Студопедия — Часть I. Постановка проблемы (с.22 – 104).
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Часть I. Постановка проблемы (с.22 – 104).






Глава 1. Вероисповедание и социальное расслоение (с.22 – 31).

При ознакомлении с профессиональной статистикой любой страны, где люди принадлежат к разным религиозным течениям, сразу бросается в глаза следующее обстоятельство: «несомненное преобладание протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей, а равно среди высших слоев рабочих, и прежде всего высшего технического и коммерческого персонала современных предприятий» [c. 22].

«Но тут возникает следующий вопрос исторического характера: в чем причина этой столь сильной предрасположенности экономически наиболее развитых областей к церковной революции» [c. 23]?

Реформаторы порицали не чрезмерность церковно-религиозного господства над жизнью, а недостаточность.

По данным самого обширного статистического материала – баденской вероисповедательной статистики можно заметить следующее: те, кто владеют капиталом + предприниматели + высшие квалифицированные слои рабочих = протестанты.

Если даже большее число протестантов среди владельцев капитала и ведущих деятелей современной промышленности можно объяснить их благоприятным имущественным положением, то ряд других явлений носит иной характер. Например, как то, что протестанты чаще, чем католики заканчивают технические учебные заведения, которые готовят к торгово-промышленной деятельности, к буржуазному предпринимательству (реальные гимназии, реальные училища, гражданские училища повышенного типа и т.п.). Католики предпочитают гуманитарную подготовку классических гимназий.

Занятые в ремесле католики стремятся стать мастерами внутри данного ремесла, тогда как протестанты устремляются в промышленность, пополняя ряды квалифицированных рабочих и служащих предприятий.

Протестанты в качестве господствующего \ подчиненного слоя населения, в качестве большинства \ меньшинства проявляли специфическую склонность к экономическому рационализму, которой у католиков никогда не было и нет. Значит, причину различного поведения католиков и протестантов следует искать в устойчивом внутреннем своеобразии каждого вероисповедания, а не в их историко-политическом положении.

Собственники, частные предприниматели в своей массе протестанты.

Среди учащихся средних школ протестанты доминируют среди тех, которые учатся на экономистов, предпочтительнее для них технические науки. Среди промышленников мало католиков.

Если обратиться к народной мудрости – либо хорошо есть, либо спокойно спать – протестанты выберут первое, католики второе. Спорное утверждение. Протестантизм различен в разных странах.

Почему? Что с эти связано?

Нам необходимо избегать мнимых утверждений и стереотипов!

 

Глава 2. «Дух» капитализма (с.31 – 56).

Положения Бенджамина Франклин, они близки «образцу американской культуры» Фердинанда Кюрнбергера (ответ на вопрос «характеристика «духа капитализма»!):

1) Помни, что время – деньги; тот кто мог бы зарабатывать ежедневно и тем не менее гуляет или лентяйничает – теряет деньги;

Если ты потратишь в день всего несколько минут – потеряешь в общей сумме дней возможность использовать 100 фунтов в течение года.

2) Помни, что кредит – деньги. Тот, кто оставляет мне свои деньги на некоторое время, дарит мне проценты;

3) Помни, что деньги по своей природе плодоносны и способны порождать новые деньги. 5 тысяч рублей, пущенные в оборот, дают 6, если 6 в оборот – дают 7 и так далее. Чем больше у тебя денег, тем более они породят в обороте. Тот, кто убьёт свинью – уничтожит всё её потомство, изведёшь одну монету – убивает всё, что она могла бы дать.

4) Помни пословицу: тому, кто точно платит, открыт кошелек других. Тот, кто в срок отдаёт долги, всегда может занять денег.

5) Пунктуальность и справедливость во всех делах. Никогда не задерживай долги ни на один час.

6) Честность и аккуратность. Показывай своему кредитору, что ты пунктуален, не допускай, чтобы он увидел тебя, играющим в бильярд – сразу напомнит тебе о кредите, потеряешь доверие

7) Остерегайся считать своей собственностью всё, что имеешь. Для этого веди точный счет доходов\расходов.

8) Обращай внимание на все мелочи: заметишь, сколь маленькие издержки могут принести большие доходы, будешь бережнее в будущем.

Идеал «философии скупости» - «кредитоспособный добропорядочный человек, долг которого рассматривать приумножение своего капитала как самоцель» [1, c. 34]. Это своеобразная «этика», отступление от которой является не только глупостью, но и нарушением долга.

Вполне достаточно и видимости честности, «ненужная расточительность и как таковая достойна осуждения» [1, c. 35].

Смысл этой этики во все большей наживе при полном отказе от наслаждения деньгами: нажива в какой-то момент становится самоцелью, даже просто иррациональным к понятиям «счастья» или «пользы». Цель жизни человека – приобретательство.

Идеальный тип предпринимателя:

 

Уже не приобретательство служит человеку средством удовлетворения его материальных потребностей, а все существование человека направлено на приобретательство, которое становится целью его жизни. Мы не утверждаем, говорит Вебер, что эта идея выросла только на почве капитализма, необходимо найти ее истоки. Капитализм воспитывает и создает необходимых ему хозяйственных субъектов — предпринимателей и рабочих — посредством экономического отбора.

Переворот в пользу духа капитализма совершался людьми, прошедшими суровую жизненную школу, осмотрительными и решительными одновременно, людьми сдержанными, умеренными и упорными по своей природе, полностью преданными своему делу, со строго буржуазными воззрениями и принципами. Люди, преисполненные «капиталистического духа», если не враждебны, то совершенно безразличны по отношению к церкви.

Идеальному типу капиталиста, по Веберу, чужды показная роскошь и расточительство, а также упоение властью и внешнее выражение того почета, которым он пользуется в обществе. Его образу жизни свойственна известная аскетическая направленность. Самому предпринимателю такого типа богатство ничего не дает, разве что иррациональное ощущение хорошо исполненного долга в рамках своего призвания.

Очевидный утилитаризм призыва Франклина сводится к тому, что честность полезна, поскольку она способна принести кредит, качества, необходимые предпринимателю (пунктуальность, прилежание, умеренность), рассматриваются как добродетели именно исходя из тех благ, той выгоды, которая является их следствием. Деловой человек рассматривает свою профессию как призвание, и именно это является сутью нравственной философии Франклина, превозносящей идеальный тип капиталистического предпринимателя.

 

Почему не все следуют правилам капитализма? Был тип восприятия и поведения – традиционализм.

Характеристика традиционалистского образа жизни (ответ на вопрос!):

ü Если работнику говорят, что мы заплатим больше за обработку детали, то он не будет работать активнее, стремясь увеличить свой заработок за месяц, а наоборот, спросит, сколько деталей ему обработать, чтобы заработок остался тем же? - сдельная оплата труда не повышает производительности, а наоборот снижение.

ü Тратят деньги на себя

ü Особый тип мышдения: человек «по своей природе» не склонен зарабатывать деньги, он так привык.

ü Такое отношение к труду не является свойством человеческой природы, не является последствиями высокой\низкой оплаты труда; подобное отношение может сложиться лишь в результате длительного процесса воспитания!

Повсюду, где современный капитализм пытался повысить «производительность» - наталкивался на такого рода сопротивление. И сталкивается с таким сопротивлением по сей день.

Существует связь «между умением людей приспособиться к капиталистическому производству и их религиозной направленностью» [1, c. 44].

 







Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 447. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия