Лекция 2. В предыдущей лекции большое внимание было уделено духовности человека Средневековья
В предыдущей лекции большое внимание было уделено духовности человека Средневековья. И это закономерно – жизнь духа оказалась во многом определяющей для того времени. Переходя к другим сторонам художественной культуры Средневековья, обратимся к явлению, которое находилось как бы на пересечении духовного и этих других сторон – суфийская поэзия. Понятие суфизм происходит от арабского слова суф – грубая шерстяная ткань (отсюда власяница как одеяние и атрибут аскета). Суфизм – форма мусульманского аскетизма, связанного с подвижничеством, отшельничеством, с уходом от мира сего. Это мистическое течение в исламе, основанное на вере в возможность преодоления той пропасти, которая отделяет человека от Бога. Познать Творца, приобщиться к нему суфии стремились посредством освобождения от телесной оболочки, путём растворения своего духа в божественной сути (как они выражались, стать подобным «капле в океане»). Один из суфийских поэтов (Ибн аль-Фарид, начало XIII века) говорит об этом так:
Я отдал всё. Моих владений нет, Но я – весь этот целокупный свет. В моей груди, внутри меня живёт Вся глубина и весь небесный свод. И дух постиг, освободясь от мук, Что вовсе нет ни рядом, ни вокруг, И никаких вдали и в вышине, Все дали – я, и всё живёт во мне. Мой дух – всеобщий дух, и красота Моей души в любую вещь влита.
То есть в момент мистического озарения дух человеческий растворяется в мироздании, и в то же время он как бы вбирает в себя всё мироздание. Здесь мы приблизились к следующей грани осмысления сущности Средневековья. Дело в том, что одна из главных целей духовного поиска, столь интенсивного в то время, была связана с постижением именно этой категории – категории мироздания. Человек пытался проникнуть в тайны бытия, в его извечные законы. Что же касается людей искусства, то они стремились моделировать нечто подобное в художественных образах. Какой же виделась картина мироздания? В определённой степени его подобием стал храм. И если архитектуру нередко считают ведущим видом искусства Средневековья, то храм в это время явился её безусловно господствующей формой. Именно тогда были созданы основные типы буддийских, христианских и мусульманских храмов, которые сохранили значение образца для последующих эпох. Христианство начинало своё храмовое зодчество с построек базиликального типа. Базилика (греч. царский дом) – так в Афинах античных времён называли дом главы государства, базилевса. В Древнем Риме подобные здания предназначались для деловых встреч, торговых сделок, судебных заседаний. А со временем в таком роде стали возводить и термы ([тэрмы] общественные бани). Пожалуй, самое примечательное из этих сооружений, в том числе и с точки зрения перспектив храмового строительства – термы Каракаллы (то есть термы, построенные при императоре Каракалле).
|