Основные социальные, политические и идеологические тенденции исторического развития Западной Европы в конце 15 – первой половине 17 века.
Усложнение социальной структуры. В 16 веке происходила деформация традиционной структуры феодального общества. В рамках прежних сословий начали выделяться самостоятельные группы, отличавшиеся по способу получения и уровню доходов, по своим этическим ориентирам. Европейское дворянство уже не представляло собой консолидированного и однородного военно-служилого сословия. Из единого класса дворян выделились, Во-первых, Категория так называемого "старого дворянства", жившего по-прежнему на доходы от своих поместий и увеличивавшего их доходность за счёт усиления эксплуатации крестьян. Во-вторых, Масса безземельного дворянства, приверженного воинственным рыцарским идеалам. Рыцарские держания дробились и обесценивались, вассальные обязанности в результате сводились к формальностям. Младшие сыновья в семьях оставались без земельного наследства и устремлялись в королевские армии, участвовали в военных авантюрах и колониальных завоеваниях. (во Франции «дворянство шпаги» в Испании – «идальго») В третьих, так называемое "новое дворянство", которое стремилось повысить доходность поместий, сделав их экономику более интенсивной. Представители нового дворянства заменяли обычные крестьянские держания краткосрочной арендой, сами выступали крупными арендаторами у дворян-соседей. Полученные доходы они вкладывали в предпринимательство, участие в паевых торговых компаниях, организацию так называемых рассеянных мануфактур в сельской местности (когда крестьянам одной местности давалось на обработку сырьё за денежную плату). В четвёртых, Особую группу дворянства составляли возведенные в дворянское достоинство выходцы из неблагородных сословий: это чиновники на государственной службе, состоятельные горожане, получившие титул по личному пожалованию короля и богатые крестьяне, получившие титул вследствие покупки "благородных" земель. Группы городского населения также были различны по своим интересам и образу жизни. Наиболее состоятельной его прослойкой были купцы, занимавшиеся международной торговлей, ростовщическими и банковскими операциями. Часть купечества, накопив большие капиталы, начинала вести образ жизни, свойственный старому дворянству, покупая земли, дворцы, титулы. Другие, напротив, стремились к производительному использованию своих богатств, вкладывая их в организацию мануфактур, горные разработки, акционерные торговые компании, банки и т.д. Наиболее бедная часть горожан: разорившиеся ремесленники, подмастерья и нищий плебс из разорившихся крестьян. Их шансы стать цеховыми мастерами и подняться по социальной иерархии были малы. Эта часть городского населения, существовавшая за счет заработной платы, которая постоянно обесценивалась вследствие уже упоминавшейся революции цен. Особую категорию, выделившуюся из средневекового бюргерства, составляли городские интеллектуалов – юристы, врачи, преподаватели университетов и школ, студенты, художники. Судьбы этих людей были непредсказуемы, одни могли стать приближенными к правителям, другие – окончить свои дни в нищете и неизвестности. Все вышеперечисленные сдвиги со временем привели к складыванию новой социальной структуры и появлению таких слоев, как ранняя буржуазия и предпролетариат. Они возникли не в результате эволюции какого-то одного из средневековых сословий, а на основе слияния разнородных групп, которые объединяло участие в новых формах предпринимательства. Реформация. В 16 веке в Европе прошло мощное движения за реформу католической церкви, получившее название Реформация. Реформация не просто продолжила многовековые традиции критики церкви и священников, но и выдвинула новые принципы понимания веры, Священного писания и церковного устройства. Начавшись с выступления в 1517 г. Мартина Лютера, к середине столетия Реформация привела к возникновению, наряду с католической церковью, нескольких других христианских церквей и вероисповеданий: лютеранской, англиканской, кальвинистской, цвинглианской, пресвитерианской. Сложились и продолжали множиться независимые от официальных церквей религиозные общности сектанского типа – анабаптисты, антитринитарии, меннониты, арминиане, баптисты и другие. Все эти новые учения и движения обобщённо называют также протестантизмом. По своим идейным основам опиралась на догматику, отвергавшую необходимость особой посреднической роли духовенства в "спасении души". Основой христианского вероучения признавалось лишь Священное писание, в отличие от католической церкви, отрицалась роль Священного предания – постановлений церковных соборов и римских пап. Путь к спасению связывался с "истинной верой" и следованием нравственным принципам Евангелия, а не с внешним благочестием, «добрыми делами» и соблюдением церковных обрядов. Реформация отвергла традиционный римско-католический культ с его пышностью и роскошью и сделала акцент на проповедях. Возросшая с появлением книгопечатания возможность для каждого верующего самостоятельно знакомиться с главными христианскими текстами резко стимулировала переводы Библии на национальные языки и издание религиозной литературы. Бюргерству, особенно активно поддерживавшему Реформацию, были близки идеи "дешевой" церкви и выдвигавшиеся протестантизмом новые этические принципы, оправдывающие честное накопление богатств как богоугодной дело, а успех в предпринимательстве как признак избранности богом. Дворянство видело в секуляризации церковных земель (то есть в передаче их в светское пользование от латинского saecularis – мирской, светский) возможность расширить собственные владения. Социальные низы ожидали от победы радикальных течений Реформации социального и имущественного равенства. Государственная власть, проводившая в ряде стран Реформацию "сверху", усматривала в ее победе возможность пополнения казны и упрочения собственных политических позиций. Реформация охватила большинство стран Западной и Центральной Европы. Она не происходила лишь в Испании, Португалии и Италии, оставшихся верными католицизму. Папский Рим вынужден был предпринять решительные шаги к укреплению католической церкви – это движение в историографии получило название Контрреформации. Контрреформация частично достигла своих целей: церковь со временем усилила позиции, не затронув традиционных основ ортодоксально-католической догматики. Важную роль в этом процессе сыграло возникновение и деятельность ордена Иезуитов. Реформация и контрреформация, так или иначе, были связаны со всеми социальными и международными конфликтами 16-17 веков. Эти конфликты облекались в формы религиозных противоречий. Крупнейшие из этих конфликтов стали крестьянская война в Германии в начале 16 века, гражданская война во Франции во второй половине 16 века, революция в Нидерландах в это же время и тридцатилетняя война в начале 17 века. Изменения в мировоззрении Переосмысление наследия античности в рамках культурного движения названного гуманизмом и Возрождением (Ренессансом) привело к критическому восприятию сословной иерархии и церковной догматики было характерно для наиболее образованной части интеллигенции пёстрой по социальному происхождению и статусу. В гуманистической этике утверждалась идеи достоинства личности, связанного не со знатной родословной, а с нравственным совершенством и творческими, деловыми успехами. С гуманизмом связано исключительное внимание к ценности человека в живописи (широкое распространение портретов). В конце 15 – 16 веке развиваются северный гуманизм и северное Возрождение (то есть к северу от Италии). Культуры Германии, Нидерландов, Франции, Англии внесли свою специфику в движение Возрождения и гуманизма. В 16-17 веках происходит становление научного мировоззрения. Начинается выделение химии из алхимии и астрономии из астрологии, формализуется язык математики. Эти процессы непосредственно связаны с развитие натурфилософии, утверждавшей значение эксперимента как основы познания и отвергавшей догматизм, противопоставляя ему методологическую рационалистическую критику. Именно в это время Френсисом Бэконом впервые было провозглашено, что наука должна приносить практическую пользу людям, и призвана дать человеку власть над природой. Радикально изменилась картина мира, которая сложилась в средние века: кругосветные путешествия подтвердили шарообразность Земли, после открытий Коперника стала постепенно утверждаться идея обращения планеты вокруг Солнца. Менялись и повседневные аспекты мировосприятия. На смену замкнутости тесных мирков и локальных пространств приходит расширение горизонтов, напряженное переживание стремительных и не всегда понятных перемен. Они вызывают то восторг перед новизной, которая впервые оценивается как достоинство, а не как ломка добрых старых обычаев, то страх перед новым как признаком близящегося конца света. По-новому ощущается ценность времени: не случайно именно тогда широко распространяются разные виды часовых механизмов, точное измерение времени начинает входить в привычку. Нетрадиционные представления о мире, человеке, обществе, складывавшиеся в эпоху раннего нового времени, не стали, однако, господствующими. Они сосуществовали с традиционным средневековым менталитетом, с сословными ценностями, предрассудками, с миром народной фантазии. Изменения в общественном сознании еще не обрели массового характера. Складывание абсолютной монархии. К началу 16 в. завершается "собирание" королями французских, английских, испанских земель. В тех регионах, где не сложились крупные централизованные государства (Италия, Германия), также происходит консолидация земель вокруг местных политических центров Королевская власть, подавив последние попытки сопротивления со стороны феодальных магнатов, усиливается настолько, что в ряде случаев отказывается от созыва органов сословного представительства, которые теряют былое политическое значение. Устанавливается режим неограниченного личного правления государя, получивший название абсолютной монархии. Наряду с термином "абсолютизм", утвердившимся в отечественной историографии, в зарубежной литературе для характеристики этого типа государства используются также понятия "новая", "ренессансная", "персональная", "административная" монархия. Дворянство в условиях падения его реальных доходов находит в королевской власти источник поддержки. За милости монархов разворачивается соперничество дворянских группировок – клиентел, складывающихся вокруг удачливых фаворитов и придворных (лат. от cliens – клиент, то есть зависимый, подчиненный). Сохранение клиентел замедляло разрушение феодальных связей и затрудняло превращение феодалов всех рангов в подданных короля, однако клиентелы означали разложение системы вассалитета. Горожане, в особенности предприниматели, нуждались в протекционизме – экономическом регулировании, поощряющем национальные производство и торговлю. Королевские патенты на производство и торговые лицензии позволяли преодолевать предпринимателям препятствия со стороны старого цехового производства, ради чего буржуазия была готова делиться с короной частью своих прибылей. Используя заинтересованность сословий, и играя на их противоречиях, монархия получает возможность возвыситься до положения почти надсословной силы и обрести невиданную ранее самостоятельность. Однако при этом забота о дворянстве была продиктована самой сущностью феодальной монархии: дворянство оставалось доминирующим сословием, так как из него происходил сам государь. Поощрение же буржуазии диктовалось политической конъюнктурой, зависело от дальновидности монарха и его готовности заботиться о национальной экономике, так, например, испанские монархи загубили все ростки капитализма, и к концу позднего средневековья Испания стала одной из самых слаборазвитых стран. Абсолютистское государство отличает высокая законодательная активность, оно распространяет свой контроль на все сферы жизни общества. Возрастает количество бюрократических ведомств, усиливается их специализация. На их основе в 16 в. формируются первые министерства. Обособляются и профессионализируются дипломатическая служба, появляется система постоянных посольств при иностранных дворах. Реальная власть сосредоточивается в руках узкого круга высших государственных чиновников, входивших в так называемые "тайные", или "узкие", советы при королях. Государственные советы эпохи абсолютизма стали прообразом современных кабинетов министров. В историографии имеются мнения, что абсолютизм был порождён, прежде всего, корпоративными интересами нового слоя государственных чиновников, стремившихся закрепить свой статус и усилить его влияние. Если средневековые теория и практика предполагали управление страной как королевской вотчиной, то административная система раннего нового времени и методы ее работы постепенно приобретали публично-правовой и общенациональный характер. Это нашло отражение в политических теориях 16-17 вв., которые оперировали такими понятиями, как "благо нации" и "государственный интерес". В период абсолютизма разрешается многовековой конфликт между светской и духовной властями, соперничавшими за верховенство в рамках средневековых государственных образований. Светские правители ограничивают вмешательство главы римско-католической церкви в дела их стран и добиваются широких привилегий для национальных церквей. Возникновение наций Характерной чертой раннего нового времени был процесс формирования современных наций. В его основе лежало интенсивное экономическое развитие, складывание внутренних рынков и централизаторская политика абсолютизма. В европейских странах шло стирание различий между населявшими их народностями, унификация диалектов и складывание единых национальных языков, становление самобытных культур и формирование национального самосознания. Государствами по преимуществу одной доминирующей нации стали Франция, Англия, Италия, Испания, Португалия, Дания, Швеция, Шотландия. Процесс оформления наций в Европе осложняло существование универсалистской, объединявшей множество народов державы Габсубургов, Тем не менее формирование наций шло и в полиэтнических государствах, что стимулировала борьба с иноземными угнетателями в Голландии, Венгрии и Чехии. Зарождается своеобразная религия патриотизма. В течение 17 века нация становится высшим объектом поклонения, ей были принесены в жертву все остальные чувства. Все начиналось с чувства преданности князю, с ним слилось чувство привязанности к родным местам, и в конце концов из всего этого родилось поклонение ставшей мифом Нового времени. Как и во всех других религиях, в честь нации возникли торжественные церемонии и ритуалы в честь нации с их неприкосновенными символами. Сейчас не много найдется людей, в уме которых не было бы следов идолопоклонства перед нацией. Во имя этой новой религии люди готовы безжалостно преследовать своих соотечественников, если им кажется, что они недостаточно горячо любят свою страну. Особо значительную роль в становление национального государства нового типа сыграла деятельность французского политика начала 17 века кардинала Ришелье. Наряду с формированием наций одним из феноменов раннего нового времени было осознание европейцами своей культурно-политической общности. Понятие "Европа" стало актуальным на фоне открытия новых континентов и знакомства с иными религиями и культурами. Европейские народы объединяла общность исторического происхождения, территории и христианской веры. Демографические тенденции В 15 в. в Европе было достаточно пустующих земель, и крестьяне могли свободно распахивать заброшенные во время чумы поля; хлеба и мяса было достаточно. В 16 в. население возросло примерно вдвое. По приблизительным подсчетам, с 1500 до 1600 г. число жителей европейских стран выросло с 100 миллионов человек до почти 180 миллионов. Наибольшей плотностью населения отличались Нидерланды, западные области Германии и Ломбардия (область северной Италии) на один квадратный километр приходилось от 80 до 200 человек, в Тоскане – от 50 до 80 жителей. В крупнейших городах численность населения достигало 100 и более тысяч. Новый демографический цикл повторял то, что было уже много раз в Средневековье и в древние времена. Снова наступило время малоземелья; сыновья не могли прожить на оставшемся от отца наделе и уходили в город. Города превратились в приюты для нищих, которые спали прямо на улицах, а днем заполняли площади перед соборами. В 16 в. Новому бюргерству и предпринимателям излишнее количество нищих было помехой. Они издавали против них жестокие законы. В средние века миграции населения были в основном локальными, в 16 в. они уже выходили за пределы отдельных стран и приобретали общеевропейские масштабы. Это было связано с гонениями на инаковерующих и общеевропейскими военными конфликтами. Позитивные последствия миграций населения заключались в ускорении обмена производственным опытом, технологическими усовершенствованиями. В 16 в. хлебные цены возросли более, чем втрое, и вновь пришло время голода. Вместе с голодом вернулась чума и масштабные войны во 2-ой половине 16 в. Так в 1580-х годах население Парижа сократилось вдвое, а некоторые местности в Испании совершенно обезлюдели. Затем в конце 16 – начале 17 в. в период послевоенного восстановления и относительного благополучия население вновь стало увеличиваться ускоренными темпами и в первой половине 17 в. вновь повсеместный голод, чума, общеевропейская война.
|