Сохранившиеся иллюстрации.
К сожалению, иллюстраций, показывающих спрингалд, сохранилось мало и точность их находится под вопросом. Старейшей из них, вероятно, является рис. 1 из рукописи "Романа об Александре" (Romance of Alexander, 1338-44 гг.). Устройство установлено на колесики для быстрого передвижения на короткое расстояние, например, от бойницы к бойнице, имеет винтовое устройство натяжения и большой ворот. Впрочем, размеры могут быть искажены. Спусковое устройство – поперечный зацеп, как на античных баллистах, а не обычный для средневековых арбалетов "орех". Художник или не сумел, или не захотел нарисовать торсионы и спусковое устройство точно.
Следующий рис. 2 принадлежит Конраду Киезеру, ок. 1400 г., когда такое оружие уже выходило из употребления. Рисунок cлева вверху сопровождается текстом: "железный язык Звуконосца (Sonifer) освобождает снаряд, устремляющийся в полёт; веревка с зацепом тянет назад тетиву (cordue fourchue); выпущенный снаряд имеет дальность четверть римской мили (369 м); поражённые люди гибнут, дома разрушаются" [15]. Однако тут баварец Конрад Киезер, склонный к скрытности и мистицизму, избегает рисовать торсионы и спусковой механизм. Вероятно, будучи суеверным, как и все его современники, он избегал открывать слишком многое об "ужасных военных машинах" из опасения вызвать репрессии со стороны связанных с ними злых духов. Скорее всего, именно суеверия и секретность препятствовали широкому изображению таких устройств, спрятанных в казематах надвратных башен и доступных ограниченному кругу людей. На рис. 2 (справа), видимо, изображен вид сверху торсиона (вверху), плеча (справа) и оттягивающей плечо веревки, наматываемой на двухколенный рычаг. Рисунок сопровождается латинским текстом: "Сонифер действенен, тянут, вращая ворот, снаряд вылетает и губит всё живое" [15.1]. Сонифер – имя, данное торсиону. Другая рукопись "Беллифортиса", после объяснения, почему оружие называется Sonifer, заканчивается словами: "кусты тянет вперёд, когда производится выстрел" [15.1]. Под "кустами" (Hagen) здесь подразумеваются торсионы из ворсистых верёвок (см. рис. 16).
Наиболее полный рисунок спрингалда принадлежит итальянцу Роберто Вальтурио и датируется 1454 г., когда это оружие уже вышло из употребления (рис. 3). Устройство установлено наверху укрепления, справа изображен винт устройства натяжения. Торсионы навиты на каркас в виде ящика. Хорошо видно, что торсионы состоят из переплетенных веревок. В них вставлены два плеча, соединенные тетивой. Каких-либо поясняющих текстов к этому рисунку нет.
Еще на пятьдесят лет позднее рисунок Леонардо да Винчи, также без какого-либо поясняющего текста. Здесь каркас почти квадратный, поэтому торсионы длиннее и мощнее (рис.4).
К 1588 г. относится рисунок Агостино Рамелли, изображающий гигантский спрингалд также ящичной структуры.
|