Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Лекция 3. Сущность ренессансного Гуманизма





Историографическое значение термина "Возрождение"

"Возрождение" является термином, который в качестве историографической категории вошел в употребление в XIX в., в большой степени благодаря работе немецкого историка Якоба Буркхарда (Буркгхардта) "Культура Ренессанса в Италии" (1860), долго служившей образцом и необходимым путеводителем по теме Возрождения. В работе Буркхарда Ренессанс выступал в качестве изысканного итальянского явления, для которого характерны индивидуализм, культ светской жизни с подчеркнутой чувственностью, светский дух религии с тенденцией к язычеству, освобождение от власти авторитетов, которые в прошлом господствовали над духовной жизнью, особенное внимание к истории, натурализм в философии и чрезвычайный вкус к искусствам. Ренессанс, согласно Буркхарду, не определялась лишь воскрешением античности – он был эпохой рождения новой культуры, противоположной культуре средневековой. Начиная говорить об эпохе Возрождения нужно помнить, что «Возрождение», «Ренессанс» – это позднее название эпохи по самому яркому цветку в культуре, но этим цветком эпоха отнюдь не исчерпывалась.

Происхождение термина "гуманизм". Происхождение термина «гуманизм» связано с понятием studia humanitatis – букв, «гуманитарные штудии» (дисциплины). Так начиная с XIV в. обозначали комплекс учебных дисциплин, в который входили грамматика, риторика, поэзия, история, этика. Возрождение было связано с занятиями именно этими дисциплинами, так как их изучение издавна строилось на знакомстве с античными авторами. Однако преподавателей этих дисциплин стали называть «гуманистами» только в начале 19 века в Германии, когда там шла реформа образования с уклоном на изучение гуманитарных дисциплин и, прежде всего, древних языков. В 16 веке термин «гуманисты» не употреблялся, таких людей называли поэтами или ораторами. Но мы в дальнейшем будем придерживаться историографической традиции и использовать термин «гуманисты». Гуманисты Возрождения увидели в «гуманитарных штудиях» не просто некоторые дисциплины, занятые изучением человека, а главное – средство развития и возвышения человека. Если другие учебные предметы призваны формировать практические навыки овладения определенной профессией, то гуманитарные науки заняты воспитанием и образованием человека, формированием человеческого в человеке.

Эстетическая основа гуманизма.

Под «человеческими» гуманисты стали понимать совокупность качеств, требующих специальной тренировки по их формированию. Среди них: изысканность вкуса, красота речи, утонченное отношение к жизни, способность вызывать ответную симпатию. При этом понимание человеческого имело яркая эстетическую направленность. Возрожденческий гуманизм есть в первую очередь эстетический феномен. Это всегда надо иметь в виду по той причине, что гуманизм в русской традиции чаще ассоциируется не с эстетической, а нравственно-этической направленностью. В русской и советской традиции понятие гуманизм трактуется иногда в смысле защиты слабых, милосердия и сострадания. Гуманизм западноевропейского Возрождения не имеет с этим почти ничего общего. Конечно, в нем присутствует и нравственный момент. Однако он понимается специфически и стоит далеко не на первом месте. Гуманисты возводят преклонение перед искусством слова на небывалую высоту. Особый восторг вызывают у них стиль и слог античных авторов, а вместе с этим латинский и греческий языки. Заметим, что распространению греческого языка в Северной Италии – одном из главных центров Возрождения – способствовал приток образованных греческих эмигрантов, которые вынуждены были покидать Византию после взятия Константинополя турками в 1453 году. В отличие от средневековой схоластики, в которой безупречность теоретического построения была важна сама по себе, в гуманизме теория должна прямо и непосредственно служить практически-жизненным интересам. Она должна отвечать на вопрос «как жить?». Как жить конкретному человеку, в значительной мере живущему не церковной, а светской жизнью. На такие установки повлияли, в том числе, все новые тенденции в экономической, политической и церковной жизни, связанные с кризисом традиционного аграрного средневекового общества.

Культ творческой индивидуальности

Важнейший компонент ренессансного гуманизма – культ творческой индивидуальности. В творчестве гуманисты видели главный путь раскрытия способностей человека. Одновременно сама жизнь и человеческая личность представлялись гуманистам чем-то вроде произведения искусства. Жизнь гуманистов – это свободное от внешних авторитетов, напряженное эстетическое самоутверждение, не лишенное самолюбования. Такая жизнь не может не быть острым соперничеством творческих индивидуальностей, каждая из которых стремится к максимальному самоутверждению, причем самоутверждению отнюдь не в материальном богатстве или политической власти. Они стремились быть властителями умов и жаждали признания среди себе подобных. Античное наследие оказалось необходимым и наиболее удобным для оформления нового в искусстве, этике, эстетике, философии, новых правовых и политических отношений. Оно оказалось наиболее пригодным для выражения секуляризованного, светского мышления. Поэтому естественным стало стремление довольно многих людей к античной образованности, тяга к воспитанию в античном духе детей в господствующих слоях общества. В связи с этим растёт потребность в знатоках и ценителях античного наследия, и деятельность гуманистов становится востребованной обществом.

Антропоцентризм.

Выражение изменений в культуре историки, искусствоведы и философы, изучавшие Ренессанс, увидели, прежде всего, в ярко проявившемся антропоцентризме. В Средние века, как известно, доминировало теологическое воззрение, согласно которому человек в принципе ущербен, тотально и исходно греховен, от рождения и до смерти несостоятелен, ибо его в жизни ведет промысел божий, судьба, его преследуют козни дьявола. Считалось, что человек и предназначен не для этой жизни, а для спасения души. Тогда идеальный человек – это аскет, монах, святой, отказавшийся от земной суеты, земных радостей, наслаждений. Ведь истинная жизнь и настоящая жизнь души – за пределами земного телесного существования. У гуманистов эпохи укреплялось другое представление о человеке. Они сделали акцент на том, что человек, созданный Богом, – его лучшее творение. Человек поэтому божествен и является свободным существом, в отличие от растений и животных. Одно из самых знаменитых первых свидетельств Ренессансного мировосприятия является «Речь о достоинстве человека» 1487 г. итальянского философа-гуманиста Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494). Прибыв в Рим в 1486 г. в возрасте всего 23 лёт, он объявил о публичном диспуте по своим 900 тезисам. 13 из этих тезисов были осуждены папскими властями как еретические. Мирандола утверждал в этой речи, что человек был поставлен Богом в центр мира. Бог не дал ему ни определенного места, ни образа, ни обязанностей. И должен человек сам сотворить себе место и обязанность по своему решению. 900 тезисов помимо возвеличивания человеческой свободы обнаруживают ещё один важный способ ренессансного мышления, по убеждению Мирандолы, различные идеи разных религиозных учений и разных философов являются приближениями к одной общей истине и к единому высшему началу. Творчество Мирандолы оказало значительное влияние на натурфилософию 16 века, так как он призывал и изучать естественные природные причины, вещей, а не подменять их сверхестественными.

Интимизация

Божественными начали представляться и чувства, страсти. Гуманисты считали, что человеку не надо стыдиться естественных чувств и стремлений. Более того, ему возможно гордиться собой. Культура Ренессанса начала интимизироваться. Обычным делом становится вести дневники, личные записи, писать письма, биографии, проявлять себя в любовной лирике, шутливых новеллах. Изменилось отношение к предметам религиозного почитания. Все, что требовало благоговейно-целомудренного отношения, стало близким, доступным для всяческого натурализма. Изображения возрожденческих мадонн фактически переставали быть иконами. Они стали светскими портретами или картинами, изображающими вполне конкретных живших в то время женщин чаще всего, так или иначе, женщин близких художникам. Вообще количество светских портретов в 16 веке по сравнению с предыдущим веком многократно увеличилось. Средневековье тяготело к устойчивости, к покою, хотя и не достигало его. Ренессанс стремился к динамике, движению, изменениям. В Средневековье человек удобно и защищённо чувствовал себя, будучи частью группы, общины, сословия. Выбиться из групповых связей, остаться одному, стать свободным, - было страшно. Возрождение пробуждает личностное начало. Вся эта ломка мировоззрения совершалась бурно и проявлялась весьма противоречиво. Вера в силу человеческого разума усиливала у некоторых учёных-гуманистов веру в магию, знамения, колдовство, астрологию. Тенденции к интимизации и индивидуализации культуры наиболее глубоко мы можем изучать по наиболее знаменитым автобиографиям, написанным в 16 веке. Одно из ярчайших произведений, созданных в жанре автобиографии в эпоху высокого Возрождения, – книга знаменитого итальянского ювелира и скульптора Бенвенуто Челлини (1500–1571). Это сочинение, озаглавленное «Жизнь Бенвенуто Челлини, написанная им самим», создана им уже в преклонные годы. Она содержит описание практически всей бурной жизни этого человека. Челлини ярко и живо рассказал о своих многочисленных приключениях – о годах, проведенных на службе у папы римского, у французского короля, у флорентийского герцога, о своих воинских подвигах, путешествиях, любовных похождениях, и даже преступлениях и, конечно же, о своем творчестве. Его независимый дух проявлялся по максимуму во всех сферах. С источниковедческой точки зрения автобиография Челлини далеко не всегда достоверна – ее автор был склонен к хвастовству и преувеличениям. Жизнь Бенвенуто Челлини написана автором не на латинском языке, как было принято, а на итальянском, что свидетельствует об обращении автора к широкой аудитории. В 16 веке книга оставалась в безвестности. Впервые она была издана в 1728 и немедленно приобрела огромную популярность не утраченную до сих пор. Другой, более философский тип автобиографического сочинения сформировался в эпоху позднего Возрождения, прежде всего, благодаря книге французского философа Мишеля Монтеня (1533–1592) «Опыты» (по-французски книга называлась «Эссе», что позже дало название целому жанру). В начале 1570-х годов Мишель Эйкем удалился от дел (а он был судьёй и мэром города Бордо) и уединился для ученых занятийв родовом замке под названием Монтень. Здесь в течение многих лет он работал над своими «Опытами». В то время нередко французские юристы имевшие много времени досуга и знакомые с античной культурой по римкому праву, становились гуманистами. Его "Опыты" были опубликованы в 1580 г. и быстро превратились в одно из самых читаемых философских произведений нового времени. Его размышления о себе самом и своей судьбе тесно переплетаются в книге с размышлениями о мире и месте человека в нем. Примечательно то, что Монтень, в отличие от всех предыдущих создателей автобиографий, осознанно подчеркивал свою обычность. «Я выставляю на обозрение жизнь обыденную и лишенную всякого блеска», – писал он. «Опыты» Монтеня пронизаны скептицизмом, который отличает поздний гуманизма от раннего гуманизма, воодушевлённого верой в величие человеческого разума. Все автобиографии, создававшиеся в последующие века, могут быть условно разделены на два вида: следующие образцу Челлини, т.е. подчеркивающие незаурядность их автора, и на те, чьи авторы в той или иной мере подражали Монтеню – иногда искренне, а иногда кокетливо заявляя об обыденности и ординарности своей жизни. Если книга Челлини – это одно из последних свидетельств «героического энтузиазма» периода Высокого Возрождения, то книга Монтеня – это один из первых индикаторов наступления периода позднего Возрождения и Гуманизма, пронизанного скепсисом и консерватизмом.

Титанизм Возрождения

Многое в ренессансную пору было ориентировано на титанизм. Русский философ XX века Алексей Фёдорович Лосев считал выражение «титаны Возрождения», впервые употреблённое Ф.Энгельсом, не просто образным выражением. Титанизм ренессансной жизни проявлялся в направленности к использованию всего и максимально: достичь совершенства во всех науках и искусствах одновременно и при этом познать все удовольствия земной жизни. Концепция А.Ф.Лосева представлена в его книге «Эстетика Возрождения».

Противоречивость Возрождения

Лосев показал также, что если бы мы остановились на позитивном культурном богатстве возрожденческой действительности, картина получилась бы прекрасная, но неверная, потому что односторонняя. Во-первых, огромные массы людей оставались в состоянии ничем особенно не отличавшемся от того, что было в эпоху Средневековья. Во-вторых, не надо думать, что большинство гуманистов были образцами нравственности. Разгул страстей и разврата иногда достигал тоже титанических размеров. Политические деятели занимались коварными интригами и отличались невероятной жестокостью в борьбе за власть. При этом, тиран и мучитель мог быть прекрасно образован и ценить науки и искусства. Сами гуманисты непрерывно соперничали и не брезговали ни кулаком, ни кинжалом, будучи чрезвычайно самолюбивыми и тщеславными. Ломка тысячелетних традиций потребовала сильных страстей и характеров. И в ответ на эту потребность пришли гиганты мысли и чувства, титаны земного самоутверждения. Для А.Ф.Лосева, в классическое средневековье было больше гармонии и красоты, чем в период Возрождения, переполненным насилием и гордыней. Лосев отметил, что восторг у современников вызывали не только объекты созерцания, не только предметы изображения, но и сами художники. Художник должен был быть воспитан, образован, понимать во всех науках, разбираться в философии, богословии. А первым и главным учителем художника объявлялась математика. Реальные пропорции человеческого тела (которыми не интересовались средневековые иконописцы) теперь изучались для лучшего изображения. Художники эпохи Возрождения в 16 веке были знатоками не только математики, но и реальной анатомии, в 14-15 такого знания ещё не было.

Культ разума

Одним из важных идей гуманистического движения был культ человеческого разума. Рассмотрим в связи с этим один очень яркий и неожиданный пример. Сикстинская капелла (итал. cappella - часовня), одна из домовых церквей римского папы в Ватикане, построена в 1473 г. При рассмотрении свода Сикстинской капеллы потолок которой расписывал в 1508-1512 гг. Микеланджело Буонарроти (1475-1564), взгляд исследователей уловил в одной из главных сцен - «Сотворении Адама» - несомненное сходство очертаний одежд Бога-отца, вдыхающего душу в Адама, с контуром человеческого мозга. Группа ангелов, окружающих фигуру Бога, создает контур, неправдоподобно похожий на очертания человеческого мозга. Это сходство – не случайное совпадение, поскольку Микеланджело был знаком с анатомией и знал как выглядит мозг в разрезе. Сотворение Адама интерпретируется многими искусствоведами как аллегория интеллекта. Эта аллегория имела цель показать путь достижения единства с Творцом – это путь совершенствования разума. В жесте творца можно увидеть покровительство Адаму, которого Бог только что создал. Это указание восхождения, которое должен совершить человек для того, чтобы достигнуть единства творения с творцом, неизбежно проходящее по пути совершенствования разума, о местонахождении которого в головном мозге знали образованные деятели Возрождения.







Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 2236. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия