжествах, то есть в землях, принадлежащих епископу. В большинстве таких княжеств в Ландтагах могли заседать только священники. Князь занимал двойственное положение: по отношению к Рейхстагу он был чиновником, по отношению к Ландтагу – монархом. В этом специфика политического устройства Германии. И на Рейхстаге, и на Ландтаге каждое сословие принимало решения отдельно, затем они сопоставлялись и согласовывались. В начале 16 века эти сословно-представительные органы ещё составляли противовес суверенитету князей и императора. В 16 веке общеимперские и местные органы управления уже не столько дополняли друг друга, сколько конкурировали. Общеимперская централизация почти не продвигалась, зато княжеская централизация усиливалась, закрепляя тем самым политическую раздробленность. Городское управление.. Всего в начале 16 века в Германии приблизительно 3 тысячи городов. Самые крупные из них – вольные города Нюрнберг, Аугсбург, Кёльн – приблизительно 40 тысяч жителей. 20 – 25 тысяч насчитывали Гамбург, Страсбург или такой менее крупный город как Любек – самый влиятельный порт в Ганзейском Союзе. Численность остального множества городов составляла от одной до нескольких тысяч жителей. Крупные города были торгово-ремесленные, мелкие города – полуаграрные. Выборы городского органа управления – магистрата и его главы – бургомистра, проводились ежегодно. Тайные крестьянские общества. Движения «Башмака» и «Бедного Конрада». В 80-е годы 15 века в Эльзасе возникает тайное крестьянское общество «Дырявый башмак» с целью организации восстания. Эльзас в 16 веке юго-западная Германия, главный город – Страсбург (Страсбур), в 1648 году Эльзас отошёл к Франции. В 1502 г. центр общества Башмака с сотнями участников был раскрыт властями. Во главе заговорщиков стоял крестьянин Йос Фриц. Требования заговорщиков в основном касались уменьшения эксплуатации и произвола со стороны местных властей: упразднить местные власти в пользу имперских властей, разделить избыточное имущество церквей и монастырей, не платить оброка и десятины, восстановить свободу пользования общинными угодиями. При этом крестьяне обосновывали свои претензии не только традициями, но и «божественными правом» и «божественной справедливостью». В будущем это «божественное право» стало главной идеей Крестьянской войны 1524-25 годов. Несколько заговорщиков казнили. Йосу Фрицу удалось скрыться. Центр нового союза Башмака возник в 1513 г. в Брейсгау (область на юго-западе Германии, главный город Фрайбург). На этот раз Йос Фриц выдвинул умеренную программу, желая привлечь больше сторонников, не отпугивая их радикализмом требований, и придать тем самым больший размах движению. Теперь повинности требовалось не отменять, а сводить к минимуму и выплачивать их только тем, кто издавна обладал на это правом, а не ввел их по своему произволу в последние годы. Выиграв в количестве, Йос Фриц проиграл в качестве конспирации общества – оно было вновь раскрыто властями. Конкретным доносчиком стал ремесленник, которому Йос Фриц заказал сшить знамя для своих сообщников. На знамени должны были быть нарисованы распятие, дева Мария и святой Иоанн, а также знаки папы и императора, а посреди крестьянин и крестьянка и большой мужицкий башмак с золотыми ремнями. Лидеры заговорщиков были казнены, но самому Йосу Фрицу вновь удалось скрыться. Летом 1514 г. в герцогстве Вюртемберг (Юго-Западная Германия, главный город Штутгарт) вспыхнул бунт, подготовленный другим тайным обществом, названным «Бедный Конрад». Его вожак Бастиан Гугель, выступал против захвата дворянами общинных угодий и судебного произвола местного герцога. Крестьяне расчитывали на помощь городского плебса. В некоторых городах восставшие захватили власть. Герцог был вынужден созвать ландтаг, в результате работы которого был заключён так называемый Тюбингенский договор — компромисс между герцогом и верхушкой бюргерства. Договор предусматривал некоторое ограничение власти герцога, взамен чего города брали на себя выплату почти миллионного герцогского долга; крестьянские депутаты, которым было обещано рассмотрение их жалоб, не были даже допущены на ландтаг. Предательство бюргерства облегчило подавление восстания. В 1517 г. Йос Фриц вновь объявился в юго-западных землях в деревнях Верхнего Рейна, где возник очередной союз «Башмака». К крестьянам примкнул городской плебс Фрайбурга. При организации этого тайного общества была изменена тактика: вместо широкой вербовки на ограниченной территории – перешли к строгому отбору заговорщиков, но во многих местностях. Пропаганда велась во всей Юго-западной Германии. Лидерами становились главным образом обедневшие ремесленники. Предполагалось начать восстание с захвата городов Хагенау и Вейсенбург. Программа была ещё более умеренной, чем прежде и выражала наиболее общие требования, так как в движении участвовали различные земли, с непохожими друг на друга условиями. Планы опять провалились – власти раскрыли заговор. Йос Фриц исчез и больше не появлялся, его дальнейшая судьба неизвестна. Тайные общества конца 15 – начала 16 века подготовили беднейшие слои населения к совместным действиям и стали предпосылкой будущей крестьянской войны. Рыцарское восстание Франца фон Зиккингена Во время начала реформации ещё одной силой выступавшей против княжеского произвола с проимперских позиций стало рыцарство. Рыцарство по-прежнему видело свое основное предназначение в военной службе, но с развитием огнестрельного оружия, особенно артиллерии, значение тяжеловооруженной рыцарской конницы ослабло. Рыцарство начало получать деньги за службу, теряя прежние привилегии и отличия от простых наемников. Развитие товарно-денежного хозяйства ослабило экономические позиции рыцарей, которые с трудом приспосабливались к новым условиям; они беднели, особенно в Юго-Западной Германии. В поисках доходов они усиливали нажим на права крестьян, продавали доли унаследованного имущества горожанам, а некоторые даже грабили на дорогах купеческие обозы и с завистью смотрели на богатства церкви. Под лозунгами реформации часть рыцарства выступала, прежде всего, против церковных княжеств, то есть епископств и архиепископств. Большинство рыцарей были людьми малообразованными, их основные пристрастиями были охота, пьянство, азартные игры. Выступать единой силой в национальных масштабах они не могли. Новшества в этой среде воспринимались с опаской, и основная масса дворян с презрением относилась к появлению в своих рядах гуманистически образованных людей. Рыцарство Северной Германии смирилось со своей зависимостью от князей. Однако на рыцарских съездах в центральной и Южной Германии (Франкония и Швабия), среди которых оставалась многочисленная группа свободного имперского рыцарства, продолжались поиски выхода для своего служивого сословия. Трудность состояла в том, что князья отказывались что-либо обсуждать с рыцарством в целом как некой сословной группой и сознательно "дробили" его, соглашаясь лишь на переговоры каждого князя в отдельности с рыцарями его территории. Рыцари, напротив, стремились выступить через своих уполномоченных "единым фронтом", с общими позициями. Их целью было добиться на этой основе официального правового соглашения с князьями, чтобы укрепить свой политический статус в империи и повысить шансы самостоятельного представительства на рейхстагах. Претензии рыцарства к князьям включал жалобы на продажные и несправедливые княжеские суды, жалобы на налоги с рыцарей, в то время как они обязаны лишь личной службой; жалобы на безнаказанность князей, нарушающих мир, тогда как частные войны рыцарей ставятся под запрет. Когда стало очевидным, что с помощью переговоров решить эти проблемы невозможно, имперское рыцарство на Верхнем Рейне стало готовиться к вооружённой борьбе против князей. Избранным главой их союза стал удачливый предводитель наемных войск Франц фон Зиккинген (1481—1523). Помощником Зиккингена и идеологом движения стал вышедший из рыцарской среды гуманист Ульрих фон Гуттен. Он надеялся, что дворянство станет ядром широкой общенациональной оппозиции, включающей и города, в борьбе против Рима и его главной опоры в Германии – клира и духовных князей. Осознав национально-патриотическое значение Реформации в освобождении от римского засилия, Гуттен стал приверженцем Лютера, однако Лютер не мог поддержать рыцарей в их борьбе против князей, так как князья были главной социальной опорой Лютера. В августе 1522 г. Зиккинген выступил в поход против одного из крупнейших духовных княжеств Германии — курфюршества Трирского (на границе с Люксембургом). Цель похода: секуляризация целого княжества и освобождение местных рыцарей от княжеской церковной юрисдикции, что должно было подать пример дворянам других земель. Осада Трира оказалась, однако, неудачной. Объединенные войска архиепископа и князей, пришедших ему на помощь, весной 1523 г. штурмом взяли замок самого Зиккингена, который тогда же скончался от ран. Ульрих фон Гуттен, участвовавший в начальной фазе событий, преследуемый властями, тяжело больной, бежал в Швейцарию и вскоре умер. Войска Швабского союза, выполнявшие волю князей, провели карательную экспедицию по Франконии, разрушив более 30 замков сторонников Зиккингена. После этого поражения с политическими претензиями немецкого рыцарства было покончено навсегда.
|