Успенский собор во Владимире
Величавость и торжественность сочетается здесь с особой ясностью, стройностью и изяществом пропорций. Лёгкость форм создаёт ощущение, что они словно парят. Нарядность и живописность, кульминирующая в золотых куполах и крестах, выражает праздничное состояние духа – как бы воссоздавая образ небесного праздника. Таков был самый торжественный храм домонгольской Руси.
Именно отсюда, от великолепных образцов владимирской архитектуры, перейдут впоследствии (уже в эпоху Возрождения) на Москву эпитеты «белокаменная», «златоглавая», а в Московском Кремле по подобию этого будет возведён собор того же названия – Успенский.
* * * Чрезвычайно оригинальную краску в средневековую модель мироздания внесла пейзажная живопись Китая. Но прежде несколько слов о китайской живописи этого времени в целом. Те открытия, которые совершили китайские мастера, и тот высочайший уровень, которого они достигли, были совершенно недосягаемыми для других художественных школ той эпохи, и сделанное ими остаётся непревзойдённой классикой. А ведь пользовались они преимущественно тушью – всего-навсего тушью! Картины чаще всего выполнялись чёрной тушью на светлом фоне, то есть это была монохромная живопись (живопись разными оттенками одного цвета). Однако каллиграфическая тонкость линий и виртуозное использование пятен и размывов туши (но пятен и размывов различной интенсивности) создавали исключительное живописное богатство и выразительность. И всё это при поразительном лаконизме художественных средств. В качестве примера обратимся к одному из портретов.
Лян Кай
|