СИСТЕМНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ БЕРТА ХЕЛЛИНГЕРА 16 страница
> Бригитте; Сестра моей мамы еще ребенком умерла от тифа, а за шесть недель до сестры умер отец моей мамы, маме тогда было десять лет. Б,Х.: Сестра младше твоей мамы?, Бригитте; Старше, она была средней. Был ещехтарший брат. Еще у меня были мысли о том, что в моей семье какая-то атмосфера замалчивания. Тут много молчания и что-то вроде оцепенения; А еще мне пришло в голову* что когда я сейчас вместе с моими детьми бываю в моей семье, то этого нет. Когда мы у моих родителей, все бросаются к детям, и они все наполняют жизнью. Мне и еще кое-что пришло в голову в связи с фразой «посидеть на коленях». Когда мои родители приезжают к нам, обе дочери говорят: «Посидеть на коленях у дедушки» и «Посидеть на коленях у бабушки», л им это позволяется, Б X.: Отчего умер отец твоей мамы? Бригитте: Это была история с мочевым пузырем. Он вдруг пс-шел в больницу. Это было в 1938-м, и из больницы он уже не вернулся. А шестью неделями позже умерла старшая сестра моей мамы. Генрграмма семьи Бригитте*: * Сокращения:
> Б.Х.: Это такой шок в семье. - Бригитте: Да*, тут есть еще кое-что: я уже делала расстановку моей I семьи у Е. У меня потом застряло в голове, что я поставила свою мать i совершенно снаружи и так, что она смотрит прочь. Но что, должно^ быть, эта женщина пережила? Б.Х.; Да, она, вероятно, следует за своей сестрой и.отцом, но мы; все же сделаем расстановку! (Информация: бабушка со стороны матери жила после смерти J отца в родной семье Бригитты. В семье отца тоже рано умер ребенок. Отец был самым младшим из четырех детей, живы две его старшие, сестры. Бригитте делает расстановку ее родной семьи.) , Исходная расстановка родной семьи Бригитте: (После того, как члены семьи расставлены.) Отец (слева от Своей жены): У меня нет контакта с детьми, и моя жена где-то Пбблизости. Я скорее один. Мать: Я тоже чувствую себя очень одинокой, этб нехорошо — видеть детей сзади, а мужа рядом с собой я едва ощущаю. Исполняющая роль БригигИте: У меня слегка туманно в голове, и у меня есть тенденция выпасть наружу. Позади меня что-то есть, но я не знаю что. Б.Х.: Ребенок, который умер в семье отца, это был мальчик или девочка? ЕЙЭ6 Дышать глубоко, рот открыт, чуть быстрее дышать, еще быстрее, в два раза быстрее, глубоко, глубоко выдыхать... Не закрывай рот (Обнимает ее голову правой рукой и прижимает к своему плечу.) Мамочка, пожалуйста, i,! > Бригитте (тихо): «Мамочка, пожалуйста». Б.Х.: Мамочка, пожалуйста. И не прекращай дышать. (Бригитте снова начинает дышать глубже.) • •...ч Б.Х. (группе): Бригитте тоже выбирает маленькое счастье. (Обращаясь к Бригитте) Как ты себя чувствуешь? << Бригитте: Легче (показывает на груднук) клетку), полнее.1 Б.Х.: Ты остановилась на полпути, но все же немного дальше. Бригитте: На полпути назад? Б.Х.: На полпути к ней. Как сказал знаменитый Иоганн Вольфганг. «Каждый сам кузнец своего несчастья». Бригитте: Такого он, по-моему, не говорил. Б.Х.: Нет? (Оба смеются.) Хорошо. (Бригитте встает и садится на свое место.) Б.Х.: Это была ситуация, где было прервано движение любви к... Можно было видеть, что произошло в тот момент. У меня есть теория, что в тот момент, когда прерывается некое движение любви к..., возникает то, что мы называем неврозом: движение по кругу, которое снова и снова возвращается к одной и той же точке, вместо того чтобы идти дальше. Когда человек вспоминает о прерванном движении любви к..., в нем поднимается некое чувство, некое решение, и тогда он делает круг, вместо того чтобы идти дальше, и когда он снова попадает в исходную точку, то происходит то же самое. Это прогресс карусели. Что теперь мне, как терапевту, делать с такой резистентной клиенткой? (Пауза) Сейчас это была неудача — не тотальная, но все же неудача, здесь надо быть с собой откровенным! Она туда не пошла, но теперь у нее есть перспектива. Теперь я предоставлю ее ее доброму сердцу. Согласна, Бригитте? Бригитте: Да.., Б.Х.: Какие-нибудь вопросы по этрму поводу? Вольфганг: Я не понял, почему ты сказала «Я предоставляю ее ее доброму сердцу». Б.Х.: А ты и не можешь этого понять. Она это поняла. Положиться на сердце, на доброе сердце — в такой ситуации всегда хороший метод. Удивительно, но зачастую бывает, что тогда решение приходит изнутри, его не найти ни одному терапевту. А по секрету — не будем говорить здесь этого громко — я предоставляю ее,естественно, доброму сердцу ее матери. аюз Ларе: Ты сначала привел ее к движению любви к.. ■, а потом призвал \ двигаться прочь... ■ > Б.Х.: Как человек движется, движение ли это'к... или прочь, это| ройи не1 играет. Если движения любви к... не получается, я велю ему { идти в обратном направлении, и тогда оно переворачивается. Ты идешьш с ним в том направлении, которое он показывает. Она показала движе-1 ние прочь, и поэтому я пошел вместе с движением прочь. Потом они повернула голову влево, и у меня возник образ, Чтб она отворачивается. Я'тговернул ей гсШову вправо, и после этого пришло чувство. Ларе: Но ведь это было исправление? Б.Х.: Да, сопровождение', маленькая поддержка. Только после этого пришла фраза: «Теперь уже нет!» И стало ясно, что там была мать:> Рюдигер: Не мог бы ты дать нам, не таким опытным, указания, когда человек переживает движется любви к..., а когда нет? Б.Х.: Нет, тут ты должен довериться наблюдению, восприятию. Возможно, тебе удастся еще увидеть это на Других примерах. Если ты хочешь иметь теорию, то ты не сможешь больше следовать за самим процессом. Думаю, самое главное я сказал, больше было бы уже нехорошо. - • Во время круга в первой половине второго дня " Бригитте: Я целиком и полностью погружена' в восприятие, и то, что происходит во мне, — это переменное движение. То вдруг у меня возникает чувство "тепла и сочувствия — И й глазах тоже, а потом это прекращается (становится взволнованной, на глазах выступают слезы), все время в чередовании. И когда я снова выхожу... ' Б.Х.: Это хорошо, это хорошо. Видите, как трудится ее доброе сердце? Позволь доброму сердцу продолжать делать свое дело, Бригитте, пока не будет решения. Во время круга во второй половине второго дня Бригитте: Я сейчас полностью включена. Во время перерыва на обед я с удовольствием забралась в постель и еще раз поискала связи с моей мамой. Это было приятно. На второй день во время второго круга, вторая половина дня Бригитте: Я часто просыпалась сегодня ночью. Моя семья не выходит у меня из головы, и семья моей мамы снова и снова приходит мне на ум. Б.Х.: Что там было? т Бригитте: Я не знаю. Б.Х.: А какое у тебя ощущение? Бригитте: Девочка. Брат: У меня тоже ни с кем нет контакта, мои ноги совершенно оцепенели и словно примерзли. Б.Х. (обращаясь к детям): Так развернитесь-ка к родителям. Что изменилось? (Движение 1.) Брат: Теперь становится легче. Исполняющая роль Бригитте: Мне так тоже приятно и в голове стало яснее. Отец: Да, по отношению к детям стало лучше, на в отношении жены как и прежде ничего не происходит. Мать: Я чувствую то же самое. Б.Х. (родителям): Поменяйтесь-ка местами, посмотрим, будет ли лучше. (Движение 2.) Отец: Да, дочь становится ближе, для меня это хорошо. Исполняющая роль Бригитте: Я начинаю немного волноваться. Б.Х.: А как между родителями, лучше или хуже? Отец: Хуже. Мать: Я чувствую, что между нами совсем чуть-чуть жизни. Б.Х.: Теперь возьмем-ка мы сюда его отца. (Бригитте ставит отца отца справа за отцом, движение 3.) Промежуточная расстановка родной семьи Бригитте: Бригитте: Я забыла еще кое-что. Отец отца тоже рано умер, моему отцу было тогда восемь лет. Он вернулся с войны с ранением, у него, были судороги, и он задохнулся во время приступа, работая в поле. (Отец и отец отца тогда сходятся на том, что лучше всего, когда отец отца стоит позади отца, движения 4 и 5.) > Б.Х.: А теперь поставь отца твоей мамы (Бригитте ставит его за матерью слева, движение 7.) Мать: Когда появился отец мужа, у меня возникла очень большая потребность посмотреть на него, благодаря этому муж тоже попал в поле зрения. Сейчас, после того, как здесь появился мой отец, движение снова больше переходит сюда (налево). (Затем она выражает пожелание, чтобы ее отец встал левее, чтобы она могла его видеть, и он делает это, движение 8.) Мать: Так лучше. Отец: В отношениях с женой это перемещение для меня ничего не меняет. Брат: Мне сейчас интересен только он (отец матери). С тех пор как он появился, я смотрю только на него. Б.Х. (Бригитте): Итак, это идентификация твоего брата. Он идентифицирован с отцом матерц (просит отца и мать и их отцов поменяться сторонами). Исполняющая роль Бригитте- Для меня было некоторым облегчением, когда отец отца встал позади отца. Я смогла вздохнуть спокойно. А когда фн (отец матери) так внезапно оказался стоящим здесь, у меня было чувство, что напротив меня стоит много мужчин. Но у меня нет контакта с мамой. Тут нет второй женщины. Сейчас немножко лучше, и чувство к отцу теперь стало менее напряженным, с матерью у меня контакта мало. Хорошо, что он (отец матери) там. Тут (показывает направо) он был ко мне слишком близко. Б.Х. (Бригитте): Поставь сестру мамы, которая умерла. (Бригитте ставит тетю чуть справа за матерью; см. стр. 209) Б.Х.: Что изменилось? Мать: Мне становится беспокойно. Исполняющая роль Бригитте- Теперь я больше смотрю туда и не вижу больше отца. Сестра матери: У меня тоже какая-то беспокойная тяга туда, к моей сестре. Б.Х. (ставит сестру матери непосредственно справа рядом с матерью): Что теперь? Мать: Здесь (на стороне мужа) становится теплее. Это хорошо (придвигается ближе к мужу и берет сестру с собой). Отец: Мне теперь на этом месте стало значительно лучше, Я ближе как с дочерью, так и с женой. Исполняющая роль Бригитте: Да, я теперь и маму могу воспринимать и отца тоже снова вижу. Теперь это единая картина, так существенно лучше, до этого я была как-то фиксирована на ней (сестре матери). Б.Х. (исполняющей роль Бригитте): Встань-ка рядом с братом. Что теперь? Брат: Я с удовольствием поменялся бы местами с ней (сестрой). (Брат и сестра меняются местами.) Так лучше. Исполняющая роль Бригитте: Для меня это нормально. Для меня и то и другое одинаково хорошо. (Отец матери хотел бы больше выдвинуться наружу, и он делает это, а Б.Х. ставит умершую сестру или брата отца слева рядом с ним. После нескольких пробных движений они находят наконец расстановку-решение, где все чувствуют себя хорошо.) / Расстановка-решение Б.Х. просит Бригитте занять ее место. Он предполагает, что умерший брат или сестра отца — это все же был мужского пола, потому что у брата Бригитте появление этого персонажа вызвало столь сильное раздражение. Бригитте (после того, как некоторое время она просто молча смотрела): Меня очень сильно тянет туда (показывает на мать). 14 — 2296 Б.Х.: Да, иди-ка туда! (Бригитте подходит к матери и обнимает ее.) / Б.Х.: Крепко, уж если обнимать, то крепко. (Веселье. Бригитте крепко обнимает мать, но при этом движется туда-сюда.) Б.Х.: Спокойно, спокойно, спокойно, медленно, глубоко дышать, дышать ртом! (Подводит к ним сестру матери и велит ей обнять обеих, Бригитте начинает плакать.) Дышать глубоко, открытым ртом.,, глубоко вдыхать и выдыхать... вдыхать это принимать... без звука, просто вдыхать и выдыхать, пока не насытишься по-настоящему! (Бригитте глубоко вдыхает и выдыхает.) Нет, нет, не спеши!.. Дышать. Вдыхать и выдыхать... без звука дыхание энергичнее... абсолютно свободно вдыхать и выдыхать — потом иди назад паевое место. (Бригитте делает это и еще раз оглядывается.) Так хорошо? Да, это все. (Все садятся.) Теперь прерванное движение любви к... пришло к цели. (После небольшой паузы) Эрнст: Значит, тут речь о прерванном движении к... Ты видишь в этой системе почву для такой динамики? Б.Х.: Нет, нет! Ведь совершенно же ясно, что между матерью и сестрой что-то не выяснено и что она отчасти берет это на себя. Так что, может быть, это системно обусловлено и совершенно не связано с тем, что делает мать. На одном из более поздних кругов Бригитте: Мне хорошо. Я чувствую себя очень свободно. Что ка-сается головы, то я открыта и способна воспринимать. Б.Х.: Сегодня это было прекрасное движение. На третий день во второй половине дня Бригитте (показывает на грудь): У меня здесь какое-то движение, как будто что-то поднимается. Б.Х.: Да, прекрасно! Бригитте: Да, как-то «становится свободнее», а потом у меня появилась надежда, что благодаря этой работе я смогу чувствовать себя более соответствующей своему возрасту. Б.Х.:Да, несомненно! Бригитте: Я совсем не говорю, что было. Б.Х.: Это и необязательно. На четвертый день во время круга Бригитте: У меня в голове крутится мысль о моем брате. Мой брат часто оказывается в экстремальных ситуациях. Он занимается ска- Бригитте: Спасибо! Б.Х.: Не стоит благодарности. Позже я объясню, что я сделал. А сейчас я оставил бы все, как есть. На шестой день Бриеитте:Это было очень много, и это уляжется. Сегодня с утра раздался еще один звоночек: добавились еще мои свекровь и свекр. Ын^ тут нужно еще что-то сделать с «идти к...», «отдавать должное» и «впускать туда детей». Б.Х.: Точно, это значит следовать за мужем. ■ Бригитте: Сегодня мне опять все очень понравилось. Я чувствую себя щедро одаренной тобой и что со мной очень хорошо поработали. Б.Х.: Хорошо. Последний раз, когда я работал о Бригитте, я по~ обещал еще объяснить технику. Я могу совсем вкратце это сделать. Я проделал с ней одно упражнение из НЛП. Она продемонстрирбвала два противоположно направленных чувства. Когда она уходит, to испытывает тягу к мужу, а когда она с ним, то отвергает его. Я дал ей уйти в чувство желания и стремления к нему, а потом я ее немного отвлек, пока она по-настоящему не засмеялась. И тогда я это закрепил! Теперь она не мбжет просто выйти из этого чувства. Потом я дал ей попробовать возвратится с этим чувством домой, к мужу. Дома у нее есть спор двух чувств, но закрепленное чувство легче удержать. Тогда негативное чувство им перекрывается. Вот такой был метод. Карл: А что у тебя еще осталось от первичной терапии? Б.Х.: Первичная терапия стремится отработать боль, первичную боль. А первичная боль — это всегда одно и то же: она возникает там, где прервано движение любви к... Боль подтверждает, что движение любви к... прервано, но ничего не решает. Вместо того чтобы дать клиенту выразить боль, я привожу это движение к цели, и тогда приходит любовь, и когда она приходит, у меня здесь (показывает на свой свитер) часто появляется мокрое пятно. Вот что осталось от Первичной терапии. Наряду с прерванным движением любви к... существуют еще и ранние травмы, которые я снимаю с помощью повторного проживания, например, путем изменения истории. Я использую здесь смесь техник из НЛП и первичной терапии. Хорошим методом для такой работы является якорная компенсация, она дает возможность хорошей сцене компенсировать плохую. Но, когда речь идет о глубинных вещах, нужно учитывать еще и чувство. Поэтому я фиксирую человека, чтобы он SIS наверняка смог выразить чувство, а затем ищу ему помощника, и таким образом я это решаю. Карл: Иногда tv даешь человеку заново пережить его рождение. В каких случаях ты это делаешь? Б.Х.: Если имеет место родовая травма, то движение кматери было прервано уже там. Тогда я повторяю рождение, восстанавливаю связь с матерью, а затем идет молитва на заре жизни (см. стр. 53). Это первое обретение матери и первое ощущение ребенка, что он принят ею — это самый глубокий и самый сильный опыт. Вслед за этим я делаю якорную компенсацию. То есть я фиксирую человека на его положительных чувствах и даю ему возможность подниматься по возрастным ступенькам все выше и цройти через все травмы. Ведь лучшего чувства, чем чувство принятости после появления на свет, у него быть не может. Так внутри одной сессии я провожу целую терапию. Таким образом, используя якорную компенсацию, я в одном процессе ликвидирую одну за другой все более поздние детские травмы. Я даю человеку уйти в его самое лучшее чувство, а затем даю ему возможность заново пережить травму. И тогда негативное перекрывается позитивным. Карл: А как это точно происходит? Б.Х.: Очень просто. Я говорю: «Сейчас ты будешь подниматься по возрастным ступенькам, и когда возникнет нечто такое, где это движение остановится, ты там останешься». В какой-то момент человек вдруг начинает тяжело дышать, появляются слезы, и я спрашиваю: «Сколько тебе сейчас лет? Что прозошло?» Я даю ему возможность взглянуть на то, что там происходит, и просто удерживаю его, пока все не будет улажено. Затем я перехожу к следующей сцене. Пятьсот часов анализа сжимаются здесь до одного. И тогда это индивидуальная терапия, в противоположность или как дополнение к системной. Так что это две разные ветви. в) Расстановка семейных систем Внутренние образы, которые сковывают, и внутренние образы, которые освобождают (сценарии) В терапевтической работе мы часто замечаем, что пациент живет в соответствии с каким-то внутренним образом, причем этот образ представляет собой некий ход событий, то есть это какая-то история. В трансактном анализе это называется сценарием. Происхождение эти образы имеют двоякое, у них разные истоки. С одной стороны, 2т4 11I лолазанием и уже не раз падал в ледниковые трещины. Часто, когда раздается телефонный звонок, я думаю, вдруг с ним что-то случилось. Я спрашиваю себя, не может ли это быть связано с идентификацией? Б.Х.: Да, так бывает очень часто. Бригитте: Он явно ищет ситуации, где смерть совсем рядом, которые несут в себе смертельную опасность. И я не знаю, чем ему помочь? Могу ли я что-нибудьлделать, чтобы моя работа здесь была бы для него полезной? Глядя на расстановку, ты говорил, что он может быть идентифицирован с умершим дедушкой и что умерший ребенок, возможно, тоже был мальчиком. Б.Х.: Расскажи ему расстановку, не комментируя. Недавно у меня был один человек, который рассказывал, что он начал летать на дельтаплане. Он был в совершенной эйфории и спросил меня, что я об этом думаю. И я сказал ему: «Я не могу себе представить, чтобы этим занимался мудрый человек». Вы можете себе это представить7 Мне было абсолютно ясно, что он хочет себя убить. Бригитте: Мой брат тоже занимается дельтапланеризмом. Б.Х.: Ты можешь сказать ему, что если он сломает себе шею, То все станет лучше. Бригитте: Ты считаешь, что я должна описать ему расстановку и про идентификацию тоже рассказать? Б.Х.: Это будет возможно, если ты немного подождешь, когда представится возможность сказать что-то по-хорошему, и тогда ты скажешь это точно, так, как ты это чувствуешь, и это будет правильно. Тогда ситуация будет другой, чем ты это сейчас себе представляешь. На четвертый день пополудни Бригитте: Сегодня с утра меня бросало то в жар, то в холод, и я молилась, и у меня очень вспотели ладони. Я подумала о том, не должна ли я чего-нибудь моему мужу. Однажды он вытащил меня с моим братом из лавины. Я была уже без сознания, и он практически снова подарил мне жизнь. i Б.Х.: Цени это. Бригитте: Сейчас я чувствую себя очень тронутой. Б.Х.: И притом не только по отношению к нему, это было бы слишком мало. Тут что-то удачно сложилось. Это то, что я сказал о «благодарить». Когда человек оказывается спасен таким образом, то он обретает силу, которой раньше у него не было. С ее помощью сделай что-то хорошее, но без.напряжения, просто так, как это течет и пока это течет.. 14* <> Вечером четвертого дня, ■■■■•!. Бригитте: Во мне сидит фраза «Заботливо обращаться»,. Мне даже. приснилось, что я посадила маленькое растение ва мертвом прахе. Это «заботливо обращаться* -г нечто такое, что делает меня- силь* ной, а я снова и снова чувствую тягу стать слабой. Б.Х.: Когда прах оставляют в покое, растения растут сами собой. Бригитте: Да, я стараюсь как можно.больше оставить в покое, Б.Х.: Да, оставлять — это то, что не требует никаких действий, и тем не менее это утомительно. На пятый день у Бригитте: У меня очень много всего происходит в плане сомати-ки. Я сильно ощущаю внутреннюю поверхность ладоней, как будто что-то отделилось. И в челюстных суставах я тоже это чувствую. Рань-' | ше я намного больше сжимала зубы. Сейчас это уходит. Я снова и снова напряженно думаю о моем муже. Я сейчас очень волнуюсь, когда говорю то, что во мне происходит. Всегда, когда я ухожу, я испытываю к нему глубокую симпатию, но когда я дома, я его отталкиваю. Б.Х.: Давай сделаем одно маленькое упражнение. Сядь передо мной и положи руки на бедра. Закрой глаза и отпусти себя к своему глубокому желанию и стремлению быть с мужем со всеми чудесными чувствами и мыслями. Вспомни о том, как хорошо у вас все начиналось. Тебе не нужно ничего делать и ничего говорить* ты можешь просто следовать за своими чувствами и образами. Разве что глубоко вдохнуть. Твой муж, должно быть, совершенно особенный мужчина, раз он завоевал твою любовь. (Бригитте смеется.) Теперь представь себе, как ты пойдешь к нему, когда вернешься домой. Он стоит где-то там, и ты подходишь к нему очень близко. (Бригитте смотрит в определенном направлении.) Ты видишь, что ему скажешь, что сделаешь, о чем его попросишь. (Бригитте улыбается.) Бригитте: Пока еще не получается. Б.Х.: Посмотри на него еще немножко, посмотри на него еще немножко... получается... (Где-то через минуту.) Я дам тебе еще один образ: представь себе, что за ним стоит его мать... она, приветливо улыбаясь, стоит позади него. (Бригитте начинает плакать.) Закрой глаза, не открывай их и подойди к нему совсем близко... (Бригитте плачет и кивает.) Подойди еще чуть ближе и возьми что-то себе и подари что-то ему. Совершенно спокойно, тебе не нужно ничего об этом говорить... оставайся целиком в твоем внутреннем переживании... (Бригитте глубоко вдыхает я выдыхает.) Это хорошо? (Бригитте кивает.) Это все. 2*2 существуют такие внутренние образы, где в качестве сюжета ребенок снова находит некий имеющийся у него травматичный опыт. К числу таких образов относятся многие сказки, например, «Гензель и Гре-тель», «Красная Шапочка», «Звездный талер», «Спящая Красавица» и «Румпелыцтильцхен». Спящая Красавица спит, к примеру, с представлением о том, что, проснувшись через сто лет, она по-прежнему будет пятнадцатилетней. Это иллюзия. Решение, которое дает сказка, таково, что поощряет Спящую Красавицу продолжать спать. Если же у нее зародится мысль, что не будет она тогда уже юна; она проснется пораньше. В сказке «Волк и семеро козлят» мать говорит; «Остерегайтесь злого папу». В «Счастливом Гансе» дедушка не раз теряет свое имущество, и в этом случае деда можно попросить: «Благослови меня, если я его сохраню». «Красная Шапочка» — это история совращения старшим родственником. Маленький Ганс счастлив, когда он возвращается домой и дверь ему открывает мать, но что если у двери стоит отец? Странно, что те сказки, которые мы знаем, все содержат в себе такие образы развития событий, которые связывают, а решения, описываемые в них под конец, иллюзорны и служат прежде всего сохранению статус-кво. Если в истории или в сказке описывается то, что ребенок может пережить до седьмого года жизни, то зачастую это указание на личное переживание, а не на системное событие. Например, «Румпельштильцхен» — это в большинстве случаев не системная история. В основном это образ некоего травматичного опыта, это история о детях, которых отдали. Точнее, эта сказка описывает тот опыт, что матери нет, и отец отдает дочь, и затем в следующем поколении дочь отдает своего сына. Таков ее незашифрованный текст. Во многих сказках отсутствует мать. Но поскольку сказки хитры, они всегда содержат, что отвлекает от ясного, прямого текста, например, в «Румпельштильцхене» это прекрасная фраза: «Ах как хорошо, что никто не знает, что меня зовут Румпельштильцхен». Но существует множество историй, никак не связанных ким опытом. Если человека сопровождает, к примеру, такой образ, как Отелло или Одиссей, то в этом случае там отображается опыт, которого у ребенка просто не может быть. Существует множество историй подобного рода, и описанный в них опыт могут иметь только люди взрослые. Ребенок может быть очарован такой историей и не знать почему. Тогда, судя по характеру истории, можно сделать вывод, что эта история относится к другому лицу, которое раньше играло или должно было играть некую роль в этой системе. Обычно это человек, у которого была тяжелая судьба, или он был исключен из системы, или этот человек освободил место для кого-то внутри системы. Тогда такая история становится сценарием для реального исполнения в жизни. Она служит тому, чтобы на ее основе кто-то в этой системе еще раз исполнил роль того, кто был из системы исключен. Такие истории, основываются ли они на травматичных событиях и переживаниях или являются системно обусловленными, можно поискать. Выявить сценарий и системную историю можно с помощью следующей истории. Некий человек думает, что он уже достаточно потрудился и теперь может позволить себе что-нибудь хорошее. Он покидает родные места и некоторое время путешествует, и вот он оказывается перед домом, а над ним большими буквами написано «Всемирный театр». Он решает, что это то место, куда ему нужно попасть, и покупает себе входной билет. Дороговато, но он говорит себе, сейчас это не имеет значения. Он входит внутрь, занимает место, откидывается назад, устраивается поудобнее и ждет. Наконец свет гаснет, и открывается занавес: пьеса начинается. Наблюдая за действием, он замечает: а ведь пьеса-то мне уже знакома из литературы. Да тут же вообще нет ничего нового. Продолжая смотреть, он понимает, что это та пьеса, которую играет он сам. Вопрос: как называется твоя пьеса? Это может быть пьеса, которая существует как литературное произведение, как сказка или фильм, или как роман, театральная пьеса, а возможно, и как биография. Когда всплывает название пьесы, это бывает полной неожиданностью и в большинстве случаев немного неприятной. Знает ли кто-нибудь из вас свою пьесу? Бенно: Для меня это убийство невинных детей Иродом. (Примечание: у Бенно был брат-инвалид, которого во времена «Третьего рейха» отдали в приют, и там он погиб.) Б.Х.: Стоит только подумать о своей семейной истории, как тут же видишь системную соотнесенность. В таких историх решающая ситуация зачастую описывается совершенно явно. Сара: У меня это «Фауст». Б.Х.: Если у женщины в качестве истории «Фауст», то она всегда Гретхен. Тогда вопрос в том, какой мужчина одурачил и бросил на произвол судьбы такую женщину? Фридеманн: У меня это «Ифигения в Тавриде», а именно фигура короля. Б.Х. (перебивая): Нет, нет, этого делать нельзя. Из истории нельзя себе ничего выискивать. Это категорически не правильно. В «Ифи-гении» как истории речь идет о том, какая дочь была принесена в жертву? Вера: Мне на ум пришла «Волшебная флейта». Илзе: «Даниэл в львиной норе». ^ Клаус: Сказка «Братик и сестричка». Экхард: Мне пришел в голову Одиссей. Б.Х.: Одиссей! Ты знаешь, где он оказывается в конце? Экхард: В Итаке. Б.Х.: Да, и кого он там находит? Экхард: Пенелопу. Б.Х.: А ты знаешь, кто такая Пенелопа на самом деле? Это всегда мать. Экхард (смеясь): Теперь становится неприятно. (Всеобщее веселье.) Б.Х: Кто же в твоей семье был Одиссеем, мужчиной, который бродил по неверным дорогам? Экхард: Вроде бы никто не бродил. Б.Х.: Ты уверен? Если такая история верна, то ее всегда следует принимать буквально. Однажды у меня на одном курсе была женщина, над которой подтрунивали: Ирэна-сирена, Ирэна-сирена. И тут одного участника, сценарной историей которого был «Одиссей», озарило. Тут было вот что: у него была подруга, и ее отец дал ему лодку. На этой лодке он под парусом поплыл В Африку, а подругу оставил дома. Так что он буквально копировал Одиссея. Тут мы выяснили, что Пенелопа — это мать. Итак, Экхард, кто был Одиссеем?
|