Лекция 17 Реформация в Германии в 1525-1555 годах.
1525 г. – поворотный год в судьбе Лютера. 1525-й год стал поворотным и для общественной деятельности и для личной жизни Лютера. В то время, когда крестьянская война находилась на подъеме, в июне 1525 г. после очередной акции лютеран по организованной выдаче бывших монахинь замуж, одна из них по имени Катарина фон Бора осталась без пары. Лютер решил взять её в жёны. Он начинал стареть и нуждался в женской заботе. Дом являлся для Лютера символом христианского призвания, и он включал домашнюю жизнь в число “трех иерархий” христианского существования в этом мире, двумя другими для него были политическая и церковная жизнь. Лютер и Катарина стали образцом немецкой семьи – патриархальной, чуждой романтизму и сентиментальности, но исполненного взаимного уважения. У них было шестеро собственных детей; кроме того, Лютер и Катарина воспитали еще одиннадцать осиротевших племянников и племянниц. В прочном брачном союзе, доступном для всех сословий и слоёв, общества Лютер видел важное средство поддержания нравственности и стабильности в обществе. Здоровым молодым мужчинам, составлявшим основную часть духовного сословия, невозможно было честно следовать закону целибата. Это привело к широкому распространению проституции, следствием чего стало моральное разложения всего общества в целом и эпидемиям венерических заболеваний. Решение проблемы взаимоотношения полов (гендерный аспект), стало одним из важных факторов, привлекавших людей к реформации.В том же году произошел открытый разрыв Лютера с великим гуманистом Эразмом Роттердамским. Однако и Лютер, и Эразм имели общих почитателей и друзей. Оба они столкнулись без особого желания, просто потому, что оказалось объективно невозможным сохранить нейтралитет в этой борьбе. В споре с Эразмом, выступая против гуманистического движения в целом, Лютер противопоставил разум вере и назвал разум - «блудницей дьявола».Кроме того, в 1525 г. умер князь Фридрих Мудрый – главный покровитель Лютера. Лютер и Фридрих Мудрый встречались только однажды, но реформатор был многим обязан курфюрсту. Посредником в отношениях Лютера с Фридрихом Мудром был Георг Спалатин [настоящая фамилия Буркхард] (1484 - 1545) - немецкий писатель, юрист, священник. Учился в Эрфурте в 1505 г. В 1508 г. принял сан в священника, что дало ему финансовое обеспечение. В 1509 г. поступил на службу к Фридриху Мудрому Саксонскому. С 1513 года знаком с Лютером. Стал покровителем и посредником Лютера в отношениях с Фридрихом Мудрым. Вёл интенсивную переписку с Лютером. После смерти Фридриха Мудрого в 1525 г. Г. Спалатин стал его преемником в решении церковных проблем. Именно Спалатин переводит с латинского языка труды Лютера, Эразма Роттердамского, Меланхтона, делая их более доступными и известными. Наследники Фридриха Мудрого, которых воспитывал Г. Спалатин, были искренними сторонниками Лютера. Развитие реформации в Германии в конце 20-х середине 40-х годов. Враждебность Карла V к реформаторам и его приверженность католической вере оставались неизменными, но императору приходилось принимать в расчет политические соображения. Он потерял поддержку папы римского и короля Франции, он нуждался в поддержке для борьбы против Османской империи, и поэтому решил не ссориться с князьями. На рейхстаге в Шпайере в 1526 г. Вормсский эдикт был приостановлен до созыва национального церковного Собора, а до тех пор было решено, что каждый князь в своих владениях может проводить любые реформы. С этого времени реформация стала организованно проводиться в государственных масштабах.В Саксонии, где действовали Лютер и Меланхтон, в первую очередь началась секуляризация церковных земель и имущества. Часть этих имуществ перешла в руки дворянства и горожан, часть по распоряжению властей и под их контролем была направлена на содержание проповедников, школ, университетов. Вслед за Саксонией аналогичные меры осуществили и другие территории. В княжествах секуляризация усилила власть князя, а в имперских и вольных городах – власть магистрата. Следующей важной мерой была реформа школьного и университетского образования. Комиссия из теологов и юристов проверяла настроения и поведение проповедников, школьных учителей и преподавателей университетов. Главную роль в реформе образования сыграл Меланхтон. За свою деятельность в этой области он получил национальное признание и почитание потомками как “наставника Германии”. Но и деятельность Лютера была здесь очень важна. С целью улучшения существующей системы он издал инструкцию для школ. Начальное образование он считал необходимыми и для мальчиков, и для девочек. Лютер сам составил два важных документа - классические “Малый катехизис” и “Большой катехизис” (1529) для учителей и пасторов (от греч. katechesis - поучение, наставление - общедоступный, изложенный в виде вопросов и ответов учебник исповедания христианской веры). Лютер понимал, что новая общеобразовательная школа необходима для успеха реформы церкви. Он говорил по этому поводу: «когда мы умрем, откуда появятся наши преемники, если не из школ».В школах и университетах вводилось глубокое изучение древних языков и античной культуры, поощрялось создание профессиональных светских училищ для бюргеров, где изучались естественные науки.Лютер рассматривал музыку как активное средство духовного формирования человека. Представители Реформации противопоставляли музыке католицизма (непонятной широким массам из-за латинского текста и сложности музыкального склада) протестантский хорал, исполняемый всей общиной. Основным музыкальным источником протестантского хорала стала немецкая народная песня. Часто к уже известному напеву приспосабливался новый текст. Лютер сам сочинил более 20 протестантских хоралов. Эти песнопения, может быть, даже сильнее самой проповеди содействовали распространению реформации. Они легко проникали в народ и, передаваясь вначале из уст в уста, потом, однажды, провозвещали внутреннюю перемену целой толпы народа на открытой площади или в церкви. Чтобы провести свои положения в жизнь, Лютер предложил среди прочих мер следующее: “Любой школьный учитель должен уметь петь, иначе я его ни во что не ставлю”. Второй Шпайерский Рейхстаг Успешное развитие реформ привело к тому, что на втором рейхстаге в Шпайере в 1529 г. возобновившееся католическое давление привело к аннулированию ранее сделанных уступок, которых добились евангелические курфюрсты. В ответ на это от 5 княжеств и 14 городов был заявлен протест, авторы которого утверждали, что в делах совести и веры невозможно подчиняться решению большинства. С этого времени сторонников Реформации стали называть протестантами. “Аугсбургское Исповедание” Объявленный вне закона, Лютер не мог присутствовать на важном для протестантов рейхстаге в Аугсбурге в 1530г., и ему пришлось передать задачу свидетельства веры Меланхтону. Меланхтону справился с ней успешно и выпустил в свет “Аугсбургское Исповедание” (1530) - первый документ лютеранства, официально формулировавший его основные положения. Этот документ, а вернее книга была представлена семью князьями и двумя вольными городами рейхстагу в Аугсбурге. Филипп Меланхтон не был проповедником, способным увлечь толпу, но он был более образован, чем Лютер, и отличался терпимостью и снисходительностью к противникам. Он смягчал гневный характер Лютера. Так, например, несмотря на ссору Лютера с Эразмом Роттердамским, Меланхтон поддерживал дружеские отношения с гуманистом. Меланхтон систематизировал все разрозненные в разных трудах идеи Лютера, а позднее во 2-м издании "Аугсбургского Исповедания" в 1540 г. переформулировал некоторые положения лютеранства в более компромиссной форме. Этот документ, составленный на латыне и на немецком языке состоял из двух частей: первая часть «Вера и доктрина» - основные положения вероучения, вторая часть «Злоупотребления» - критика католицизма.На рейхстаг свои варианты вероисповедания послали также Цвингли и Мартин Буцер, выступавший за слияние цвинглианства и лютеранства. Под давлением католиков Карл V отклонил главный документ лютеран и потребовал привлечь протестантов к имперскому суду. Главную роль здесь сыграл Иоганн Экк, подготовивший «Опровержение» заблуждений протестантов состоявшее из нескольких сотен пунктов. В ответ Меланхтон написал «Апологию», ставшую официальным комментарием к «Аугсбургскому Исповеданию». Конфликт вокруг к "Аугсбургского Исповедания» положил начало длительному идейно-политическому и военному конфликту между протестантами и католиками. В 1531 г. в городе Шмалькальдене был организован военно-политический союз евангелистов реформаторов с целью противостояния католикам.Однако политическая ситуация вновь изменилась. Страх перед угрозой вторжения турок (которые в апреле 1532 г. выступили в поход и пересекли венгерскую границу) заставил императора пойти на примирение с протестантами, что выразилось в заключении религиозного мира в Нюрнберге (1532 г.). Этот промежуток времени оказался хорошей передышкой и позволил протестантам успешно завершить основные реформы. В этот период Лютер все больше дел передавал Меланхтону. Во множестве городов Германии ученики и друзья Лютера распространяли евангелическое учение. Частью Европы, где лютеранская церковь пустила свои глубочайшие корни и установила свое полное господство, стала Скандинавия. В 1527 год – прошла королевская лютеранская реформация в Швеции и Финляндии. 1536 год – лютеранство приняли Дания, Норвегия и Исландия. Лютеранская церковь оказала также глубокое влияние на земли Австрии и Венгрии, и была принята во многих городах этих стран.В последние годы жизни Лютер продолжал в это время бороться с “фанатиками”, к которым относил, кроме анабаптистов, и других радикалов, в том числе реформатора Каспара Швенкфельда (1490-1561), пытавшегося стать посредником между различными группировками протестантов и основавшего секту названную по его имени швенкфельдианами.После тяжелой болезни 1537 г. Лютер преждевременно состарился и практически стал инвалидом. Он умер в 1546 г. во время поездки в городе Эйслебене — в том городе, где и родился, — а его тело было погребено в Виттенберге. Первые войны между католиками и протестантами. Итак, протестанты и католики были готовы к решающей схватке, и примирение было невозможно - Реформация расколола Европу. Оплотом католической веры считался император Карл V Габсбург - могущественный государь, владевший Испанией, Неаполитанским королевством, Нидерландами и австрийскими землями. Владения императора состояли из разнородных областей, и из всех подчиненных ему государств он был самодержавным монархом только в Испании - в Германии ему приходилось считаться с могущественными и почти независимыми князьями, а в Нидерландах - с самоуправлением городов-коммун. Однако серебро, доставлявшееся из Америки испанскими каравеллами, позволяло Карлу V содержать большую армию и долгие годы сражаться с французами в Италии.Войны с Францией и Турцией долго отвлекали Карла V от активного вмешательства во внутренние дела империи. Лишь в 1546 г. после мира с французским королём Франциском I, развязав себе руки, император решил начать войну против Шмалькальденского союза, объявив, однако, что должен покарать его членов, не за религиозные взгляды, а за нарушение законов империи. Из Италии в Германию были переброшены 40 тысяч испанских солдат. Союзником императора выступил лютеранин саксонский герцог Мориц, получивший от протестантов за переход на сторону Карла V прозвище Иуды. Имперские войска одержали полную победу в битве при Мюльберге на Эльбе (24 апреля 1547 г.). Союз протестантов был распущен, Виттенберг занят войсками Карла V. Император подготавливал полное восстановление католицизма. Многие протестантские проповедники были вынуждены бежать из страны. Однако католические князья, одобрявшие политику наступления на протестантов, начали опасаться явного увеличения мощи императора.Ситуацией решил воспользоваться герцог Мориц. Резко изменив свою позицию, он возглавил антигабсбургские силы и заручился помощью Франции. В 1552 г. князья напали на императора, которому пришлось бежать из своей резиденции в Австрии в городе Инсбруке. После переговоров, которые велись с участием брата Карла V будущего императора Фердинанда I, на рейхстаге 1555 г. был заключен так называемый Аугсбургский религиозный мир. Договор продемонстрировал реальную расстановку сил в Германии. Князья, победившие и рыцарей, и крестьян, могли позволить себе открыто угрожать императору в случае притязаний на их власть с его стороны. Аугсбурский религиозный мир устанавливал на юридической основе имперского законодательства равноправие католиков и лютеран. За князьями закреплялось право определять официальную религию подданных, населения своих территорий. Впоследствии этот принцип был кратко выражен в формуле: "Чья власть, того и вера". Католических (австрийские наследственные земли Габсбургов, Бавария, Франкония, Эльзас, духовные княжества на Рейне и в Северо-Западной Германии) и протестантских (Саксония, Бранденбург, княжества Северной Германии, Брауншвейг, Вюртемберг, Гессен, Верхний и Нижний Пфальц).Политика Карла V по усилению империи потерпела полный провал. Вместо дальнейшей централизации власти, была на века усилена раздробленность страны. Такая грандиозная неудача побудила Карла отречься от престола. Его владения были поделены между сыном Филиппом II, королем Испании, и братом Фердинандом I, ставшим германским императором. Исторически Аугсбургский религиозный мир означал успешно завершение протестанской реформации в Европе.
|