Студопедия — Лекция 19 Жан Кальвин и реформация в Женеве.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Лекция 19 Жан Кальвин и реформация в Женеве.






Жан Кальвин (Calvin, Calvinus - латинизированный вариант французской фамилии Ковен - Cauvin) родился 10 июля 1509 г. в городе Нуайон, расположенном к северо-востоку от Парижа.Его родители принадлежали к уважаемым семьям буржуа, поддерживавшим деловые отношения со столицей Франции и крупнейшими нидерландскими городами — Антверпеном и Брюсселем. Карьера отца развивалась успешно: начав делопроизводителем городского правления, он стал поверенным епископа. Семья Ковен поддерживала дружеские отношения с семьёй местного графа, их дети домашнее образование получали вместе в графском замке, то есть Жан Кальвин получил аристократическое воспитание.В 1524–1528 Кальвин обучался в Париже, где преподавание велось все еще схоластическими методами. Первоначально его предназначали к церковной карьере (в возрасте 13 лет ему был обеспечен бенефиций), однако после окончания артистического факультета он, по желанию отца и по собственной склонности, решил обратиться к юриспруденции. В этот период (начало 1530-х годов) Кальвин, не ограничиваясь юриспруденцией, он старался расширить свои познания в области классической филологии и вообще гуманитарных наук. Результатом этих занятий стал его комментарий к трактату Сенеки «О милосердии», опубликованный в 1532. Однако более важными для всей последующей жизни Кальвина стали его контакты с теми евангелическими и реформистскими сообществами, которые во Франции объединялись вокруг гуманиста Фабера Стапуленсиса (Жак Лефевр д` Этапль (1450 - 1536)). Эти люди не только изучали Библию на языках оригинала, но и были знакомы с сочинениями М. Лютера. Вращаясь в кругу сторонников Лютера, Кальвин постепенно и сам примкнул к евангелическим христианам. В конце 1533, после революционной реформистской речи, произнесенной ректором Сорбонны которому в составлении этой речи помогал молодой Кальвин, Кальвину пришлось срочно бежать из Парижа, спасаясь от преследований, так же как и ректору. Он жил под чужим именем во многих городах Франции. Усиливающиеся гонения на евангелических христиан во Франции, в конце концов вынудили его совсем покинуть страну: Кальвин отправился в Страсбург, а затем в Базель. Там он познакомился со многими вождями Реформации – Генрихом Буллингером (преемник Цвингли), Мартином Буцером и другими. Кроме того, в 1536 г. Кальвин осуществил первое издание своего важнейшего теологического труда – Наставление в христианской вере (Institutio religionis christianae). Эта книга была задумана с целью дать краткое изложение протестантского вероучения и защитить французских протестантов от обвинений в том, что они, подобно анабаптистам в Германии, восстают против государственной власти. Написанная на очень высоком уровне эта книга в возрасте 28 лет сделала Кальвина известным и авторитетным. Осенью 1536 г. же года Кальвин в последний раз посетил город своих родителей Нуайон, и этот год стал переломным в его судьбе. Из Нуйона он намеревался направиться в Страсбург, однако очередная вспышка войны между Карлом V и Франциском I сделала недоступной прямую дорогу в Страсбург, и ему пришлось ехать в обход через Женеву. В Женеве он предполагал лишь переночевать, однако о его прибытии стало известно его соотечественнику эмигранту Гильому Фарелю, только что приступившему к церковной реформе в Женеве. Фарель просил и даже умолял Кальвина, уже снискавшего себе известность в ученых кругах благодаря своей книге, остаться в Женеве и прочитать курс богословских лекций. Для Женевы реформация означала к тому же политическую независимость от савойского епископа (Савойя – большое герцогство, расположенное между Италие, Францией и Швейцарией). Кальвин поначалу отказывался взять на себя эту задачу, потому, что у него имелись иные планы и потому что он, по своему душевному складу, склонен был избегать публичности. Однако в конце-концов проникшись убеждением, что Богу действительно угодно, чтобы он способствовал торжеству Реформации в Женеве, он со всем рвением и усердием взялся за роль профессора и проповедника Святого Писания. На первых порах Кальвин намеревался осуществить коренные преобразования, полностью изменив физический и духовный облик города. Однако уже через три года этот план сорвался, прежде всего из-за нетерпеливости и неопытности молодого энтузиаста, каковым был тогда Кальвин. Он был изгнан из города вместе с Фарелем. Кальвин поселился в Страсбурге и жил там с 1538 по 1541. Здесь, помимо чтения лекций в собранной им вокруг себя небольшой общине беженцев из Франции, он получил возможность познакомиться с тем типом церковной организации, о котором он сам мечтал. Кроме того, он участвовал в религиозных диспутах, состоявшихся по инициативе Карла V, и опубликовал второе, существенно расширенное издание «Наставления в христианской вере». Важной стороной его деятельности было переубеждение анабаптистов и возвращение в церковь многих из них. В 1540 в Страсбурге Кальвин женился на Идлетте де Бюр, вдове раскаявшегося анабаптиста.

Церковная реформа Кальвина в Женеве.

После 1540 женевцы стали настойчиво просить Кальвина вернуться в Женеву. Возросла заинтересованность в независимости от Савойи, усилились позиции сторонников реформации, ослабли позиции противников Кальвина. Осенью 1541 Кальвин уступил этим просьбам – при условии, что ему будет предоставлена возможность осуществить нововведения, которых он добивался раньше. Вместе с собой Кальвин привёз команду помощников, тогда же в Женеву вернулся и Фарель. Жан Кальвин представляет собой второе поколение реформаторов. Первому поколению реформаторов – таким, как Лютер или Цвингли, в основном, приходилось отвечать на вопрос, какой не должна быть церковь. В том смысле, что они вынуждены были отгораживать реформированную церковь с одной стороны от католичества, а с другой – от радикализма. Перед вторым поколением реформаторов стояла задача систематизировать богословие и богослужение протестантизма. И Кальвин уже отвечал на вопрос, какой должна быть реформированная церковь. У Кальвина появилась возможность создать общину верующих, которые не просто собирались бы на воскресное богослужение но старались всю свою жизнь превратить в служение Богу. При том, что церковь остается центром, оказывающим влияние на всю жизнь верующих, это служение Богу может осуществляться в повседневных делах, в преподавании в школе, в заботе о нищих, так что и экономическая, и политическая жизнь, и вообще – вся частная и вся общественная жизнь посвящается служению Богу. Кальвин устроил свою церковь как общину верующих, руководствующихся сознанием, что каждый ее член, в соответствии со своими способностями и занимаемым положением, должен стремиться превратить мир в «зрелище славы Божией» (theatrum gloriae Dei). Эти цели Кальвин намеревался достичь введением строгой внутренней дисциплины. Неукоснительно придерживаясь этого курса и назначая суровые наказания за отступления от чистоты вероучения и за пренебрежение заповедями церкви. Кальвин постоянно вступал в конфликты со своими оппонентами, пока, в 1555 г. его последователи не получили большинства в магистрате. Взяв за образец Новый Завет и древнюю церковь, Кальвин создал в Женеве такую церковную организацию, которая впоследствии стала нормативной для реформатских церквей во всем мире. Руководители общины избирались и контролировались ее членами. Существовали четыре вида "служб": пасторы для проповеди, доктора (учителя) для сохранения чистоты учения, пресвитеры (старейшины) для контроля за церковной дисциплиной, диаконы для надзора за церковным имуществом, сбора пожертвований и заботы о бедных. Дела общины обсуждались ее руководством на совете старейшин — консистории (от латинского consistorium – место пребывания, собрание людей), догматические вопросы — на конгрегациях, собраниях духовных наставников (от лат. congregatio - союз, соединение). Общины были автономны, но поддерживали тесную связь друг с другом для обмена опытом, а при необходимости — для согласованных действий. Церковный культ, по учению Кальвина, требовал еще больше строгости и простоты, чем это допускалось другими течениями Реформации. Отвергалось не только поклонение святым, мощам, реликвиям, иконам. Из кальвинистских храмов удалялись алтари, распятия, свечи, богатые одеяния и украшения - ничто не должно было отвлекать от сосредоточенности на общении с Богом. Прекратилась даже органная музыка. Правда в последующие столетия она была возвращена, но кальвинистская музыка после такого перерыва уже никогда не достигнет тех высот, каких достигнет лютеранская музыка, породившая Иогана Себастьяна Баха и всю семейную династию гениальных композиторов в которую он входил. На первом этапе построения новой церкви основной задачей была регламентация церковью жизни каждого ее члена в отдельности и жизни общины в целом. Осуществлялись систематические инспекции частных жилищ старейшинами общин, были запрещены не только азартные игры или ругательства, но и чтение развлекательной литературы, музыка при процессиях, танцы на пиршествах, театральные зрелища, за исключением назидательных пьес на библейские темы. Особенно строго следили за посещением церковных служб, поощрялись доносы соседей на нарушителей этого правила. То, что считалось преступлением против веры и нравов, подлежало тяжким наказаниям. Ослушников изгоняли из города и даже казнили. Только в начале деятельности Кальвина за 6 лет было совершено 58 казней, а 76 человек изгнали из города. Несмотря на жесткость установленного в Женеве режима, Кальвин неизменно пользовался поддержкой большинства горожан. Непрерывный приток иммигрантов приносил с собой живые свидетельства страданий и бедствий, претерпеваемых в разных странах за евангелическую веру. В этой ситуации Женева казалась кальвинистам оазисом свободы.

Основные постулаты учения Кальвина

Согласно Кальвину христианин обретает способность «шествовать вперед по пути своего призвания» и изменить облик мира сего. Не столько через личную святость и аскетизм, сколько через труд, умеренное пользованием благами мира сего и неустанное служение общине.По его учению, спасение основано на суверенной воле Бога выраженной двойным предопределением одних ко спасению, других к осуждению. Предназначенные к спасению составляют небольшую группу, избранную Богом в силу непостижимого решения, помимо всяких их заслуг. С другой стороны, никакие усилия не могут спасти тех, кто осужден на вечную погибель. Кальвин считал, что служение Христа на кресте совершилось лишь для тех, кто избран ко спасению. Избранные будут спасены независимо от их собственного начального желания.Сомневаться в собственном избранничестве христианин не должен, ведь подобная обеспокоенность уже сама по себе является "сатанинским искушением", симптомом недостаточной веры в Бога. Земные поступки не играют никакой роли в спасении души, так как человек избирается к спасению ещё до сотворения мира. Основанием для такого вывода для Кальвина служат слова из Послания апостола Павла к Ефесянам 1:4: «Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны перед Ним...». Именно такой трактовке спасения кальвинистская Реформация была обязана своей мощью и уникальным бунтарским духом, проявлявшемся в фанатичной готовности пострадать за веру. Кальвинисты были неустрашимы, так как были уверены в своём безусловном спасении. Догма о "двойном предопределении" в системе взглядов Кальвина была связана и с его трактовкой причастия. В понимании Лютера при евхаристии с хлебом и вином реально соприсутствуют плоть и кровь Христа. В интерпретации Цвингли причастие было лишь символическим обрядом в память Тайной вечери. Кальвин утверждал духовный характер причастия, считал, что Божью благодать при его свершении получают одни лишь избранные. По учению Кальвина христианин должен с максимальной полнотой реализовать свое "призвание" — дарования и возможности, заложенные в него Богом, которые проявляются во всей его деятельности и, прежде всего, в профессиональной. Бог сам дает человеку ориентир, некий знак, свидетельствующий о его поддержке, о том, что человек верно понял свое "призвание" и на правильном пути осуществляет его — это успех или неудача его дела. Кальвин пользуется при этом понятиями "процветание" или "беда". Бог благословляет удачу, но ее надо добиваться только честным и законным путем, не забывая о долге и перед Богом, и перед ближними. "Процветание" и "беда" в равной мере являются испытаниями смирения и нравственных устоев человека. "Процветание", например, приводит к накоплению богатства, но этот дар Бога нельзя обретать "ценой крови и пота других людей", то есть, нарушая заповедь "не укради". Уже имея богатство, его нельзя промотать, удовлетворяя свои прихоти, лучше вложить капитал в общественно полезное дело. В целом религиозно-нравственные принципы учения Кальвина утверждают и стимулируют высокую активность личности, ее трезвый и рациональный подход к делу, волевой напор в решениях, заботу об успехе дела при аскетичности собственных желаний. Такая идеология в значительной степени способствовала развитию капитализма. Об этом влиянии написано знаменитое исследование немецкого социолога и историка начала XX века Макса Вебера – «Протестантская этика и дух капитализма» (1909-1910). Кальвин высоко оценивал роль церковной организации. Он считал, что, поскольку церковь (не в смысле храма, а в смысле организации) является местом служения Христа, так как Он Сам учредил ее, то Он желает встречаться с верующими в ней и только в ней. Кальвин превозносил Важность церкви больше, чем остальные лидеры реформации и учил, что вне церкви не существует спасения. В связи с этим он придает важное значение отлучению от церкви (точнее лишению причастия). Он признавал только временный, воспитательный характер отлучения, служащего интересам видимой церкви. При этом Церковь связывает не на вечную погибель, а осуждает лишь образ жизни и известные дела человека. Если сравнить с католической Церковью, то здесь отлучение было средством достижения политических и финансовых притязаний Церкви. Отлученный католик лишался спасительных средств церкви и гражданских прав, после кончины его хоронили в неосвященной земле. Таким образом, он посредством отлучения лишался вечного спасения. Лютеране же не уделяли большого внимания теме отлучения. Подобно Лютеру и Цвингли, Кальвин рассматривал государство как установление Бога. Лютер считал, что ответственность за тиранию падает на саму светскую власть, Бог сам накажет тирана, а потому сопротивление неправедной власти возможно только пассивное, без применения силы, лишь как внутреннее противостояние и ожидание справедливого суда божьего. Цвингли, в отличие от Лютера, признавал право общины на сопротивление тирании, не позволяющей верующим нормально выполнять свой христианский долг. Кальвин делает это еще резче, возводя борьбу против тирании в разряд религиозной обязанности. Но это означало не поощрение бунтов, а лишь призыв к демократии, так как функции свержения плохого правителя могут взять на себя только магистраты и представители сословий. Истоки западной демократии непосредственно вытекают из реформатских учений, прежде всего кальвинизма.

Проповеди Кальвина

Почти весь город собирался, чтобы услышать проповеди Кальвина. Семнадцать проповедей в неделю для города с населением 15 000 человек. Отсутствие на богослужениях по неуважительной причине наказывалось штрафами. Кальвин верил, что все Слово Божие, без исключения, написано для верующих, и оно должно быть проповедано все, а не только какие-то выбранные места. Писание объясняет само себя. Поэтому Кальвин проповедовал книгу за книгой, стих за стихом. Когда он через три года вернулся из изгнания, то взял для проповеди стих, следующий за тем, на котором он вынужден был прерваться и продолжил проповедовать. Кальвин проповедовал без каких бы то ни было записей, но, тем не менее, сохранилось 2200 записанных его проповедей. Это стало возможно благодаря приставленному к нему стенографисту.В 1551–53 годах Кальвин осуществил полный перевод Библии на французский язык с комментариями, ко всем книгам, кроме Апокалипсиса. В его переводе пророки и апостолы говорят на современном ему языке, без архаизмов, но и без упрощения. Следует заметить, что все лидеры так называемой консервативной докторской реформации (возглавляемой докторами богословия), противостоящей радикальной народной реформации, очень сдержано относились к книге Апокалипсиса, сомневаясь в том, что её вообще следует считать канонической, а не апокрифической. Идея конца света оставалась на периферии их учений или вообще игнорировалась, так как они были рассчитаны на образованных и прагматично настроенных аристократов, бюргеров и зажиточных крестьян, а не на отчаявшихся невежественных и суеверных разорившихся крестьян и ремесленников.

Влияние кальвинизма на историю

Кальвин стремился объединить протестантов. Эти усилия увенчались лишь единственным успехом – принятием «Цюрихского соглашения» 1549 г., закрепившего компромисс в трактовке учения о евхаристии между Кальвином и протестантами немецкой части Швейцарии, придерживавшимися цвинглианства. Лидером цвинглиан в этот период был Буллингер. Соглашение Буллингера и Кальвина фактически привело к постепенному слиянию цвинглианской и кальвинистской церквей. К середине XVI столетия Жан Кальвин становится самой влиятельной фигурой Реформации. После смерти Лютера в 1546 году все люди, убежденные в ошибках католической церкви, перевели свой взгляд на Кальвина в поисках руководства и наставления. Географическое центральноевропейское положение Женевы и рост реформаторского движения во многих частях Европы определили консолидирующее значение города и его духовного лидера. В особенности это касалось тех, кто скрывался от гонений. Женева стала прибежищем для протестантов, чья жизнь подвергались опасности. В 1559 г. женевский колледж по инициативе Кальвина был преобразован в академию. Во главе её был поставлен Теодор Беза - будущий приемник Кальвина. Еженедельно читались по 27 лекций. В штате были лучшие европейские профессора латыни, греческого и еврейского языков, искусств и богословия. Умение и прилежание всячески приветствовались и поощрялись наградами. Студенты неудержимо стремились лекции. Женевская академия являлась важнейшим центром для распространения идей Реформации в романских странах. Отсюда выходили лидеры французских гугенотов, голландских кальвинистов, и главным образом учение Кальвина принялось и воплотилось у шотландских пресвитериан и английских пуритан. Одним из таких лидеров стал шотландец Джон Нокс (1505-1572). Он эмигрировал в Женеву вследствие преследований протестантов королевской королевой Марией Тюдор Кровавой. В 1559 году после смерти Марии Тюдор он вернулся в Шотландию начал борьбу с католической королевой Шотландии Марией Стюарт и основал шотландскую реформатскую церковь, названную пресвитерианской церковью. Именно в Женеве несколько английских и шотландских эмигрантов взялись за новый профессиональный перевод всей Библии на английский язык. Первое издание вышло в 1560 году и вскоре стало самой популярной версией перевода среди протестантов Англии и Шотландии.Из школы Кальвина выходили строгие, до фанатизма смелые служители. Этот факт является одной из причин того, что реформатские церкви имели успех даже на немецких территориях. В то время как Лютер, в основном, проповедовал пассивное сопротивление оппозиции, кальвинисты выставили суровых, нетерпимых деятелей с железным характером. Власть над Женевской республикой никогда не была самоцелью для реформатора. Его подлинной целью было вернуть Францию к евангельской вере, – и не только Францию, но и многие другие страны, церковные и духовные лидеры которых поддерживали контакты с Кальвином, – Шотландию, Англию, Нидерланды, Польшу и Трансильванию (Северная Румыния). Однако к Франции – своей родине – он был особенно неравнодушен. В 1550 г. Кальвин основал школу, где обучались пасторы и проповедники для Франции. Они стали глашатаями протестантизма в этой стране, где проповедовать было опасно для жизни. В Женеве жили многие эмигранты из Франции, в том числе и печатники. И в городе с населением всего 15 000 человек работали 30 издательских домов. Огромное количество литературы отправлялось во Францию. В 70-е годы во Франции каждый десятый был протестантом (20 миллионов * 10% = 2 миллиона). Когда Кальвин покидал Францию в 30-е годы, там их практически не было. Возможно, ещё ни одно вероучение до этого не распространялось с такой скоростью. Учение Кальвина оказало не меньшее влияние на всю западную цивилизацию. Оно сказалось на формировании либерально-демократической концепции прав человека, права на самозащиту и в целом – на экономическом капиталистическом развитии Запада и его общественном сознании. Распространение кальвинизма в Европе имело своим результатом появление его различных разновидностей, особенности которых зависели от конкретных обстоятельств места и времени. Смерть Кальвина. За два или три года до смерти здоровье Кальвина заметно ухудшилось. Друзья советовали ему уменьшить объем работы, но он был непреклонен: “Разве вы хотите, чтобы Бог, когда пошлет за мной, не застал меня за работой?” На те собрания, где он хотел быть, его доставляли на носилках. Жан Кальвин скончался в мае 1564, в 54 года. Его преемником стал Теодор Беза (1519-1605), один из влиятельнейших богословов реформатской церкви и главный помощник Кальвина. Беза до конца жизни считался главой кальвинистов в Европе.







Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 823. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия