Hare, hare, bye! – Balaam
(0.47) Эта музыка вряд ли требует комментариев – варварское начало в ней самоочевидно. (Здесь и далее в подобных случаях цифрами в скобках указана длительность звучания соответствующего музыкального фрагмента.)
А вот следующий слайд прокомментировать стоит. Это тоже Франция XII века.
Страшный суд (Скульптурная группа из собора в Отене, около 1130 года) Данная скульптурная группа символически изображает сцену «взвешивания» добродетелей и пороков человека в Судный день. Дьявол (фигура справа), кровожадно усмехаясь, оттягивает вниз чашу с грехами – его тело покрыто жёсткими параллельными полосами отвратительной чешуи, что дополнено когтистыми лапами (адский монстр). Но и фигура ангела (слева, он поддерживает чашу добрых дел) почти столь же уродлива в своей деформированности.
* * * Когда Западная Европа переживала «тёмные века», в ряде регионов Востока шло поступательное и полноценное развитие искусства. На этом историческом этапе к Азии вновь (после Античности) переходит лидирующая роль в области культуры. Начнём с того, что на фоне упадка западноевропейского градостроительства Восток поражал великолепием городов. Ближе всего к Европе находился тогда арабский Халифат (огромная держава, созданная под знаком утверждения ислама). С распространением ислама произошёл стремительный подъём мусульманского зодчества. Быстро сформировались основные типы архитектурных сооружений, которые на многие столетия остались незыблемым каноном.
|