Отношение к нищенству.
Нищенствование – грех бездеятельности + нарушение завета любить ближнего своего. Желание быть бедным было бы равносильно, как часто указывается, желанию быть больным и достойно осуждения в качестве проявления синергизма, наносящего ущерб славе Божьей [c. 160]. Лозунг пуритан в отношении бедности: подаяние не равно милосердию, так как мы содействуем этому греху. В конце XVII века в Англии появляются «работные» дома, в которых работали, а содержание в них было, как в тюрьме. Средневековая этика допускала нищенство. В миру их определяли как некое «сословие», которое создает возможность творить добрые дела имущим, подавая милостыню. «И лишь пуританская аскеза сыграла известную роль в том жестком английском законодательстве о бедных, которое полностью преобразовало сложившееся положение дел. И она сделала это с тем большей легкостью, что протестантские секты и строго пуританские общины действительно не знали нищенства в своей среде» [c. 172]. Ричард Бакстер – представитель английского пуританизма. В работах Бакстера (например «Вечный покой святых») следующие тезисы: 1. Богатство таит в себе опасность, искушения его безграничны, стремленипе к богатству бессмысленно. Здесь аскеза более резка, чем у Кальвина, направлена против любых мирских благ. 2. Успокоенность и довольство достигнутым – осуждаются. 3. Самый тяжелый грех – бесполезная трата времени. Произведения Бакстера пронизаны проповедью постоянного умственного или физического труда. Труд – цель всей жизни человека, поставленная Богом. «…Стремление к наживе служит идеализацией делового человека» [c. 160]. Характер пуританина. Деловой человек: им «в равной степени претит как аристократическая небрежность знати, так и чванство выскочек» [c. 160]. Трезвый буржуа – selfmademan. Для Бога следует трудиться и богатеть. Кальвинисты выбирали из Ветхого Завета, то, что им подходило. Ветхий Завет как закон. Настроенность пуританизма Вебер называет английским иудаизмом.
|