Студопедия — СИСТЕМНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ БЕРТА ХЕЛЛИНГЕРА 13 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СИСТЕМНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ БЕРТА ХЕЛЛИНГЕРА 13 страница






одни ворота. Кто в колокол один ударит раз, звучать заставит многие другие. Кто с ветки яблоко сорвет, не станет думать, как оно созрело. Держа его в руке, он просто ест его».

Ученый возразил: «Кто хочет истины добиться, тот должен знать и все детали». Мудрец не согласился. О старой правде много мож­но знать. А правда, что ведет нас дальше, отважна и нова и свой исход скрывает, как дерево таит в себе росток. Кто медлит дей­ствовать, поскольку знать желает больше, чем следующий шаг проникнуть позволяет, упустит то, что к цели приведет. Он день­ги путает с товаром, деревья превращает он в дрова.

Ученый, полагая, что это был не весь ответ, а часть, продолжить просит. Но мудрец лишь молча головой качает — ведь полнота вна­чале что бочка юного вина, которое и приторно, и мутно. Оно дол­жно перебродить, и требуется время ему, чтоб, отстоявшись, про­зрачным стать. И кто тогда, вместо того чтоб пригубить, пить станет, расплывется.

Другой как равный

На многое я могу отважиться только тогда, когда другой человек деятелен, критичен и исполнен уважения. Том% кто сразу же подчи­няется, ничего рискованного я сказать не могу. Если же другой не просто все проглатывает, и я могу быть уверен, что сказанное он под­вергнет собственной проверке и оценит с Помощью своего знания, то в этом случае я могу пойти очень далеко. Тогда он предстает передо мной как равный, и наш диалог — диалог между людьми, находящи­мися в равных весовых категорях. Общность в группе может возник­нуть только тогда, когда сосредоточен каждый. Если этого нет, то че­ловек находится во власти чего-то другого и отчужден от своего бес­сознательного. Бессознательное же собирает и объединяет.

б) Сдержаннрсть

Важным критерием уважения является не стремиться исцелить и спасти другого. Этому есть великие примеры. Благо человечества — это осознание того, что можно действовать посредством присутствия без того, чтобы вмешиваться. Тогда это та сконцентрированная сила, которая воздействует через не-действие и не имеет ничей? общего с отстранением. Отход ничего не дает. В «Дао-дё-цзин» это замечательно описал Лао-цзы.

В терапевтической работе наблюдается одна удивительная вещь. Когда терапевту приходит в голову нечто верное и он удерживает себя от того, чтобы сказать это, то же приходит в голову и клиенту. Иногда

решение бывает возможным тогда, когда терапевт от этого отказывает­ся. Не в его власти и то, как поступят клиенты с тем, что он говорит. Однажды я привел такой пример: «Нет вины Иисуса в том, что богатый юноша уходит». Так же и в психотерапии: другой может уйти. В этом скрыто большое уважение. Хорошая терапия характерна отсутствием конкретных планов и намерений, она свободна от заранее определен­ных целей, — это значит, что я до определенной степени отказываюсь от влияния.

Маленькая девочка, которая страдала

ночным недержанием мочи

Недавно у меня брали интервью на австрийском радио, и мне нуж­но было рассказать что-нибудь про те истории, которые исцеляют. Я сориентировал свой рассказ на чисто практические вещи — как с по­мощи историй можно помогать детям. На вопрос, чтсшожно сделать в случаях ночного недержания мочи, я рассказал следующее.

Один отец спросил меня, что бы он мог сделать для своей малень­кой дочери, чтобы она не писалась по ночам. Я ответил, что ему сле­дует сказать дочери, как он был рад жениться на ее маме — а ребенок появился на свет до брака. Он мог бы сообщить ей это как бы невзна­чай, а затем ему следовало рассказать ей сказк^с небольшими вариа­циями, например, о Красной Шапочке.

Подходит Красная Шапочка к бабушкиному дому и видит, что прохудилась кровля. Она идет в сарай, берет смолу и заделывает дыру, чтобы в прихожей не было сыро. А потом она входит в дом.

Или сказку про Белоснежку. Один из гномов говорит, что у него в доме постоянно сверху капает, и Белоснежка говорит ему, что сейчас все исправит, проверяет, в чем дело, и видит, что просто сдвинут один кирпич, и ставит его на место. Маленький гном даже и не замечает, что в доме что-то изменилось. Но теперь все в порядке.

Или история, где из крана капает вода, а она его закрывает. Или как маленькая девочка сидит в туалете, и вдруг дверь открывается и внутрь заглядывает незнакомый человек. Он очень быстро закрывает дверь, и девочка с облегчением вздыхает.

Знаете, что является здесь гипнотерапевтическим фоном? Когда входит незнакомый человек, девочка сжимает сфинктер мочевого пузыря. Это известная эриксоновская интервенция.

Через полгода отец снова пришел ко мне и поведал о своем опыте. Он сказал, что это сразу подействовало — это было хорошо. Примеча­тельно было то, что обычно, если в историях, которые он рассказывал, случались расхождения с оригиналом, его маленькая дочка сразу же

начинала протестовать, атут когда он отступал от текста, она вообще не реагировала.

Это многое говорит о психотерапевтических методах. Рассказы­вая такую историю, отец отнесся к девочке с глубочайшим уважени- j ем, и девочка почувствовала, что ее уважают, и ей не нужно было за­щищаться. В этом не было ни малейшей попытки ее подчинить. Ос-i новой здесь была чистая любовь, и в пространстве доверия происхо-i дило что-то, о чем потом больше не говорилось.

Это те границы, в которых происходит исцеление. Если я говорю' человеку: ты должен делать это так-то или так-то, я ставлю себя выше него и, тогда он уже с самого начала оказывается проигравшим и его достоинство заставляет его отказаться от моих рекомендаций. Но если в моем распоряжении есть методы, где это никак не проявляется, как, например, при рассказывании историй, тогда человек просто слуша­ет историю и уже не замечает, что я ее ему рассказываю. В этом слу­чае он может сам отыскать в ней для себя подходящие стимулы и са­мостоятельно найти решение. Тогда ему нет'необходимости дискути­ровать со мной, он может меня забыть. Это как в кино. Там мы тоже забываем тех, кто обслуживает аппаратуру для показа. Человек смот­рит фильм, а потом уходит. Так делают и клиенты, и тогда это назы­вается психотерапией.

Про хотеть помочь

Одна участница семинара, Петра, рассказывает на первом круге: «В моей практике я на собственном опыте убеждаюсь в том, что могу утерапевтироваться до смерти, а изменений у клиента не происхо­дит».

Б.Х.: Терапевт урабатывается до смерти...

Петра:...а ничего решающего не происходит.

Б.Х.: Потому что терапевт много о себе воображает.

Петра: Потому что хочет помочь.

Б.Х.: Я расскажу тебе одну маленькую историю, чтобы разобла­чить эту позицию. Это история чревата последствиями, если ее по­нять.

Вера

Кто-то рассказывает, что двое разговаривали о том, чтобы сде­лал Иисус, если бы он крикнул больному: «Встань, возьми свою по­стель, иди домой!», а тот бы ответил: «А я не хочу!» В конце концов один из них предположил, что Иисус, наверное, сна­чала бы замолчал. Но потом он обратился бы к своим ученикам и сказал: «Он относится к Богу с большим почтением, чем я».

Если мы дойдем до такой позиции, начнется новое измерение.

Пример:

На семинаре была одна женщина, у который был рассеянный склероз, причем все было довольно плохо. Я провел с ней в группе гипнотерапию. В легком трансе она вернулась в детство, и вдруг она увидела себя маленьким ребенком, стоящим на коленях у постели парализованной матери. Она была полна любви к матери, и тогда я прекратил работу.

И одна участница курса простодушно сказала: «Мне так хотелось, чтобы ты смог ей помочь».

Эти взгляды не сходятся. Если остаться на позиции женщины и с благоговением осознавать, что здесь действует судьба, тогда высво­бождаются силы, которые находятся по другую сторону того, что пла­нирует человек. В этом случае лучше не вмешиваться, и такая безде­ятельность есть высочайшая любовь.

Факел добра в мировой копне сена

После расстановки случая Герхарда с приемным ребенком одна участница, Хильдегард, высказывается во время круга: «Именно во время этой расстановки я вспомнила приемных детей моего брата, они оба из разных семей. Одному из них очень плохо».

Б.Х.: Ты должна это оставить как есть. Существуют решения и без твоего вмешательства.

Хильдегард: Но разве нельзя попытаться посодействовать в какой-нибудь удачный момент, если он представится?

Б.Х.: Нет, нет. У меня была терапевт, чья дочь вопреки ее совету вышла замуж за мужчину, больного шизофренией. Сейчас у них мно­го детей, а мать и дочь больше не находят общего языка. Естествен­но, для терапевта тяжело, что именно у ее дочери нет с ней хороших отношений. Тогда я сказал ей: «Никаких контактов в течение двух лет. Оставь ее на два года в покое». Через два с лишним года я полу­чаю от нее письмо. Она снова навестила свою дочь, и все стало про­сто замечательно.

Хшьдегард: Но я до сих пор о брате никогда не заботилась.

Б.Х.: Некоторые не могут удержаться от того, чтобы не бросить факел добра в мировую копну сена (веселье).

Один швейцарец рассказал мне как-то такую историю.

Было два друга, и один из них вечером заболел, а другой провел всю ночь без сна у его постели и наутро умер, а больной сам выздоровел.

И я хотел бы рассказать еще и другую историю о том, как было обнаружено, в чем тайна хорошей психотерапии.

К моему великому стыду, это был не специалист, а некий граф Боб­би. Была у него маленькая собачка, которую он очень любил. Однажды ему надо было уезжать, и он отвез собаку к своему другу и сказал ему: «Смотри, ты должен каждый день ее чем-то радовать». Друг ответил: «Хорошо». Когда граф Бобби вернулся из отпуска, он сразу направился к своему другу, чтобы забрать собаку. Войдя, он увидел, как его друг схватил собаку за хвост и вертел ее, а собака жалобно визжала. Граф; Бобби сказал: «Ради Бога, что ты делаешь с моей собакой?» На что друг ответил: «Я делаю ей приятное. Вот увидишь, как она обрадуется, ког­да я ее отпущу». (Веселье.)

в) Сила в минимуме

Во время дискуссии по поводу расстановок Олаф спрашивает: «Я бы хотел получить представление, о том, как с помощью этого метода можно эффективнее и основательнее работать в группах».

Б.Х.: Ты можешь увидеть это на практике, теоретические объяс­нения много тебе не дадут. Если у Тебя перед глазами определенная группа и ты хочешь поспособствовать чему-то определенному, тогда тебе в голову приходят какие-то вещи, и ты пробуешь их, и если ты поначалу сделаешь десять процентов желаемого, то это уже много. Это достаточно часто встречающееся представление, что когда дела­ешь что-то новое, нужно знать это досконально.

Мой дедушка рассказывал, что в его местах жил один еврей, тор­говец скотом, и он говорил: «Ведь вы, христиане, абсолютно глупы. У вас человек имеет право взять на себя двор, только достигнув трид­цати или сорока лет. А я уже сейчас даю моему восьмилетнему сыну продавать коз. Покупатели его надувают, но это ничего, он на этом учится».

Таково, к примеру, сегодня представление о психоанализе. Толь­ко подумайте, сколько часов требовал Фрейд, чтобы кто-то стал пси­хоаналитиком, а сколько требуется сегодня. Фрейд оставил это от­крытым. Раньше терапевты могли учиться на опыте. А сегодня нуж­но быть совершенным, прежде чем начать.

Пример:

На одном курсе присутствовала женщина из Бамберга, с ее помо­щью я приобрел очень глубокий опыт. Через много лет после первич­ной fepanHH она позвонила мне и сказала, что должна написать ра­боту на степень магистра и половина отведенного на это срока уже позади, а на бумаге так ничего и нет. Она спросила, может ли она прийти ко мне на пару сессий. Я сказал ей, что если это стоит поезд-

ки, то пожалуйста. Она приехала издалека, уселась на софу и начала причитать. Я сказал ей: «Глядя на тебя, я вижу, что восемьдесят про­центов твоей энергии ты вкладываешь в поддержание проблемы и только двадцать остается для решения. Я не могу тебе помочь».

Тогда она спросила: «Можно мне завтра прийти еще раз?» Я ска­зал: «Да». На следующий день было то же самое, и я снова сказал ей то же. На что она попросила: «Но дай мне хотя бы упражнение». «Хо­рошо, — сказал я, — ты сейчас поедешь домой и каждое утро в тече­ние четырех недель, кроме воскресных дней, будешь по десять минут причитать перед включенным диктофоном, затем будешь это слушать, а потом начнешь работать». Она сказала: «Спасибо, это хорошее уп­ражнение», и уехала.

Четыре недели спустя она звонит мне и говорит: «Это упражне­ние каждое утро было для меня как освежающий напиток, но теперь оно больше не действует, что мне делать?» Я ответил: «Сделать боль­ше ничего нельзя, ведь в твоем распоряжении по-прежнему остается только двадцать процентов энергии, но если ты еще захочешь сде­лать это упражнение, делай».

Через пару недель мне пришло от нее письмо: она увидела сон, который непременно хотела мне сообщить. Во сне она ехала в турис­тическом автобусе во Францию и вдруг заметила, что у нее при себе совсем нет денег. Она вышла из автобуса и везде просила подаяния, и никто ничего ей не давал. И тогда она подумала: «Посмотрю еще раз в карманах». И нашла двадцать франков. И тут ей пришло в голову: двадцати франков достаточно, чтобы поискать работу, а остальное я сделаю сама. Пятью месяцами позже пришло письмо, в котором она писала: «Экзамен на степень магистра я сдала очень хорошо».

Сила содержится в минимуме. Когда терапевт дает импульс, это росток, а коли это как росток, то в нем есть сжатая энергия. Стоит заговорить об этом подробнее, как сила пропадает. Так что дается толь­ко толчок, авсе остальное должен сделать тот, кого это касается. После этого случая я пересмотрел свое предположение о роли терапевта в сторону уменьшения: при хорошей терапии достаточно двадцати про­центов. Это называется основательностью.

Исцеление

В стране Арам — это там, где сейчас находится Сирия, — жил в давние времена один военачальник, прославившийся своей силой и мужеством, но потом, сраженный тяжелой болезнью, ни с кем не мог он больше вступать в контакт, даже со своей женой, ибо была у него проказа.

• Но вот он услышал от рабыни, что есть у нее на родине человек, который знает, как исцелить эту болезнь. Он собрал большую сви­ту, взял десять талантов серебра, шесть тысяч золотых монет, десять праздничных облачений да еще рекомендательное письмо своего короля и отправился в путь.

После долгого перехода, иногда сбиваясь с дороги, он подошел к дому, в котором жил целитель, и громко попросил разрешения вой­ти. Теперь стоял он со всей своей свитой и всеми своими сокрови­щами, держал в руке рекомендательное письмо своего короля и ждал. Но никто не взял у него записку. Его стало охватывать нетерпе­ние, и он начал уже немного нервничать, и тут дверь открылась, вышел слуга, подошел к нему и сказал: «Мой господин велит пере­дать — искупайся в Иордане и снова будешь здоров».

Военачальник решил, что его выставили на посмешище и одурачи­ли. «Что? — сказал он. — И это называется целитель? Он должен выйти ко мне сам, призвать своего Бога, начать долгий ритуал и дотронуться до каждой моей раны своей рукой! Это мне, может, и помогло бы. А зачем мне купаться в Иордане?» И, пылая от гнева, он развернулся и отправился в обратный путь.

Это подлинный конец истории. Но поскольку это сказка, будет у нее и хороший конец.

Вот уже целый день военачальник был в пути, как вечером пришли слуги и no-доброму обратились к нему. «Отец наш родной, — сказали они, — если бы этот целитель потребовал от тебя чего-то невоз­можного, например, зайти на корабль, отправиться в далекие стра­ны, покориться чужим богам, годами читать только собственные мысли, и чтобы при этом ты израсходовал все свое состояние, ты бы наверняка все это сделал. А, тут он потребовал от тебя лишь чего-то совершенно обычного». И тот позволил себя уговорить.

Мрачный, в дурном настроении, направился он к Иордану, неохотно вымылся в его воде, и произошло чудо.

Когда он вернулся домой, его жена очень хотела узнать, каково ему пришлось. «Ах! — сказал он, — мне снова хорошо. А больше вообще ничего не произошло».

г) Смотреть на решение

Из практики психотерапии можно увидеть, что обычно клиенты всеми силами держатся за проблему и избегают решения. Это связа­но с внутренним убеждением людей, что если они сохранят пробле-

му, несчастье либо симптом, который у них есть, то и дальше будут вправе принадлежать к семье. Для нашей детской души наличие про­блем является доказательством невиновности. Ими мы упрочаем и защищаем наше право на принадлежность, и поэтому любое несчас­тье связано с глубоким блаженством, и нет необходимости жалеть человека, потому что глубоко внутри он испытывает удовлетворение. А решения проблем мы, несмотря на взаимные уверения, боимся и избегаем, потому что с этим связывается страх потери привязаннос­ти и чувства вины, предательства, отпадения и измены.

Когда мы стремимся найти решение, мы отступаем от того, что раньше имело вес в нашей семье, и чувствуем себя виноватыми. По­этому Невозможно достичь решения без вины и без мужества преодо­леть эту вину, а этого большинство людей боится. Решение и счастье воспринимаются тогда как опасность, потому что приводят к одино­честву. А человек с проблемами даже будучи несчастным, напротив, всегда остается в хорошей компании.

Когда терапевт работает, ориентируясь на проблему, то вопрос ставится так: что с клиентом? Если же работа ориентирована на ре­шение, вопрос звучит так: что клиенту поможет? Душевный настрой при обеих фокусировках совершенно разный. Когда я спрашиваю: «Что клиенту поможет?», это сразу создает доверие. Вопрос: «Что с клиентом?» — мне даже не обязательно это говорить—действует ужас­но.

Проблема решается с помощью той же любви, которая ее и под­держивает. В решение течет та же сила, только немного с большим пониманием. Терапевтической задачей является сначала нахождение той точки, где клиент любит. Если я ее нашел, то могу действовать. Та же любовь, которая вызывает проблему, ведет и к ее решению.

Катарина: Я вижу, что у тебя очень точный взгляд и ты сразу ос­танавливаешь, если что-то не так. Для меня это очень важно.

Б.Х.: Действительно, когда кто-то рассказывает о своей пробле­ме, он хочет соблазнить тебя принять его взгляд на мир. Этот взгляд оправдывает его проблему. Это невероятно сильно затягивает. Поэто­му нужно достаточно рано прерывать описания проблем.

Пример:

Однажды мне позвонила коллега и задала такой вопрос: «Работа­ешь ли ты с гипнозом?» И я ответил: «При случае». Тогда она сказала: «У меня есть клиентка, которой психиатр дал постгипнотические за­дания и она себе во вред их выполняет». Сейчас она ищет того, кто еще раз загипнотизирует ее клиентку, чтобы выяснить, какие пост-

гипнотические задания она получила, и даст ей новые внушения. Я сказал: «Это бредовая система, я в нее не войду». Остановка важна именно там, где в действие вводится искушение и где человека со­блазняют принять внушаемый образ мира за реальность.

Катарина: Я часто чувствую, что не решаюсь кого-то остановить.

Б.Х.: Тогда просто скажи: «Это становится для меня скучным». Это вид прерывания, но не очень жесткий. Находясь в группе, можно определить, важно ли то, что кто-то говорит, или нет, Как только в группе возникает беспокойство, это значит, что человек говорит не­существенное. Тогда я его прерываю. Как только это перестает быть интересным, я прекращаю. >

Вера: Я заметила, что склонна бороться с мужчинами.

Б.Х.: Это интерпретация тебя принижает, и она наверняка не­правильна и ничего тебе не дает. Потому что проблема возникает через ее описание, а описание препятствует решению. Если бы это описание было верным, то проблема была бы решена. А если про­блема не решена, значит описание неправильно. Ведь проблема в большинстве случаев описывается так, что клиент избегает реше­ния. Поэтому мне не нужно слушать, как кто-то в группе описывает проблемы. Это описание изначально неверно. Если бы у клиента было верное описание, он бы об этом и не говорил. Тогда у него было бы решение. Потому что решение уже содержится в правильном описании.

Арнольд: Но есть множество описаний, которые возможны, а мо­жет быть, и полезны.

Б.Х.: В случае правильного описания выбора нет.

Для решения проблема не нужна

Фридеманн рассказывает, что в работе с клиентами он иногда находит сценарную фигуру, но «ничего не происходит».

Б.Х.: Я могу тебе сказать почему. Восприятие отказывает, когда я рассматриваю проблему как проблему. Интуиция активизируется только тогда, когда я настраиваюсь на решение. Когда ты говоришь, что у тебя есть сценарная фигура, тогда ты настроен на определение •или на диагноз. Если же ты спрашиваешь: «Как это лучше всего мо­жет пойти дальше?» — ты уже видишь проблески света. Тогда ты идешь вместе с потоком. Для решения проблема не нужна. И все же в пси­хотерапии широко распространены техники, которые занимаются проблемами, будто проблемы являются причинами для их решения» Тогда человек остается привязанным к проблеме, а решение забыва­ется.

Запрограммированность на несчастье

Арнольд: Мне все еще хорошо.

Б.Х.: Это звучит почти угрожающе. Видите, такой манерой выра­жаться он программирует себя на несчастье.

Арнольд: Да, это так. Я всегда думаю, что когда-нибудь мне будет плохо.

Б.Х.: И если так случится, ты вздохнешь с облегчением.

Арнольд: Нет, тем, что я так говорю, я, наверное, прогнал эти мысли.

Б.Х.: Нет, как раз-таки нет. Выработай другую формулировку, ко­торая все оставляет открытым.

Арнольд: Да я могу просто сказать, мне хорошо.

Б.Х.: Ты даже можешь сказать, что тебе все лучше и лучше. (Apr нольд сияет.) Видите, как это действует? Уже одними только форму­лировками можно вылечить, просто используя определенную дисцип­лину мышления.

Практика мешает теории

Людвиг: Если мужчина еще не отделился от своей матери и его жена понимает, что он еще не совсем с ней, это тоже ревность? (Дли­тельная пауза.)

Б.Х.: Что могло бы помочь? (После паузы.) Если она скажет: «Я уважаю любовь к твоей матери».

Это был прекрасный пример смещения фокуса с проблемы на ре­шение. Творческое начало действует не в отношении проблемы, а всегда только в отношении решения. Движение по направлению к решению — это любовь, интуиция всегда идет вместе с доброжелательностью и лю­бовью. Когда я наталкиваю кого-то на проблему или ему ее описываю, я нахожусь в позиции превосходства. Решения мы ищем сообща.

Трудно становится, когда человек, после того как решение найде­но, хочет получить еще и теорию к решению. Тогда он теряет решение. Никакая теория не может быть полной. Когда для какого-нибудь со­бытия я пытаюсь найти обобщающую теорию, тогда вместо целого у меня будет всего лишь кусочек. Поэтому я склоняюсь к тому, чтобы отказаться от формирования теории. Я описываю различные ситуа­ции, и тогда есть некий эмпирический фон, с которым я работаю. Тог­да я остаюсь открытым для нового, и мне не нужно оправдываться ни перед какой теорией, правильно или неправильно я что-то сделал.

Этого достаточно!

Ларе: Когда речь шла о принадлежности, я еще раз обратил вни­мание на то, что никогда не чувствовал себя по-настоящему принад­лежащим, и в детских и юношеских компаниях тоже.

Б.Х. (перебивая): Что это сейчас даст? Это только описание про­блем, которые усиливают проблему. Поэтому описание проблем нуж­но прерывать.

Недавно я прочитал в одной книге фразу, которая была для меня как откровение. Звучала она примерно так: «Если человек испыты­вает страх перед людьми в какой-либо группе, то преодоление страха состоит в том, чтобы полюбить других». Я испытываю страх только | потому, что вижу, как мало я люблю и ценю других. Как только я ре­шаюсь на то, чтобы отдавать присутствующим должное, даже если они другие, мне больше не нужно бояться. Тогда между нами возмо­жен совершенно непринужденный обмен. Это могло бы быть реше­нием.

Накрытый стол

Фрауке: У меня мелькнула мысль, что я всегда была в сфере влия­ния моей матери, и сейчас я совершенно в замешательстве, потому что думаю, что мне это было не на пользу, и сейчас я все меньше по­нимаю, почему мне было так трудно...

Б.Х. (перебивая): Это ничего не дает, описание проблемы усили­вает ее. А сожаление, что было так, как было, делает все еще хуже. Вопрос в том, чего тебе сейчас еще не хватает, что ты еще можешь взять? Тогда это имеет совсем другое направление. (Фрауке улыбает­ся.) Видишь! Посмотри на близких тебе людей, в том числе на свою семью. Возможно, у них нет еще своего места. Как только ты при­мешь их, власть матери станет слабее, а то, что ты от нее получила, так скорее останется в сохранности. И не будет больше никаких ос­нований для сожаления.

Есть странные люди: они почти умирают с голоду, но, подойдя к накрытому столу, они, вместо того чтобы есть, будут рассказы­вать, как страшно они голодны. Типичная психотерапевтическая сцена.

Фраза-яд

Томас: Мне вспомнилась одна старая ядовитая фраза, мне тяжело из-за нее.

Б.Х.: Я не/Хочу ее слышать, я кое-что имею против яда.

Томас: Я тоже, она напоминает мне...

Б.Х. (перебивая его): Был когда-то храбрый портняжка, который померился силами с единорогом. Знаешь как? Когда тот на него бро­сился, он просто отошел на шаг в сторону. Еще что-то, Томас?

Томас: Нет, этого достаточно!

Прикидываться дурачком — в этом есть элемент на­слаждения

Хильдегард: Вчера вечером мне стало довольно ясно, что нужно посмотреть на свою систему работы. Мне не ясна в ней моя роль. В принципе я знаю это уже давно. Но опасаюсь выяснять это, потому Что есть небольшой страх, что мне, возможно, придется оставить мою работу, если я это проясню.

Б.Х.: Да, такое может быть. То, что ты снова подтверждаешь, это терапевтический принцип: «Страдать легче, чем действовать».

Хильдегард (как будто она этого не слышала): До этого, когда Бри­гитте делала расстановку своей семьи, у меня сначала было чувство, что там многие обращаются друг к другу на непонятном языке, пока не начинают его учить, и я заметила, что во время работы занавес между мной и реальностью становился все плотнее и плотнее. Я ду­маю, здесь что-то есть.

Б.Х.: Да, прикидываться дурачком — в этом есть элемент наслаж­дения. И по большей части люди это умеют. Еще что-то, Хильдегард?

Последнее место не самое надежное

Мануэла: Мне так плохо было сегодня утром. Впрочем, я сидела на последнем стуле. Мне было так неприятно, что меня постоянно тянуло плакать. Я тогда обратила внимание, что я здесь единствен­ная медсестра, и что в моей семье в иерархическом порядке я Тоже последняя, и в больничной иерархии тоже так...

Б.Х. (перебивая): Если ты будешь продолжать в том же духе, ты, чего доброго, и сама в это поверишь.

Мануэла: Но для меня это проблема.

Б.Х.: Да, да, проблема возникает через ее описание.

Мануэла: Я боялась, что ты так среагируешь.

Б.Х.: Здесь, вопреки широко распространенному мнению, после­днее место тоже не самое надежное. Некоторые полагают, что они будут в безопасности, если отправятся на последнее место. Но что делают с собакой, которая скулит? Она получает пинок. Потому что где-то это, видимо, кажется адекватным. (Мануэле) Ты можешь себе представить, что здесь была бы другая медсестра?

Мануэла: Да, это я могу хорошо себе представить.

Б.Х.: И она была бы точно такой, как ты?

Мануэла: Нет, это было бы тогда по-другому, она была бы тогда другой. Она не была бы точно такой, как я.

Б.Х.: Именно, так. С профессией медсестры это связано быть не может, ведь иначе это должно было бы быть точно так же.

Если мы находим хорошее решение, то это еще совершенно не оз-jj начает, что оно будет осуществлено на практике. Нужно видеть, что, кто-то, кто идет другим путем (например, путем страданий), идет по нему с любовью, даже если немного ослепленно. Но тут нельзя вме- { шиваться.

2. Возможности терапевтической ориентации

а) Интерпретация — это только краешек покрова

Интерпретация действенна, только если она верна. Это должно > быть такое толкование, которое трогает. И здесь тоже обнаруживает­ся важный терапевтический закон, который я уже вскользь упоми-^ нал: действенно только то, что затрагивает любовь клиентов, что эту любовь подтверждает й активизирует.

Во время перерыва мы как раз говорили об интерпретациях и о том, когда они действуют, а когда нет. Позитивные истолкования за­частую создаются терапевтом и могут быть какими угодно. Если они надуманы, то они часто не действуют. Но есть одно позитивное тол­кование, в основе которого лежит восприятие, и возникает оно из контакта. Тогда я помогаю клиенту осознать то хорошее, что я почув­ствовал. В основе интерпретации должна лежать истина.

Тут Карл споткнулся о слово «истина», и мы тогда нашли такое определение: истина — это то, что служит жизни и ведет ее дальше. Правильное хоть и трудно распознать, но легко понять. Как он не мог слышать мою «истину», так и я Не мог слышать его «смысл». Смысл — это часто что-то оторванное. Но тогда мы и тут нашли оп­ределение: смысл — это то, что вытекает из движения жизни как бли­жайшее исполнение.

Алексис: А что тогда цель?

Б.Х.: Цель — это зачастую то, чего я хочу головой. Она оторвана от жизненного исполнения. То, что получается из жизненного испол­нения, мне не нужно затевать, а то, что я затеваю ради какой-либо цели, — это часто то, чего я не хочу и что не согласуется с жизненным исполнением. Поэтому хорошие намерения так часто не удаются.







Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 370. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия