Лекция 8 Правление папы римского Льва X.
В заседаниях Латеранского собора активно участвовал единственный серьезный в то время претендент на папский трон - венгерский кардинал Тамаш Бакоц. Решения о запрете симонии было направлено в первую очередь против Бакоца, который открыто претендовал на место старого и больного папы и представлял чуждые Риму интересы (французское, венецианское и венгерское влияние). После смерти Юлия II на собравшемся в начале марта 1513 года конклаве присутствовало 25 кардиналов. Из них - 18 итальянцев, 3 испанца, а также венгр, француз, англичанин и швейцарец. Тамаш Бакоц отслужил в соборе Святого Петра Торжественную мессу по случаю открытия конклава. В ходе первого тура голосования Бакоцу не хватило всего нескольких голосов. Однако итальянцы подкупленные итальянсие кардиналы опомнились и быстро сплотились против "чужака", и во втором туре необходимое для избрания большинство в две трети голосов получил кардинал Джованни Медичи. При его избрании (он) симония уже не сыграла никакой роли. Джованни Медичи принял папское имя Лев X. Первым делом нового папы было удаление Бакоца из Рима. В качестве легата для особых поручений он был отправлен в Буду (это будущий Будапешт), чтобы возвестить о начале нового крестового похода против турок (легат – посол папы римского). В марте 1514 года Бакоц прибыл в Буду, и в апреле он огласил папскую буллу, призывающую к крестовому походу, обернувшемуся для Венгрии крестьянской войной Дёрдя Дожи. Дожи был назначен Бакоцом полководцем собиравшегося в основном из крестьян и городской бедноты войска крестоносцев. Поход постоянно откладывался, пока не был отменён вообще. Однако концентрация в одном месте множества недовольных и обманутых людей не могла остаться без серьёзных последствий. Войско самовольно двинулась в поход, по пути вступая в стычки с пытавшимися задержать его феодалами. В конце концов, это переросло в восстание. Идеологами восстания выступили монахи францисканцы, которые в Венгрии отличались радикализмом взглядов. Эти монахи сначала выполняли функции агитаторов против мусульман, а теперь также остались без дела и встали на сторону крестьян. Они потребовали раздела церковной земли между участниками похода и отмена церковной десятины. В конце концов, феодалы разгромили разрозненные отряды восставших в октябре 1514г. Дёрдя Дожи был подвергнут мучительной казни – его посадили на раскалённый трон и увенчали раскалённой короной. Результатом поражения восстания было законодательное прикрепление всех венгерских крестьян к земле и лишение их личной свободы. Провал крестового похода был предопределен неготовностью Европы к серьёзным конфликтам с сильной Османской империей. Бакоцу поручили этот поход специально, чтобы крупная неудача лишила его честолюбивых замыслов и притязаний на папский трон. При Льве Х папство эпохи Ренессанса достигло наивысшего расцвета. Свое правление папа Медичи остроумно охарактеризовал еще во время конклава, заявив: "Давайте будем наслаждаться папством, которое ниспослал нам Бог!" На заре средневековья римский папа Григорий I назвал папство службой, служением, в конце же средневековья в глазах Льва Х оно выглядит уже только наслаждением. Джованни Медичи был полностью светским человеком, который, кроме гуманистических искусств, культуры и духовных наслаждений, мало чем интересовался. Время правления Льва Х было полным упадком средневекового папства. Церковью он не интересовался, и сказочное богатство, выжатое из христианского мира, растрачивал на толкущихся у него при дворе гуманистов - зачастую на недостойных эпигонов и льстецов. Правление Льва Х вновь характеризовал безграничный непотизм. Его целью было передать Италию в руки клана Медичи. Для достижения этих целей Лев Х намеревался использовать противоречия среди великих держав. Создатель французской абсолютной монархии "ренессансный" король Франциск I, заключив снова союз с Венецией, завоевал в 1515 году Милан и хотел быть избранным императором. Лев Х сам стал во главе папской армии, но потерпел поражение под городом Равенной в Северной Италии. По соглашению, подписанному в итальянском городе Болонье в 1516 г., ему пришлось отказаться в пользу французов от итальянских городов Пармы и Пьяченцы. Заключенный здесь конкордат обеспечивал королю право выдвижения кандидатов в епископы; за церковью же оставалось их утверждение и освящение. Несмотря на протесты духовенства, парламентов и университетов во имя "независимости" церкви и против "чрезмерного усиления королевского абсолютизма", конкордат 1516 г. вошел в силу. Почти всё высшее французское духовенство стало "конкордатным", священнослужители назначались королем и становились проводниками его политики. За папой восстанавливалось право получения аннат (от лат. годовые) - получение Римом единовременной выплаты за назначение на церковную должность в размере годового дохода. Высшее духовенство во Франции состояло из аристократии (средние и младшие сыновья которым не досталось наследства). Вне конкордата оказалось низшее духовенство, плохо оплачиваемое и зачастую настроенное враждебно к господствующему строю. Папа Лев Х отказался от политики создания сильного папского государства, так как ему были гораздо дороже интересы Флоренции, в которой правили Медичи, одним из представителей которых являлся Лев Х. Ради Флоренции он втянулся в тяжелую борьбу с герцогством Урбино. Войны с Урбино и с противниками папских непотов поглощали огромные суммы, что вызывало все большее недовольство, принимавшее открытый характер. Желая примерно наказать своих противников и разоблачить интриги некоторых кардиналов, недовольных его правлением, Лев Х сфабриковал "заговор" против себя самого. Снаряженному папой следствию удалось добыть под пыткой признания преступных замыслов у ряда лиц, руководимых будто бы кардиналом Альфонсом Петруччи. Четыре человека, в том числе Петруччи, в 1517 г. были казнены. Все делопроизводство по процессу было умышленно уничтожено. Заговор этот мало отразился на настроении жизнерадостного Льва X. Музыка, танцы, театральные представления, попойки и оргии по-прежнему продолжались в папском дворце, и даже "монашеская склока", как назвал Лев Х выступление Лютера, не нарушила обычного веселого течения жизни в окружении Льва X. Он не смог предвидеть какая большая угроза таится в начатом Лютером движении. В 1519 году умер император Максимилиан I. Папа попытался всеми средствами воспрепятствовать тому, чтобы императором был избран владелец испанской короны – Карл I Габсбург. Тем не менее, немецкие князья в 1519г. избрали Карла I на трон Священной Римской империи под именем Карла V (1519-1556). Тем самым в руках Габсбургов оказалась главная власть на континенте. Смерть Льва Х в 1521 г. означали конец Ренессанса в Риме. Эпоха "ренессансных" пап может быть охарактеризована и как отказ папства от средневекового миросозерцания, от органического отождествления его с феодальным обществом; она создала условия для приобщения к Новому времени. Таким образом. Ренессанс предоставил еще полувековой мораторий средневековому папству, чтобы с помощью наук и искусств, а также средствами государственной политики попытаться преодолеть кризис. Но, как выяснилось в первой половине XVI века, это было невозможно. Лекция 9. Италия в первой половине 16 века. Политическое положение Италии в начале 16 века и предпосылки Итальянских войн В начале 16 в. в Италии четыре аристократических республики: Венеция, Генуя, Лукка и Сьенна. Остальные государства монархии, где правил герцог или маркиз. В Папской области во главе с Римом монархом являлся Папа римский. Отличие титулов герцога от маркиза: «герцог» - слово германского происхождения, «маркиз» - слово французского происхождения. Герцог – более высокий титул, чем маркиз. Равновесие в Италии достигалось балансом могущества таких городов-государств, как Венеция, Милан, Флоренция, Рим и Неаполь. Однако с конца 15 века Италия снова привлекла к себе внимание иноземных захватчиков, а под влиянием их экспансии это равновесие нарушилось. В 15 веке итальянские города-государства еще не были заинтересованы в политическом единстве, поскольку объединение ограничивало бы их самостоятельность, их независимое развитие. Их интересами управляла конкуренция, а не идея сплочения. Вопрос политического единства Италии до тех пор не стал для итальянского общества жизненно важным, пока раздробленность страны не пробудила агрессивные намерения иноземных захватчиков (французов, испанцев, немцев). Вышедшая окрепшей из Столетней войны Франция, ее централизованная сословная монархия, собравшись с силами к концу 15 века, вновь выступила завоевательницей - теперь уже в Италии. Французские короли и стремившиеся к мировому господству австрийские и испанские Габсбурги положили начало борьбе европейских великих держав за богатую Италию. Владение Италией означало европейскую гегемонию. Избранными монархами Германско-римской империи начиная с середины 15 века были Габсбурги. Максимилиан I Габсбург (годы правления 1493-1519) за счет удачного брака приобрел Нидерланды и значительную часть Бургундии Габсбурги как бы взяли в кольцо французов и как в Южной, так и в Северной Италии стали конкурентами французского влияния. Единственной возможностью для великой французской державы вырваться из кольца Габсбургов оставалась экспансия в Италию. В Италии усиливалось то испанское, то французское влияние. Поэтому внешнеполитическая ориентация пап в 16 в. была колеблющейся, лавирующий, так как католическая церковь искала возможности для своей самостоятельности, балансируя между великими державами. В 1494 г. с похода войск французского короля Карла VIII в Неаполь начались так называемые Итальянские войны, длившиеся более 60 лет Специфика итальянской сословной структуры Общей чертой всех итальянских государств была сословная аморфность общества. Положение основных классов и социальных групп не было юридически чётко закреплено. Границы между социальными слоями были размыты. Причины размытости сословной структуры: 1. Отсутствие из-за раздробленности централизованного бюрократического учреждения, контролировавшего сословную структуру. 2. Широкая продажа титулов выходцам из пополанства (popolo – народ: торгово-ремесленное бюргерство) и выходцам из патрициата – чиновников, управляющих городами, в основном богатых землевладельцев или ростовщиков. Горожане (пополаны) четко делились на высших и низших: «жирный народ» (popolo grasso) и «тощий народ» (popolo minuto). К первому относились банкиры, купцы, крупные предприниматели, врачи, нотариусы и прочие члены старших цехов; ко второму принадлежали члены средних и младших цехов — всевозможные ремесленники; масса мелких кустарей и наемных работников в цехи не входила. Флоренция (что в переводе с латинского языка означает «Цветущая») — сравнительно небольшой город, сыгравший великую роль в истории мировой культуры, ибо в нем возникло и расцвело искусство Возрождения. Здесь творили Микеланджело и Леонардо да Винчи.Флоренция претерпела эволюцию от республики к абсолютной монархии. Это связано с деятельностью рода (клана) банкиров Медичи (в переводе фамилия означает медики или врачи). В 1494 г. Медичи были изгнаны из Флоренции. Хотя Медичи и находились вне Флоренции, однако там оставались их сторонники. В городе власть сосредоточилась в руках средних пополанов, что, естественно, вызывало недовольство у «жирного» народа и создавало благоприятную почву для возможного возвращения Медичи. В 1511 г. благодаря энергии папы Юлия II и Венеции образовалась Святейшая лига для изгнания французов из Италии, что и было осуществлено с помощью наемных войск. Но так как у папы не нашлось средств, чтобы расплатиться с ними, то он разрешил им напасть на Флоренцию и разграбить ее. Ради своего спасения флорентийцы согласились на уплату крупного выкупа в 200 000 флоринов (серебрянная монета во Флоренции) и на возвращение Медичи, что и состоялось в 1512 г. В 1513 г. году Джованни Медичи стал папой Львом X. Медичи снова заняли главенствующее положение во Флоренции; более того, теперь они осмелились сделаться титулованными особами и получить титулы герцогов. Первые герцоги из рода Медичи оказались бесцветными в личностном отношении и недолговечными как политики. Лев Х скончался в 1521 г. и вскоре папский престол перешел к другому представителю рода Медичи — к кардиналу Джулио Медичи (Климент VII). В 1527 г. Италия снова сделалась ареной активных военных действий. Вышедшие из повиновения наемные войска испанского короля и германского императора Карла V весною осадили Рим, захватили и разграбили его, а папа, просидев некоторое время в замке Святого Ангела в Риме (своеобразный неприступный бункер-убежище римских пап), бежал и оказался в беспомощном положении. Римская церковь стала вассалом императора Священной Римской империи германской нации. Энергичные флорентийцы воспользовались этой ситуацией и в мае 1527 г. снова восстали против Медичи, которым опять пришлось бежать. Республику возглавил гонфалоньер справедливости. (итал. gonfaloniere, буквально – знаменосец - должностное лицо в городах-республиках Италии 13-15 вв., возглавлявшее ополчение городского квартала, в 16 веке так во Флоренции стали называть главу городского магистрата). Однако побежденный Климент VII сумел договориться с победителем Карлом V и заручиться его поддержкой в борьбе за возвращение Флоренции под власть Медичи: папа-флорентиец получил в свое распоряжение испанских и немецких наемников (ландскнехтов) императора и двинул их на завоевание родного города. Осенью 1529 г. началась осада Флоренции, затянувшаяся на 11 месяцев. Горожане героически защищались. Одним из активных организаторов обороны был Микеланджело. В августе 1530 г. Флоренция сдалась. Власть в перешла к молодому герцогу Алессандро Медичи, сыну папы римского Климента VII. Бывшая республика стала герцогством Тосканским. Ничем особым, кроме жестокости, расточительности и разврата Алессандро Медичи не отличился. В связи с преобразованием республики в, герцогство изменили герб города (до этого - красная лилия): на центральный лепесток красной лилии надели золотую герцогскую корону с острыми зубцами. В 1537 г. герцог Алессандро Медичи был убит своим фаворитом и родственником Лоренцаччо. Герцогом Тосканским стал восемнадцатилетний Козимо I Медичи. Герцог Козимо I, питавший особое пристрастие к военному делу и канцелярии, надолго воцарился во Флоренции. Постепенно он полностью упразднил остатки республики. Стиль жизни в герцогской Флоренции резко изменился. Испания была предметом всеобщего поклонения. Двор жил на испанский лад, жена Козимо была испанкой, их дети носили испанские титулы, испанские имена и испанскую одежду. Великие герцоги Тосканские вели себя тоже как активные дельцы, участвуя в многочисленных доходных торговых операциях и занимаясь банковским делом; вместе с тем они способствовали феодализации государства, ибо щедро раздавали земли и титулы, а значительная, часть крестьян снова стала попадать в зависимое состояние. Козимо I скончался в 1574 г. История герцогской семьи изобилует тайнами и трагедиями. Все сыновья и дочери Козимо I были отравлены или задушены своими жёнами, мужьями, братьями и сёстрами. Генуя Олигархическая республика. В 1528 г. была введена так называемая «Книга города». В неё были занесены богатейшие семейства знати и банкиров «старые нобили». Граждане, не вошедшие в список, к власти не допускались. «Новые нобили» пытались добиться власти, организуя заговоры (в 1536 и 1547 гг.). Однако добиться полного признания своих прав им не удалось даже после восстания горожан в 1575 г., после которого старая знать вынуждена была ради подавления восстания пойти на сотрудничество с новой знатью, и новая знать была занесена в «Книгу города». Венеция Название от племени Венетов, которые 40-х годах до нашей эры были присоединены к Римской Империи, и в 5 веке нашей эры после нашествия Атиллы основали независимую от Рима общину, которую по имени племени и назвали Венецией. Здесь прочно удерживались республиканские порядки. Выборы главы республики дожа проводил Большой совет, в который входили мужчины старше 25 лет из всех зажиточных семей. Должность дожа была пожизненной. Слово «дож» от латинского dux – вождь, предводитель, отсюда же слово «дуче» - так назовут в 20 веке Муссолини. Реальная законодательная и исполнительная власть принадлежала сенату (ок. 300 членов). Судебная власть Совету сорока. Власть в Венеции была очень устойчива. Многие мыслители 16 века видели в Венеции идеал политического устройства, при котором идеально сочетается власть одного лица (дожа), власть элиты (Сената) и власть всего народа (Большой Совет). Ещё один повод для восхищения с 13 по 18 века (то есть в течении пяти столетий) венецианскоя конституция оставалась неизменной. В отличие от других Итальянских государств Венеция сохранила свою независимость от других европейских государств, вплоть до завоевания её австрийцами в конце 18 века. В 15-18 веках свои владения Венецианская республика разделяла на три части: 1. Старейшие собственно столичные владения города Венеция на островах и сваях. Эти владения, то есть сам город, граждане республики называли Повелительница; 2. Колонии, заморские владения на восточном побережье Адриатического моря по соседству с Османской империей. Сюда входили многочисленные мелкие острова, остров Крит (принадлежал Венеции в 1204-1669 гг.), остров Кипр (принадлежал Венеции в 1489-1571 гг.), область под название Далмация (современная Хорватия и Черногория); 3. Терраферма (буквально – твёрдая земля, суша) – континентальные владения в Северо-восточной Италии. Заморские владения постоянно находились под угрозой завоевания Османской империей. В конце 16 веке упадок морской торговли выразился в том, что Колонии приносили столько же дохода, сколько затрачивалось на их поддержку, то есть вообще не окупались, а основной доход республике приносила терраферма. Прежнее значение морской торговли для Венеции ярко проявлялось в обычае символического обручения дожа с морем, как жениха с невестой. Падение роли морской торговли проявилось в том, что большинство купцов становилось землевладельцами. 16 век связан с расцветом венецианской культуры: венецианский театр, поэтессы-куртизанки (самая знаменитая Гаспара Стампа (1523 - 54)), историки, восхваляющие и оправдывающие Венецианскую политику. Расцвет изобразительного искусства вследствие притока лучших художников и архитекторов из Рима в Венецию после его разграбления испанцами в 1527 г. Венецианский дож этого времени Андреа Гритти (правил в 1523 – 38 гг.) мечтал превратить Венецию в «новый Рим». Гритти приглашал не только художников, но и талантливых музыкантов, благодаря чему возникла венецианскоя школа полифонического пения. Великие живописцы Венеции - Джорджоне, Тициан, Веронеззе, Тинторетто, все они в большей или меньше степени воспевали в своих картинах Венецию и республику.
|