Лекция 4 Специфика северного Возрождения и Гуманизма
К южному Возрождению и Гуманизму относятся соответствующие культурные явления в Италии, к северному (то есть к северу от Альпийских гор) – в Германской империи, Нидерландах, Англии, Швейцарии (в меньшей степени в Испании). Франция по некоторым признакам занимает промежуточное положение между спецификой севера и юга. В отечественной историографии первым обратил внимание на различия северного и южного гуманизма Немилов Александр Николаевич. Он изложил свои выводы в книге «Немецкие гуманисты ХV века» (1979). Главным аргументом в пользу того, что северный гуманизм – это не просто подражание итальянскому, является то, что у северного гуманизма были собственные истоки. Братья общинной жизни. Одним из главных истоков немецкого гуманизма было общественное движение “братья общинной жизни”. Монахи-учителя из августинских монастырей покидали монастырь и жили в миру. Они снимали в аренду или покупали дом и жили вместе. Затем в число братьев принимались люди всех возрастов и состояний, не обязательно бывшие монахи. Они имели общее имущество, носили одинаковую одежду, обедали за общею трапезою. Они не давали монашеского обета, но занимались духовным самосовершенствованием. Первую такую христианскую общину, основал Гергард Гроот (1304—1384) в нидерландском городе Девентере, в подражание первым христианским обществам. Общины гергардинистов быстро распространились по Нидерландам и северной Германии. Во главе каждой общины стоял ректор; ежегодно происходили собрания всех ректоров, под председательством ректора главной девентерской общины. Чтобы прокормить себя братья занимались ремеслом, а в свободное время – самообразованием и обучением молодёжи с использованием новых методов обучения без физических наказаний, а также благотворительной заботой о заразных больных. Братья общинной жизни переводили христианские книги с латинского языка, а в начале 16 века стали ещё и книгоиздателями. Главным для них была не церковь, а внутреннее отношение к божеству, духовное слияние с божеством. Причиной появления таких идей послужила немецкая мистика 14 века, прежде всего это труды Иоганна Экхарта и его ученика Иогана Таулера, а затем популярная среди образованных христиан книга Фомы Кемпийского (1380-1471) “Подражание Христу”. Фома Кемпийский сам был выпускником школы братьев общинной жизни. Последствием таких идей стали индивидуализирующие подходы к морали и к творчеству в Северном гуманизме, а также в лютеранской реформации. Реформаторская идея богослужения на национальном языке зародилась именно в этих школах. Так как общины стремились исключительно к личному совершенствованию, то не встречали отпора ни в церкви, ни в государстве, и только доминиканцы видели в них опасных соперников. Общины, число которых в 1430 достигало 45, а 30 лет спустя — 130, распространились в Италии и Португалии, и были неоднократно утверждаемы папами. Последняя община основана в 1505 году в городе Камбрэ во Франции. Из этих школ вышли многие гуманисты, и, прежде всего, Николай Кузанский (1401 - 1464) и Эразм Роттердамский (1469 - 1536). Базельский собор. Следующий исток зарождения германского гуманизма был Базельский собор (1431-1449). Базель сейчас - часть Швейцарии, тогда – немецкоговорящий город, часть Империи Габсбургов, где ведущую политическую роль играла Германия. На Базельском соборе собрались интеллектуалы со всей Европы, здесь более тесно пересеклись две духовные линии: бродячие поэты и университеты. Первым немецким гуманистом можно считать Николая Кузанского (1401 - 1464), участник Базельского Собора, позднее кардинал. Это титан мысли своего времени, один из родоначальников натурфилософии, в своих теологических трудах он предвосхитил многие идеи естествознания и диалектической логики. Например, идею о бесконечности космических миров, где нет никакого центра вселенной принадлежит именно ему, а не Дж.Бруно. Дж.Бруно был поклонником и последователем Кузанского. Главная книга Н.Кузанского называется «Учёное незнании» (1440). Отличительные черты Северного Возрождения и гуманизма Большая роль этико-религиозных вопросов. Роль и распространение этико-религиозных и церковно-политических вопросов, мимо которых не прошел ни один из немецких гуманистов, в целом за Альпами была более значительна, чем в Италии той же поры. В отличие от гуманистов Италии, которые скорое являлись язычниками, чем христианами, и довольно индифферентно относились к вопросам вероисповедания, представители северного гуманизма тщательно вникали в творения древнехристианских авторов, штудировали Библию и обвиняли церковь в том, что она в своей мирской практике далеко отошла от первоначального, а, следовательно, «истинного» христианства. На севере христианство развивалось в более чистом от античного язычества виде, ортодоксальность, строгость и церкви были гораздо сильнее, чем на жизнерадостном и богатом юге. Наиболее активную деятельность в этом направлении, имевшую большое историческое значение вели Эразм Роттердамский, переводивший древнегреческие тексты и писавшем теологические труды и Иоганн Рейхлин, переводивший древнееврейские книги. Большая роль светской педагогики. Роль латинского языка. Значение религиозной этики не означало, будто северные гуманисты чуждались светской культуры и вращались все время в кругу религиозных интересов. Предпринятая ими реформа высшей школы должна была содействовать обмирщению образования. Их труды касались самых различных сторон жизни. Это было предопределено также очень тесной связью гуманистического движения на севере Европы с университетами и латинскими начальными школами. В латинские школы детей отдавали с 4 –5 лет и учились они там до 14-15 лет. Здесь заставляли заучивать латинские слова, причём заученное слово запрещалось говорить по-немецки. За ошибку секли розгой и палкой. Дети доносили друг на друга учителям, о неправильном употреблении слов. Доносительство даже негласно считалось благим поступком, так как оно делалось ради блага своих товарищей. Знание латыни давало шанс приобщиться к элитным сословиям, стать священников или чиновником. В университетах всё обучение велось только на латинском языке. Сначала все студенты должны были окончить факультет свободных искусств (артистический). Здесь они изучали «Семь свободных искусств» (лат. «septem artes liberales») – это учебные предметы («науки») «артистических» (подготовительных) факультетов университетов. Включали 2 цикла: тривиум (лат. trivium — трёхпутие) — грамматику, риторику, диалектику и квадривиум (лат. quadrivium — четырёхпутие) — арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Циклы представляли собой остатки системы знаний, разработанной в античный период. В средние века разнообразное и богатое для своего времени содержание античной системы постепенно свелось к ограниченному числу элементарных сведений, использовавшихся в религиозных целях (например, грамматика трактовалась как наука, нужная для понимания церковных книг, риторика — как пособие для составления церковных проповедей, астрономия — для вычисления пасхалий, диалектика — для споров с еретиками, занятия арифметикой в значительной степени сводились к мистическому толкованию чисел). В конце средневековья и особенно в эпоху Возрождения «семь свободных искусств» в средних школах и на «артистических» факультетах университетов стали приобретать светский характер. В Новое время систему «Семи свободных искусств» сменила система классических гимназий. После окончания артистического факультета и изучения семи свободных искусств, студенты могли выбрать один из трёх высших факультетов: теологический, юридический или медицинский. Огромная роль латинского языка в культуре объясняется тем, что латинский язык позволял формулировать абстрактные понятия, описывающие сложные явления. Национальные ещё почти варварские языки были недостаточно развиты для таких целей. Гуманисты преподавали античную литературу и поэзию в основном на артистических факультетах, на теологических факультетах их не было вообще, так как здесь вольное толкование языческих текстов было чревато доносом и обвинением в ереси. На медицинских факультетах гуманистов были единицы, здесь древние тексты были не так важны. Немного больше их было на юридических факультетах, здесь знание античных текстов были востребовано чаще. Следует отметить, что старые лекторы-схоласты пользовались не первоисточниками древних текстов, а цензурированными сборниками цитат. Гуманисты стремились понять авторский контекст античных книг и вследствие этого изменяли всю методику преподавания и учебный план в университетах. В связи с большим значением латинских школ и университетов в северном гуманистическом движении, гораздо большее значение, чем в Италии имела педагогическая мысль. Педагогические произведения написали здесь большинство гуманистов. Вершиной гуманистической педагогики были творчество и деятельность чешского мыслителя и педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Его называют «отцом новой педагогики». Коменский требовал гармонического развития человеческих способностей, пробуждения и укрепления самодеятельности ученика, уважительного с ним обращения, указывал на необходимость наглядного обучения и бесполезность и даже вред заучивания на память чего-либо непонятного. Первым стал доказывать, что огромную и даже главную роль в пробуждении и развитии способностей детей играет влияние матери в самые ранние годы и даже во время беременности. Отсутствие культа красоты человеческого тела. Итальянское Возрождение – это, прежде всего, изобразительное искусство с культом красоты человеческого тела. В северном изобразительном искусстве конца 15 – нач. 17 вв. культ телесности не прижился. Оно сохраняла традиции средневековой готики и христианского аскетизма в изображении человека. В качестве очень характерного примера можно привести картину «Венера и Купидон» (1509) немецкого художника Лукаса Кранаха Старшего. Это одно из первых изображений античного божества и обнажённой женской фигуры в Германской живописи. На картине Венера создает у зрителю вовсе не настроение соблазна и вожделения. Амур прячется у ног Венеры и она как бы сдерживает его защищает зрителя рукой от опущенного лука Купидона. Самое интересное в этой картине крупная латинская надпись вверху, которая гласит «Противодействуй любыми способами искушениям Купидона, чтобы Венера не сделала одержимой твою ослеплённую душу». Таким образом, в античный сюжет введена христианская мораль, которая по своей сути противоречит и противостоит смыслу этого сюжета. Патриотизм северных гуманистов. Характерной чертой являлся и пронизывающий всю деятельность гуманистов за Альпами был патриотизм и постоянная тяга к воспитанию национальных, гражданских чувств и интересов. С этим связаны, во-первых, переводы латинских текстов на национальные языки, что способствовало формированию национальных литературных языков, во-вторых, написание национальных историй, иногда достаточно объёмных и достаточно реалистичным по меркам того времени. Среди литераторов-патриотов самой яркой фигурой стал немецкий гуманист Ульрих фон Гуттен (1488 - 1533), который одним из первых пробудил национальное самосознание немцев и провидел объединение Германии. Внимание к народному фольклору и бюргерская ориентация. Следующая специфическая черта северного гуманизма - более сильно выраженная связь с народной культурой и фольклором. В Италии и частично во Франции утвердился идеал разностороннего творчества, «универсального человека», аристократически окрашенный образец гармонично развитого придворного. Такой идеал не получил распространения в Германии, Голландии и Англии. Главный акцент здесь обычно ставился на сочетании этических добродетелей с многознанием, эрудицией причём не аристакратической, а бюргерской ориентацией. Придворные поэты в Италии и Франции – и поэты-бродяги в Германской Империи. Были среди гуманистов люди непосредственно вышедшие из народной среды и продолжавшие сохранять связь с народной культурой. Эта связь отразилась в «Корабле дураков» Себастьяна Бранта – стихах написанных на народном немецком языке. Ярче всего связь влияние народной культуры на северный гуманизм проявилось в творчестве Ганса Сакса. Ганc Cакc (1494–1576), немецкий поэт, родился в Нюрнберге – городе ремесленников, который он затем восславил в своих поэмах. До 15 лет учился в латинской школе, затем два года провел в ученичестве в сапожной мастерской. Странствуя, совершенствовался в ремесле обувщика, в 22 года обосновался в родном городе и завел собственную сапожную мастерскую. Сакс был плодовитым поэтом: в стихотворном каталоге, который он составил на 1567 год, значилось 4275 мейстерзангов, (мейстерзингер - мастер пения) написанных на 275 мелодий его же сочинения, а также множество басен, фарсов, драматических трагедий, комедии и масленичные сценок, – всего более 6000 произведений. Материал для них он черпал из всякого доступного ему источника – из Библии, античной истории и классической мифологии, средневековых хроник, легенд и развлекательных книжек для простонародья. Заимствованные темы он осмысливал и перелагал сообразно личному жизненному опыту, чаще всего с благожелательной насмешливостью, неназойливо помогая читателю извлечь из притчи нравственный урок. Присущие поэту простота незатейливых виршей сделали его творчество мишенью насмешек и пренебрежительного отношения со стороны поэтов барокко (17 в.) и Просвещения (18 в.), пока его дар бытописателя не был оценен Гёте. С той поры репутация Сакса только возрастала, достигнув вершины в том идеализированном портрете великодушного, умудренного и славного человека, каким представил его в своей опере "Нюрнбергские мейстерзингеры" (1868) Р.Вагнер. Республика учёных Важным явлением, служившим одновременно и условием и следствием развития северного гуманизма стала так называемая «Республика ученых». Это понятие отразило новую форму общения европейских интеллектуалов, ориентированных на антисхоластические методы познания. Это своего рода интернациональное «братство литераторов», объединенных задачей поиска истины и свободного от теологических догм. Гуманисты безошибочно узнавали друг-друга повсюду, по принципу «заговори, чтоб я тебя увидел» - высококультурая речь на чистой латыни, выдававшая глубокое знание античных текстов – это язык и главная объединяющая сила Республики учёных. Помимо личных встреч члены этих групп нуждались в научной переписке, без которой трудно себе представить духовную жизнь Европы этого периода. Переписка эта была иного свойства, нежели эпистолярное наследие античности, средневековья или Ренессанса 14-15 веков: каждый, стремящийся к знанию, должен был ориентироваться теперь не на Учителя и его интерпретаторов, то есть не на готовое знание, а на самого себя и на других как равноценных личностей (в смысле равного их участия в формировании нового знания). Стали создаваться научные общества, способные к привлечению и аккумулированию средств на издания. Два самых знаменитых лидера Республики учёных, ставших узловыми центров переписки со всеми интеллектуалами Европы – Эразм Роттердамский в 16 веке и Марен Мерсенн в 17 веке (о нём речь пойдёт в лекции о естествознании). Первым лидером общеевропейского сообщества гуманистов в конце 15 начале 16 веков стал немецкий поэт Конрад Цельтис (1459 – 1508). Крестьянский сын Конрад Цельтис восемнадцати лет Конрад бежит из отцовского дома и поступает в университет. По окончанию университета он переезжал из города в город по всей Германской империи и Северной Италии. Для современников был известен как поэт, воспевающий земную чувственную любовь и эротизм. Именно с него начинается в европейской литературе расцвет любовной лирики. Личная жизнь Цельтиса складывалась так, что в каждой новой стране он заводил себе новую возлюбленную и посвящал ей очередной сборник лирических стихов. Писал он на латинском языке и считался мастером высокого латинского языка. В 1487 г. Император Фридрих III на торжественной церемонии присваивает ему звание “поэта-лауреата” и увенчивает его голову лавровым венком. Когда-то в 14 веке такие же почести император оказал великому Франческо Петрарке. В том же 1487 г. Цельтис приезжает в Италию. Посещение Италии было типичным шагом для молодых людей нового гуманистического движения – в Италии они перенимали образцы нового мышления и искусства, заводили знакомства и связи с деятелями Возрождения. Изучали по первоисточникам греческую и латинскую словесность. В Риме Цельтис знакомится с Платоновской академией и загорается идеей организовать подобное содружества гуманистов на родине. Он достиг этой цели и стал одним из лидеров республики учёных. Цельтис стоял в центре гуманистического движения в польском городе Кракове, где он жил в конце 80-х – начале 90-х годов 15 века. В австрийской столице Вене "Цельтис организовал в 1502 году "Коллегию (сообщество) поэтов и математиков". Затем в Нюрнберге, вокруг Цельтиса в последние годы его жизни сложился кружок гуманистов под названием «Нюрнбергское братство». Их объединял интерес к античности, трудам современных прогрессивных ученых и участие в реформе школьного образования. Цельтис предпринял попытку объединить гуманистов для создания труда по полному историко-географическому описанию Германии (очередная титаническая задача). Осуществлено было самим Цельтисом только описание г. Нюрнберга. Занимался собиранием и изданием памятников старины. Был сторонником объединения Германии. Имя Цельтиса в начале 16 века было общим знаменем гуманистов, символом признания их единомыслия, общности их патриотических целей. Состав гуманистического движения Во Франции гуманизм запаздывал. В 19 - начале 20 веков французские историки-патриоты, чувствуя ущемлённость, называли гуманистами тех, кто в 15 веке понимал и осваивал творчество Петрарки и подражал ему в своих личных записях. Немецкие историки-патриоты в 19 – начала 20 века восхваляли дясятистепенных виршиплётов (вирши – уничижительное название плохих стихов от лат. versus – стих, отсюда версификация – в средние века название науки о стихосложении). Каждому мелкому городку хотелось иметь в своём прошлом собственного доморощенного гуманиста, которому можно поставить памятник на главной площади. В 20 веке происходит очищение историописания от таких крайностей и от нескольких сотен человек, осталось только несколько десятков человек, кого можно однозначно причислить например к немецким гуманистам. По своему составу участников гуманистического движения можно разделить на три группы: 1. Наиболее многочисленная и с трудом идентифицируемая по своему конкретному составу это группа тех, кто усваивал гуманизм чисто формально, поверхностно, для кого он оказался лишь модой, эти люди зачастую не обладали глубоким образованием, но считали престижным для себя быть, так сказать, сочувствующими гуманистам. 2. Большую группу составили рядовые участники гуманистического движения - это образованные носители и выразители так сказать «общих мест» и простейших принципов гуманизма. Они не оставили яркого следа в истории, но их совокупную роль нельзя недооценивать: они, во-первых, придавали устойчивость среднему уровню достижений новой культуры, - то есть создавали духовную среду для выдвижения и воспроизведения интеллектуальных лидеров; во-вторых, содействовали развитию гуманизма вширь – то есть его распространению среди как можно большего числа людей и на как можно большем пространстве. 3. Сравнительно невеликий круг выдающихся гуманистов, которые смогли возвыситься в своей деятельности до творчества общенационального, а в ряде случаев — и европейского культурного значения. Реформация расколола гуманистов, самостоятельное развитие гуманизма прекратилось, оно окрашено в конфессиональные цвета, одни гуманисты приняли реформацию, другие - нет. Начинается идейное противостояние двух групп гуманистов, то есть противостояние гуманизма внутри католичества гуманизму внутри протестантизма. Гуманизм конца 16 – 17 веков принято считать поздним гуманизмом. Главный внешний источниковедческий признак гуманистической культуры – присутствие в текстах высокой (древней) латыни, очищенной от средневековых искажений и упрощений (кухонной латыни).
|