Соотношение между еврейской хозяйственной этикой и пуританской по Веберу
В ПИКУ С ЗОМБАРТОМ: восприятие жизни древними иудеями РЕЗКО ОТЛИЧАЕТСЯ от духовного склада пуритан. Пуританизму чужда хозяйственная этика евреев средневекового и нового времени, «причем различие это распространялось, в частности, на те черты, которые имели решающее значение при определении роли обоих религиозных учений в развитии капиталистического этоса» [c. 162].У евреев политически или спекулятивно ориентированный «авантюристический» капитализм – этос капиталистических париев. Пуритане – носители рационально буржуазного предпринимательства и рациональной организации труда [cм. С. 162]. « И из иудейской этики он взял лишь то, что соответствовало его направленности» [c. 162]. Пуритане, как и иудеи верили в то, что они – богоизбранный народ. Основные моменты пуританского профессионального призвания, которые оказали влияние на развитие капиталистического стиля жизни. 1) Против увеселений (вся культурная жизнь) – принцип аскетической жизни. Боролись против «Книги об увеселениях» - наслаждение жизнью и радостью. «Всю силу удара аскетизм направляет, как мы уже видели, на непосредственное наслаждение жизнью и всеми ее радостями» [c. 163]. 2) Спорт бесплатен. Отрицали НЕ спорт, для здоровья он полезен (рационален), а спорт как увеселение отрицали! 3) Радость, доставляемая восприятием культурных ценностей или спортом, должна быть бесплатной! 4) Против стремления к богатству как самоцели 5) Негативное отношение ко всему тому, что не имело отношения к религии. 6) Отвержение театра, исключение всех элементов эротики и нагого тела. 7) Кабинетная ученость 8) Отношение к романам, искусству – романы читать не нужно. Упадок в Англии претерпела драма, песня, театр. Шекспир ругался с пуританами. «Веселая старая Англия» (до Генриха) в оковах пуританизма стала. Перестают праздновать Рождество, праздник майского дерева (с 31 апреля на 1 мая). 9) Отвергали шекспировский театр 10) Порицается склонность к роскоши в одежде, пустая болтовня Но в оправдание пуритан Вебер замечает, что они испытывали тягу к вневременному, высокому искусству. Пуританизм повлиял на развитие психологической литературы позднего времени. Пуританизм – источник современного «экономического человека». Обязательства человека перед Богом по отношению к данному Богом имуществу Чем больше имущество, тем сильнее ответственность за него. «…Мирская аскеза протестантизма со всей решительностью отвергала непосредственное наслаждение богатством и стремилась сократить потребление, особенно когда оно превращалось в излишества. Вместе с тем она освобождала приобретательство от психологического гнета традиционалистской этики, разрывала оковы, ограничивавшие стремление к наживе, превращая его не только в законное, но и в угодное Богу (в указанном выше смысле) занятие» [c. 166]. Накопление имущества. «…Аскеза ратовала как против недобросовестности, так и против инстинктивной жадности, ибо именно ее она порицала как «covetousness», «мамонизм» и т.п., другими словами, против стремления к богатству как самоцели. Ибо имущество само по себе, несомненно, является искусом» [c. 167]. Мирская аскеза стремилась сократить потреб. И освобождала приобретательство от гнета традиционалистской этики. Приобретательство – богоугодное занятие. Борьба с иррациональным использованием имущества (роскошь). Богу угодно рациональное использование богатства. Если каждый человек богат, то все общество богато. «Аскеза требовала от богатых людей не умерщвления плоти, а такого употребления богатства, которое служило бы необходимым и практически полезным целям. Понятие «comfort» характерным образом охватывает круг этих этически дозволенных способов пользования своим имуществом, и, разумеется, не случайно связанный с этим понятием строй жизни прежде всего и наиболее отчетливо обнаруживается у самых последовательных сторонников этого мировоззрения, у квакеров. Мишурному блеску рыцарского великолепия с его весьма шаткой экономической основой и предпочтением сомнительной элегантности трезвой и простой жизни они противопоставляли в качестве идеала уют буржуазного «home» с его безупречной чистотой и солидностью» [c. 167]. Аскеза выступала против стремления к богатству как к самоцели (полемика с Зомбартом). Сельское хозяйство. Пуритане занимались сельским хозяйством рационально, а лендлорды не рационально. С XVII века начинается водораздел между представителями «веселой старой Англии» и пуританскими кругами, влияние которых резко колебалось. «Вплоть до настоящего времени в «национальном характере» англичан сохранились противоречивые черты: с одной стороны, несокрушимая наивная жизнерадостность, с другой — строго контролируемая сдержанность, самообладание и безусловное подчинение принятым этическим нормам» [c. 168]. «Там же, где увеличивается богатство, создается благодатная почва для гордыни, страстей и привязанности к мирским радостям жизни во всех их разновидностях. Как же можно рассчитывать на то, что методизм, эта религия сердца, сохранит свой первоначальный облик, пусть даже теперь эта религия подобна древу с пышной листвой? Повсеместно методисты становятся прилежными и бережливыми. Их имущество, следовательно, растет. Вместе с тем растут и их гордыня, страсти, любовь к плотским мирским утехам и высокомерие. В результате этого сохраняется лишь форма религии, но дух ее постепенно исчезает. Неужели же нет такого средства, которое могло бы предотвратить этот непрекращающийся упадок чистой религии? Мы не можем препятствовать тому, чтобы люди были радивыми и бережливыми. Мы обязаны призывать всех христиан к тому, чтобы они наживали столько, сколько можно, и сберегали все, что можно, то есть стремились к богатству». (За этим следует увещевание, чтобы «наживающие сколько могут и сберегающие сколько могут» были готовы и «отдать все, что могут», дабы сохранить милосердие Господне и скопить сокровища на небесах.) Очевидно, что в этих словах вплоть до мельчайших нюансов обнаруживается тот же ход мыслей, который был предложен нами вниманию читателей» [c. 170]. Великие религиозные движения оказывали наибольшее воздействие, тогда, когда религиозный энтузиазм был позади, когда «судорожные попытки обрести царство Божье постепенно растворялись в трезвой профессиональной добродетели и корни религиозного чувства постепенно отмирали, уступая место утилитарной посюсторонности» [c. 171]. «В обладании милостью Божьей и Божьим благословением буржуазный предприниматель, который не преступал границ формальной корректности (чья нравственность не вызывала сомнения, а то, как он распоряжался своим богатством, не встречало порицания), мог и даже обязан был соблюдать свои деловые интересы. Более того, религиозная аскеза предоставляла в его распоряжение трезвых, добросовестных, чрезвычайно трудолюбивых рабочих, рассматривавших свою деятельность как угодную Богу цель жизн3. Аскеза создавала и спокойную уверенность в том, что неравное распределение земных благ, так же как и предназначение к спасению лишь немногих, — дело божественного провидения, преследующего тем самым свои тайные, нам не известные цели» [c. 171]. Добросовестная работа, даже с низким заработком, является делом, чрезвычайно угодным Богу. Кальвинисты и баптисты считают труд и интенсивное предпринимательство долгом перед Богом. «Пуритане гордились превосходством своей буржуазной морали и деловых качеств, усматривая в них подлинную причину тех преследований, которым они подвергались со стороны придворных кругов» [c. 174]. Различия пуританского и еврейского этоса (Зомбарт думал иначе). Один из элементов капиталистического духа – рациональное жизненное поведение на основе идеи профессионального призвания – возник из духа христианской аскезы. Гёте и все мы попрощались с эпохой гармоничного, прекрасного человека, с эпохой, которая уже больше не повторится никогда. Пуританин хотел быть профессионалом, пуританин – человек ограниченный. «Но по мере того, как аскеза перемещалась из монашеской кельи в профессиональную жизнь и приобретала господство над мирской нравственностью, она начинала играть определенную роль в создании того грандиозного космоса современного хозяйственного устройства, связанного с техническими и экономическими предпосылками механического машинного производства, который в наше время подвергает неодолимому принуждению каждого отдельного человека, формируя его жизненный стиль, причем не только тех людей, которые непосредственно связаны с ним своей деятельностью, а вообще всех ввергнутых в этот механизм с момента рождения» [c. 175]. Вебер, как профессиональный социолог, позволяет себе лишь одну оценку пуритан, исходя из которой можно сделать вывод о его личном отношении к ним: «Никому не ведомо, кто в будущем поселится в этой прежней обители аскезы: возникнут ли к концу этой грандиозной эволюции совершенно новые пророческие идеи, возродятся ли с небывалой мощью прежние представления и идеалы или, если не произойдет ни того, ни другого, не наступит ли век механического окостенения, преисполненный судорожных попыток людей поверить в свою значимость. Тогда-то применительно к “последним людям” этой культурной эволюции обретут истину следующие слова: “Бездушные профессионалы, бессердечные сластолюбцы — и эти ничтожества полагают, что они достигли ни для кого ранее не доступной ступени человеческого развития”» [c 176]. Как я представляю себе кальвиниста? Обладают жестким, активным характером. Сдержанны. Их образ жизни строго аскетичен, все поступки просчитаны на направлены на приумножение богатства. Они живут в этом мире, во всем себя ограничивая: грехи не прощаются, поэтому жизнь человека подчинена жесткому методу, благодаря которому возможно вести себя, словно ты избранный. Как я представляю себе лютеранина? Русский с лютеранином нашел бы быстрее общий язык с лютеранином, а не с кальвинистом. Дело в том, что у Лютера прощаются грехи в этом мире, следовательно, жизнь человека не столь аскетична, как у кальвинистов, потому что можно радоваться, наслаждаться жизнью, греша, т.к. тебя могут простить. Лютеране не столь сдержанны как кальвинисты, более раскованы. Как я представляю себе пиетиста? Это чиновники, служащие, патриархально-настроенные работодатели, которые в стремлении угодить Богу имеют нужды подчиненных. Они менее активны по сравнению с кальвинистом. Как я представляю себе методиста? Не столько аскетичны, как кальвинисты. Слабое ощущение греха, эмоциональны, воспевали любовь к Богу. Как я представляю себе квакера? Это представитель секты (образование этой церкви не институционально). Не было обета послушания, полный отказ от «обожествления рукотворного». Это часто выражалось в «невоспитанности» (как показалось бы мне) – не снимают головной убор, не кланяются, не становятся на колени, обращаются ко всем «ты».
|