Глава 3. Концепция призвания у Лютера. Задачи исследования (с.57-66) .
Реформация приносит с собой новый взгляд на отношение к мирской деятельности по отношению к традиционалистским взглядам (в Ветхом Завете). Немецкое слово «Beruf» несет в себе религиозный мотив – представление о поставленной Богом задаче. Слово это в теперешнем значении впервые встречается в переводе одного текста из Книги Иисуса сына Сирахова. А затем уже в переводе Библии Лютером. Затем это понятие появилось у всех протестантских народов, хотя раньше даже намека на него не было. Значение данного слова встречалось лишь у Таулера (который оказал сильное влияние на Лютера). Новым является не только значение слова “Beruf” и английского “calling”, но и идея, созданная Реформацией. «…В этом понятии заключена оценка, согласно которой выполнение долга в рамках мирской профессии рассматривается как наивысшая задача нравственной жизни человека» [1, c. 57-58]. В этом понятии содержится догмат, который противоречит католицизму – чтобы стать угодным Богу, совсем необязательно становиться монахом, а достаточно выполнять мирские обязанности, которые всем людям предписаны Богом. Эти обязанности становятся для человека «призванием». Эта идея у Лютера сложилась в первые десять лет его реформаторской деятельности. Вначале он рассуждает так же, как средневековые мыслители – относит мирскую деятельность к сфере рукотворного: 1. Мирские обязанности человека в рамках естественного порядка мира вещей объясняются его «двойственной природой», тем обстоятельством, что человек фактически привязан к плоти своей и к социальному сообществу; 2. Человек, если он верующий христианин, примет решение воздать Богу за ниспосланную им из чистой любви благодать любовью к ближнему своему. 3. Наряду с «верой» и «любовью» существует старое аскетическое обоснование труда как средства, с помощью которого «внутренний» человек обретает господство над плотью. 4. Стремление к труду было свойственно еще Адаму (до грехопадения) в качестве вложенного в него Богом инстинкта, которому он следовал в своем «единственном желании быть угодным Богу». 5. Упорный труд в рамках своей профессии является следствием новой жизни, утверждаемой через веру. «…Монашеский образ жизни не только бессмыслен для оправдания перед Богом, но и являет собой лишь порождение эгоизма холодного равнодушия, пренебрегающего мирскими обязанностями человека. Мирская же деятельность, напротив, характеризуется им как проявление христианской любви к ближнему…» [1, c.58]. Здесь мы не видим родства между лютеровскими взглядами и «капиталистическим духом». Сам Лютер отрицал, что поддерживает концепцию Франклина. В первые годы реформаторской деятельности Лютер считал, что профессия – рукотворное. А по отношению к «различным типам мирской деятельности» - блаженство доступно каждому, жизненный путь слишком короток, не стоит придавать профессии большое значение. Стремление к материальной выгоде порицается. В дальнейшем все большее значение придавал профессиональной деятельности (ответ на вопрос!): · Конкретная профессия – выражение воли Господа. У человека такая профессия, т.к. Бог ему её дал. · Идея «покорности» в традиционалистском духе. «…Каждый человек должен оставаться в том призвании и состоянии, которые даны ему Богом, осуществлять свои земные помыслы в рамках этого данного ему положения в обществе» [1, c.62]. (Росла вера в провидение). · Со своим профессиональным призванием человек должен «мириться». · «…Отрицание превосходства аскетического долга над мирскими обязанностями» [1, c.62-63]. · У Лютера аскетическая самодисциплина отступила на второй план. Вывод: идея «призвания» у Лютера не имеет для постановки нашей проблемы большого значения! В лютеранстве тяжело проследить связь между жизненной практикой и религиозной основой. Нужно обратить внимание на роль кальвинизма и протестантских сект в развитии капитализма. Религиозные движения в первую очередь создали различия в жизнях людей. ü Существует единственное средство быть угодным Богу – выполнение мирских обязанностей. Это диктуется волей Бога. ü Все дозволенные профессии равны перед Богом. ü Богоугодность социального расслоения общества. Результат реформации – возросла роль мирского профессионального труда. Конкретная профессия каждого человека – выражение божественной воли. Человек должен выполнять именно эту роль, т.к. ему её Бог дал. Капитализм результат не только Реформации. «…целью исследований такого рода вообще не может быть какая-либо оценка идейного содержания Реформации, будь то социально-политическая или религиозная. Нам приходится все время иметь дело с теми сторонами Реформации, которые подлинно религиозному сознанию должны представляться периферийными и подчас даже чисто внешними. Ведь мы стремимся лишь к тому, чтобы более отчетливо показать все то значение, которое религиозные мотивы имели в ходе развития нашей соврееной, специфически «посюсторонней» культуры, сложившейся в результате взаимодействия бесчисленных конкретных исторических мотивов» [c. 67]. «Наш вопрос, следовательно, сводится только к следующему: что именно из характерного содержания нашей культуры может быть отнесено к влиянию Реформации в качестве исторической причины? При этом мы должны, конечно, отмежеваться от той точки зрения, сторонники которой выводят реформацию из экономических сдвигов как их «историческую необходимость». Для того чтобы созданные реформаторами новые церкви могли хотя бы только утвердиться, потребовалось воздействие бесчисленных исторических констелляций, в частности чисто политических по своему характеру, которые не только не могут быть ограничены рамками того или иного «экономического закона», но и вообще не могут быть объяснены с какой бы то ни было экономической точки зрения. Вместе с тем мы ни в коей степени не склонны защищать столь нелепый доктринерский тезис, будто «капиталистический дух» (в том смысле, в каком мы временно употребляем это понятие) мог возникнуть только в результате влияния определенных сторон Реформации, будто капитализм как хозяйственная система является продуктом Реформации. Уже одно то, что ряд важных форм капиталистического предпринимательства, как известно, значительно старше Реформации, показывает полную несостоятельность подобной точки зрения. Мы стремимся установить лишь следующее: играло ли также и религиозное влияние — и в какой степени — определенную роль в качественном формировании и количественной экспансии «капиталистического духа» и какие конкретные стороны сложившейся на капиталистической основе культуры восходят к этому религиозному влиянию» [c. 67]. ЗАДАЧА ИССЛЕДОВАНИЯ: ü выяснить влияло ли религиозное влияние на формирование и экспансию «капиталистического духа». И в какой степени влияло. ü существует ли определенное «избирательное сродство» между формами религиозного верования и профессиональной этикой? ü Выявить тип и общую направленность влияния религиозных движений ü В какой мере содержание современной культуры можно свести к религиозным мотивам или к чему-то другому.
|