Базилика
Такая базилика представляет собой большой прямоугольный зал, нередко разделённый рядами колонн на продольные части (нефы [нэфы]). В этом случае центральный неф (более высокий) освещается через окна над крышами боковых нефов.
Почему базилика оказалась столь удобной для отправления христианского культа? Прежде всего благодаря своей вместительности. Дело в том, что в сравнении с Античностью понимание функций храма было коренным образом переосмыслено. Если античный храм считался жилищем богов (место хранения статуи божества), и обряды творились за его пределами, то теперь сам храм стал местом собрания верующих для участия в таинстве приобщения к Богу. Он стал домом прихожан. Вот зачем понадобилось огромное внутреннее пространство (в расчёте на большое число молящихся). Кроме того, ставилась задача насколько возможно изолировать человека от внешнего мира. Для этого в интерьере (внутри церкви) создаётся соответствующая атмосфера. Обратимся с этой точки зрения к облику одной из церквей Равенны (Италия, VI век).
Церковь Сан-Витале – внешний вид и интерьер (три слайда) Совершенно очевидно, что если наружный облик христианских храмов мог быть очень простым и скромным, то их внутреннее убранство поражало великолепием. К слову, на втором слайде хорошо просматривается мозаика «Император Юстиниан со свитой» – мы видели её на предыдущей лекции, выделяя среди изображённых персонажей архиепископа Максимиана с его одухотворённым, аскетичным лицом. Со временем, по мере утверждения христианства, пышность мог приобретать не только внутренний, но и внешний облик храма. Одно из самых примечательных в этом отношении сооружений – собор св.Марка в Венеции.
Собор св.Марка в Венеции – четыре слайда Перед нами грандиозное сооружение (не случайно ему дали имя Золотая базилика). Строился собор в IX веке, а украшали его из поколения в поколение несколько последующих столетий. Исходный византийский стиль выступает здесь с наслоениями романского и готического. Например, колокольня, которая не представлена на этих слайдах, выполнена в романском стиле (отсюда массивность и суровость её форм) – она служила и сигнальной башней, с неё возвещали о прибытии кораблей. Возвращаясь к принципам византийской архитектуры, которые были здесь основополагающими, находим типичный план композиции: форма равноконечного креста, центр и концы которого увенчаны куполами. И для внешнего вида и для внутреннего пространства характерно соединение усиливающих друг друга византийской пышности и венецианской роскоши (мраморная облицовка стен, колонны, статуи, мозаики). Внутреннее пространство насыщено светом, золотистым от сияния и перелива цвета в мозаиках. Уходящие ввысь своды, огромные купола, широкие арки и пилястры с множеством «лепестков» создают впечатление особой лёгкости, живописной гармонии, поэтической сказочности.
Что касается смыслового наполнения архитектуры интерьера христианского храма, то её величественные объёмы призваны создавать впечатление вечности, незыблемости. А устремлённость всех пропорций ввысь вызывает ассоциации с небесным сводом. Полную имитацию небесного свода давал купольный храм, где перекрытие осуществлялось не сводом, как в базилике, а куполом. Купольные храмы появились позднее базиликальных, но именно они стали в христианском мире самым распространённым типом церковного сооружения. И опять-таки следует заметить, что идея эта предвосхищалась в некоторых позднеримских постройках, прежде всего в знаменитом Пантеоне ([Пантэон], Рим).
|