Лекция 18 Движение анабаптистов после Крестьянской войны
"Царство праведных" в Мюнстере. Основные общественные противоречия, которые вызвали Крестьянскую войну, не были полностью устранены. Кроме того, террор властей, ужесточение их контроля над церковной жизнью, школами, университетами, преследование инакомыслящих — все это не столько искореняло в народе стремления к преобразованию, сколько было для них дополнительным стимулом.В обстановке гонений радикальное течение Реформации дробится на множество сектантских групп, в которых нарастает нетерпимость к инакомыслию, в том числе по отношению друг к другу. Часть анабаптистов пересилилась в Нидерланды и перешла на позиции отрицания насилия, другая часть, оставшаяся в Германии, всё ещё надеялись построить царство божие на земле с помощью насилия.В феврале 1534 г. в г. Мюнстере в Вестфалии (северо-западная Германия) представители этой ветви анабаптистов изгнали из города епископа и завоевали большинство мест в магистрате. Главную роль в городе стали играть выходцы из нидерландских городов — булочник Ян Маттис и портной Ян из Лейдена (настоящее имя Ян Бейкельсзон 1509-1536). В 1533 г. Ян Лейденский явился в качестве странствующего пророка в Мюнстере вместе с Яном Маттисом и помогал последнему в распространении "Царства Христова". Ян Лейденски провозгласил себя апокалипсическим царем Нового Иерусалимом, которым был объявлен Мюнстер, и откуда мечом праведных будет распространено по всей земле царство Божие. Город подвергся осаде наемных войск епископа. Оборону возглавлял Ян Матис, а после его гибели — Ян Лейденский. Деньги упразднили, в городе производился только натуральный обмен. То, что руководство города считало излишком в принадлежащих кому-либо предметах потребления, подлежало конфискации. Сам царь жил в роскоши. Истреблялись иконы и церковные украшения, из книг оставили одну Библию, остальные сжигали. Отказавшиеся перекреститься изгонялись из города, их имущество было конфисковано. Ссылаясь на тексты Ветхого Завета, руководители анабаптистов ввели многоженство, главной причиной этой меры было то, что в осажденном Мюнстере женщин оказалось намного больше, чем мужчин. Этот опыт, однако, привел к такому непрекрытому разврату, что Яну Лейденскому пришлось отменить многожёнство.В Мюнстере это "царство" держалось 14 месяцев, до июня 1535 г. Всех руководителей обороны пытали и казнили, а в Мюнстере восстановили католицизм.Это кратковременное властвование анабаптистов, наглядно продемострировало неспособность радикального сектанства и народной реформация к нормальному управлению обществом. Реформационное движение в Нидерландах. Реформационное движение в Нидерландах началось под воздействием выступления Мартина Лютера и с самого начала оно встретило резкое противодействие властей. сожжения запрещенных книг Лютера проходили систематически. В 1522 г. Карл V создал императорскую инквизицию, которая должна была действовать на всей территории Нидерландов. Инквизиция вызвала недовольство городов, которые имели старое право на месте разбирать судебные, дела своих жителей, не передоверяя их никому другому. Это создало благоприятною социальную основу для принятия бюргерством реформационных учений.Инквизиционные суды в первый период реформационного движения в стране характеризовали всех обвиненных в ереси как "лютеран", без каких-либо уточнений. На самом деле лютеранство как таковое было слабо распространено в Нидерландах. Спецификой здесь стала множественность видов сектантской религиозной оппозиции Риму. При этом границы между учениями отдельных проповедников и сектантских групп часто были размыты, сами учения были эклектичны и расходились лишь комбинациями составляющих их элементов. Типичной, однако, оказалась нетерпимость к инакомыслию даже в своей среде, что приводило общины сектантов к неоднократным расколам. Вооруженное подавление в 1535 г. режима анабаптистов в Мюнстере и разочарование в надеждах на скорое установление земного царства Христа - все это сказалось на сектантском движении. Во-первых, все они стягивались из Германии в Нидерланды, где гонения хоть и были, но не так активны и организованы как в Германии. Во-вторых, призывы к насильственному установлению царства божьего на земле сменились возвратом к первоначальным антивоенным и непротивленческим установкам. Меннониты Меннониты - одна из протестантских сект, получившая название от своего основателя, Симониса Меннона (1496 – 1561(?59)), голландца по происхождению. Сначала Меннон был сельским католическим священником, причем, по собственному его признанию (в автобиографии), не отличался благочестием и любил светские развлечения. О воспитании его не сохранилось сведений; он не был ученым богословом, но свободно писал на латинском языке. В 1531 г. ему пришлось быть свидетелем жестоких казней анабаптистов, от сострадания к ним он перешел к убеждению в их правоте, ссылаясь при этом на Библию, чтением которой, как и сочинений Лютера и других протестантских богословов, он увлёкся. Когда, в 1535 г., при взятии войсками монастыря, которым завладели анабаптисты, был убит его брат, находившийся в числе анабаптистов, Меннон, после мучительной внутренней борьбы, открыто отрекся от католичества и вошёл в отношения с анабаптистами. Приняв главные пункты их учения, Меннон отверг политическое, воинствующее в мире назначение церкви, которое проповедовали Мюнстер и Ян Лейденский, и написал резкое сочинение против последнего и его притязаний на "царство". В 1537 г. Менно перекрещение и "рукоположение" от одного из анабаптистских. "апостолов" и выступил в качестве "странствующего проповедника" и вскоре привлек к себе последователей, организовал обширные общины в южной Германии. В этот период он также женится. В 1543 г. принял на себя звание главы всех анабаптистских общин, которые стали называться меннонитами. Существование секты не было признано ни в Германии, ни в Нидерландах, и сектанты могли собираться на богослужение лишь тайно, под опасением казни. Голова самого Меннона была оценена в 1540 г. Карлом V, и он должен был скрываться в потаенных местах. Специфическим обрядом у меннонитов является омовение ног. Омовение ног входит в более широкое устоновление Христа в Вечерю Господню. Основанием обряда являются следующие строки из главы 13 Евангелия от Иоанна «… Если я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу». Это установление расчитано на демонстрацию верующими любви и смирения по отношения друг к другу. Омовение ног проводится перед причащением. В тазы наливается вода, к ним выстраиваются верующие: первые моют ноги вторым, вторые третьим, а последние первым. Вода и полотенца периодически меняются. Пять лет до 1548 г. Меннон порвёл в Прибалтике с целью проповеди и организации меннонитских общин, и здесь написал главное свое догматическое соч. - "О Троице" (против унитариев, которые отвергали догмат о троице и утверждали единство божества). Меннон писал, что взаимное отношение лиц Святой Троицы составляет тайну, предмет верования, а не рассуждения. Последующая история меннонитства., представляет не что иное, как историю постоянной борьбы, внешней - с католиками и протестантами, внутренней - между партиями, образовавшимися в самом меннонитстве. Во время гонений среди Меннонитов оказалось много "падших", то есть отрекшихся от своей сектантской веры. Когда гонения утихли, возник спор об отношении меннонитов к этим падшим. Все сообщество Меннонитов разделилось по этому вопросу на "радикалов" требовавших безусловного отвержения падших, и "умеренных", соглашавшихся на их воссоединение. Победа осталась на стороне радикалов, и все "умеренные" собором были отлучены от церкви, несмотря на то, что к этой партии принадлежал сам Меннон. Радикалы потребовали от Меннона, чтобы он произнес проклятие над умеренных. Меннон уступил, написав в свое оправдание второе сочинение "Об отлучении". За эту книгу умеренная группировка провозгласила своего вождя "изменником". Меннон отвечал им анафемой, но, умирая, сказал окружавшим: "не будьте слугами людей, как я". Начиная с 1570-х годов меннониты в Нидерландах снова подвергались преследованиям, так как отказ от военной службы противоречил потребностям начавшейся национально-освободительной войны против Испании. Избавиться от гонений могли только те меннониты, которые жертвовали всем своим состоянием для борьбы с Испанией. В это время складывается такая специфическая черта меннонитов как строгая и мелочная регламентацией правил обыденной жизни. Для всех членов меннонитских общин установлена была форма одежды, убранство жилищ и т. п. Это было вызвано отчасти стремлением устроить свою жизнь наподобие первых христианских общины, отчасти сектанским стремлением отгородиться от всего остального мира. Но и в этом отношении скоро возникли разногласия, например о том, в храме ли только друг другу нужно умывать ноги, или и в частных домах, всем странствующим также умывать ноги; подвергать ли отлучению за нарушение правил об одежде и жилищах и тому подобное. За свою материальную помощь национально-освободительному восстанию меннониты получили полную свободу богослужения, право заводить школы и созывать соборы из представителей своих общин. Однаго постоянным камнем преткновения был отказ меннонитов нести военную службу, поэтому в 17 веке гонения вновь начались и в Нидерландах. Значительная часть меннонитов эмигрировала в Польшу и в Пруссию. В Пруссии, меннониты со временем также были лишены освобождения от военной службы, вследствие чего в 18-19 веках значительная их часть немцев меннонитов эмигрировала в Россию, которая давала им льготы и использовала их для освоения пустующих земель Урала и Сибири.
|