Из системных переплетений
а) Найти, кого не хватает С подобными процессами связаны многие проблемы, с которыми мы сталкиваемся в психотерапии и в собственной жизни. Системная работа, терапевтическая задача заключается здесь в том, чтобы выяснить, кого не хватает, кто оказался исключен. Как правило, это тот, кому пришлось плохо, по отношению к кому была совершена несправедливость. В таком случае системный терапевт берет на себя заботу о правах и интересах этого человека. Дело в том, что в глазах участников ситуации он — плохой, так как исключение обычно происходит путем морального обесценивания при одновременном возвышении себя. Основным результатом чего становится то, что при помощи этой морали кто-то претендует на то, что у него больше прав на принадлежность. Марта: Вчера вечером за столом я рассказала, что уже около года знаю о том, что у меня есть сводная сестра. Это обнаружилось практически после того, как умер мой отец. Это была семейная тайна моих родителей, и меня даже как-то испугало, как все на это отреагировали. Я вообще была единственной в семье, кто туда звонил. Но я ее не видела, и сейчас мы больше не контактируем. Б. X.: Совершенно очевидно, что ты с ней идентифицирована. Ты испытываешь ее чувства, например, ощущение, что ты не имеешь права на принадлежность. (Марта начинает плакать, у нее на лице появляется выражение муки.) Да, это ее чувство. Марта: Не мое? Б. X.: Ты можешь его преобразовать, если встанешь рядом с ней и скажешь: «Ты — моя сестра, а я — твоя сестра». Твоя боль — дань уважения сестре. Андреа: Каким образом родовая совесть или идентифицированный получает все эти сведения? Б. X: Я не знаю, как это происходит. Просто очевидно, что это так, а как — для меня непостижимо, да и для решения это неважно. Вопрос: А если для того, чтобы «заместить» исключенного, нет никого того же пола, что происходит тогда? Б. X: Иногда его замещает лицо противоположного пола: тогда этот человек может стать гомосексуалистом. Вопрос: Бывает ли так, что человек идентифицирован сразу с двумя людьми? Б. X: Я с этим пока не сталкивался, но у Фридеманна возникла идея, что тогда человек может стать шизофреником. Когда он мне это сказал, это было похоже на озарение, во мне это сразу отозвалось. Сейчас это здесь, в этом помещении, и может действовать, возможно, позже мы услышим какие-нибудь отклики. Вопрос: Если исключенного «замещал» кто-то другой, то что происходит в следующем поколении? Б. X: По моим наблюдениям, тут существует фактор времени. В какой-то момент это забывается и перестает действовать. Со временем это ослабевает. Если, к примеру, внук по каким бы то ни было причинам идентифицирован с дедушкой и теперь у него уже есть свои дети, то на уровне детей идентификация с прадедушкой никакой роли уже не играет. Во всяком случае я такого пока не встречал. Вопрос: Бывают ли случаи идентификации с братьями или сестрами бабушек и дедушек? Б. X: Очень редко, и только если у них были совершенно особые судьбы. Я сталкивался с этим всего два-три раза. Вопрос: В системной терапии и в гипнотерапии работа во многом ведется в рамках «здесь и сейчас». Как это сочетается с тем, что здесь снова появляется прошлое? Б. X: Мне кажется, что между этими вещами существует напряженность. Их нельзя восстанавливать друг против друга. Я бы делал и то, и другое. Ларе (по поводу расстановки Бенно, чей отец во времена Третьего рейха отдал ребенка-инвалида в приют, где тот был убит): Я бы не стал рассматривать отца Бенно как убийцу, на мой взгляд, он в определенной исторической ситуации принял те страшные идеи и отдал ребенка в приют. Это отличается от того, что сказал ты, и меня интересует эта разница. Б. X: Какое влияние оказывает то, что говорит Ларе? Интервенции такого рода плохи. Они сводят серьезность на нет. Дело в том, что это не играет абсолютно никакой роли. Речь идет не о мотивации, а о результате, о тяжести результата. Если я, например, сталкиваюсь с человеком, который кого-то убил, но при этом имеются смягчающие обстоятельства, к примеру, психологические, то, несмотря на это, он должен нести полную ответственность за содеянное. Понимание переплетения не освобождает от ответственности, иначе все ляжет на плечи жертв, а так быть не может. Это будет полное безумие. Пример идентификации с лицом противоположного пола: Одна участница высказывает такую проблему: ей кажется, что она не умеет применять свои многочисленные знания и опыт. У нее такое ощущение, что она не имеет права знать и понимать. Б. X. (после того, как в течение некоторого времени он пытался найти «дураков» в системе): Был ли среди членов семьи кто-то, кто попал в психиатрическую клинику, были ли в семье дебилы, внебрачные дети, исключенные, утаиваемые? Карла: Невеста моего отца заболела шизофренией. Б. X: Это исключенное лицо, сейчас мы это расставим. (Однако во время расстановки родительской семьи по реакции заместителей членов семьи становится ясно, что она идентифицирована с бывшим женихом матери. Тут она понимает, что все картины, нарисованные этим мужчиной, находятся у нее, и она их очень любит.) В такой позиции, при такой идентификации у нее не могло быть контакта с отцом, поскольку для него она представляет собой соперника, как не может быть и связи с матерью, поскольку для нее она представляет собой не дочь, а того первого мужчину, и у нее не может быть ясных отношений с женственностью, поскольку она идентифицирована с лицом противоположного пола. Решение заключается в том, чтобы она сказала матери (показывая на отца): «Он — тот, кто мне нужен. Другой не имеет ко мне никакого отношения». И чтобы она сказала отцу: «Ты — тот, кто мне нужен. Другой не имеет ко мне никакого отношения». Тогда она четко занимает позицию ребенка и отделяется от другого. Когда жених матери получает признание, исчезает и необходимость подражать ему путем идентификации. Карла (после расстановки): Как же мне почувствовать себя вправе учиться? Ведь это был мой изначальный вопрос. Б. X.: Нужно какое-то время подождать и посмотреть, будет ли это по-прежнему актуально и как подействует образ. Может пройти год или даже два, пока внутренний образ начнет действовать в полную силу. Ведь освобождение от идентификации — это еще и большой отказ. Поэтому решающий шаг здесь — занять подлежащее тебе меньшее место. Карла (с облегчением): Да, я ребенок. Б. X: Правильно, вот уже первый результат. Послание, доставленное не по адресу Молодой человек, склонный к суициду, рассказывает в группе, что, когда он был маленьким, он однажды спросил своего деда по материнской линии: «Когда же ты наконец умрешь и освободишь место?» Дед громко рассмеялся, но эта фраза потом всю жизнь не выходила у него из головы. Эта фраза является посланием, доставленным не по адресу. Послание, доставленное не по адресу, — это фраза, которая принадлежит кому-то из членов системы и высказывается самым слабым. Руководитель группы сказал, что эта фраза «попросила слова» в ребенке, поскольку не могла быть высказана в другом контексте. Выяснилось, что другой дед этого молодого человека много лет назад завел роман с секретаршей, после чего его жена заболела туберкулезом. Именно она была адресатом фразы: «Когда же ты наконец умрешь и освободишь место». Это желание осуществилось — жена умерла. Однако теперь ничего не подозревающие, без вины виноватые рожденные позже взяли на себя преступление и наказание. Сначала сын не дал отцу извлечь пользы из смерти матери. Он удрал с секретаршей. А затем внук взял на себя гибельную фразу и добросовестное искупление его вины. У него появилось стремление к самоубийству. б) По каким признакам можно распознать системное переплетение? Любое проникновение старых нерешенных конфликтов в более поздние отношения проявляется в необъяснимых по- ступках и эмоциях. Чувство идентификации — это «быть не в себе». Если кто-то из членов системы демонстрирует интенсивные чувства или совершает поступки, которые невозможно понять, исходя из его нынешней ситуации, или если вы замечаете, что с человеком совершенно невозможно разговаривать, потому что он словно бы в трансе или ведет себя как кто-то чужой, будто он одержим каким-то конфликтом или чужими страхами, то это может указывать на системное переплетение. Жертвами переплетений часто бывают фанатичные борцы за справедливость. Если человек очень энергично или ожесточенно борется, то во многих случаях он воюет вместо кого-то. Такие войны ведутся с особой жестокостью. Если в нижестоящей системе есть козел отпущения, то обычно он есть и в вышестоящей, поэтому бывает полезно туда заглянуть. Мы можем распознать переплетение по тому, что происходит. Со временем на это развивается особое чутье, но его нужно тренировать, как тренируют музыкальный слух. Большинство начинает с самых явных признаков, но потом, если удалось развить абсолютный слух, замечаешь уже мельчайшие нюансы. Тогда чувствуешь то, чего не чувствуют другие. Так что тут нужна определенная тренировка и определенное развитие. Вопрос на семинаре: Эрнст (по поводу расстановки Карла, где выявилась идентификация с отцом внебрачной сводной сестры, которая старше его на десять лет): Есть ли в расстановке какие-нибудь признаки, указывающие на то, что чувство было перенято? Б. X.: Нет, в случае Карла это был вывод. Я запускаю его как пробный шар и смотрю, так ли это. Часто это бывает гипотеза, которая вырабатывается у меня на основании расстановки. Чувство грусти, которое он демонстрировал в начале, в этой ситуации было необъяснимо. Это дает основания предполагать, что оно перенято. Вовлеченность в чужие динамики С одного из семинаров: Вольфганг: Я постоянно оказываюсь в ситуации не обвинителя, а того, кто на что-то обижается, хотя все уже кончено, и я, на самом деле, уже вне ситуации. Я говорю, например, о работе, с которой меня уволили. Б. X: Тебе нужно сказать им: так вам и надо, что вы меня потеряли. Вольфганг: Я так и сказал (смеется). Б. X: Бывают процессы, которые невозможно разгадать. Пример: Коллега, который несколько раз был здесь в группе на су-первизии, написал мне в прошлом году письмо. Он рассказал, что одна газета опубликовала о нем статью. Там было написано, что он создал секту, работает как сектант и что все это очень опасно. Его это очень задело. Позже он позвонил мне и спросил, что ему делать. Я ответил: «Ничего, тебе вообще ничего не нужно делать, ты не должен давать им никакой власти в своей душе. Ты должен о них забыть, целиком и полностью». За это он прислал мне флягу для вина. Дальше произошло следующее. Один из его коллег был уволен, поскольку тоже принадлежал к «секте». Это была полнейшая чушь. Я считаю его очень теплым, тонким человеком. Недавно он снова мне написал и сообщил, что редактор, который написал эту статью и с подачи которого все это происходило, однажды был у него на консультации. Он собирался работать с ним в направлении примирения с одним из родителей, но тот на это не пошел. Теперь он ходит к другому терапевту, представительнице другого направления, которая считает, что ему нужно быть против своих родителей. Так человек иногда попадает в динамики, которые находятся за пределами его ответственности и не поддаются никакому влиянию. В этой связи может оказаться полезной одна библейская история. Был один очень плохой город, жители которого были такими плохими, что город был обречен на погибель. Некоторые его жители были спасены, но при условии... Еще одна история по этому поводу: О том, кто не знал, что уже наступил мир После тридцатилетней войны — это были очень тяжелые времена — люди вернулись из лесов и начали восстанавливать свои дома. Они обрабатывали поля и ухаживали за немногочисленным оставшимся скотом. Через год они собрали первый «мирный» урожай, скот принес достаточный приплод, и люди устроили праздник. Но на краю деревни стоял дом, дверь которого была наглухо замурована. Иногда проходившим мимо людям казалось, что оттуда доносятся какие-то звуки. Но им было не до того, у них и так было полно забот. Однажды ночью перед замурованной дверью жалобно заскулил щенок, который где-то поранился. Тогда от замурованной двери отвалился кусок цемента, отделился один камень, высунулась рука, схватила щенка и втянула его внутрь. Значит, там действительно оставался кто-то, кто не знал о том, что наступил мир. Он прижал щенка к своему животу и песик уснул. А человек выглянул в узкое отверстие, увидел далекие звезды и впервые за долгое время вдохнул свежий ночной воздух. Занялся день, прокукарекал петух, щенок проснулся, и человек понял, что должен его отпустить. Он просунул его в узкую брешь и, щенок убежал к своим. Когда взошло солнце, к дому подошли дети, в руке у одного из них было свежее яблоко. Они увидели отверстие, заглянули внутрь и увидели этого человека. Он уснул. Ему хватило взгляда на волю. в) Замена негативной компенсации позитивной Если рожденный позже, повторяющий судьбу исключенного члена своей системы, вдруг поймет, что происходит, посмотрит на этого человека или встанет рядом с ним, если он примет его в свое сердце, полюбит его и склонится перед ним, то идентификация прекратится. Любовь создает связь, и тогда исключенный становится для него уважаемым визави, другом, ангелом-хранителем и источником сил. Дело в том, что идентификация — это прямая, противоположность связи. Тот, кто был идентифицирован, отступает назад, возвращаясь на свое собственное, подлежащее ему место. Так восстанавливается равновесие. Поскольку мы не ощущаем родовую совесть, мы не можем полагаться на самих себя и свои чувства при высвобождении из переплетения. По этой причине терапевт тоже не может предоставить клиенту самому искать решение, ибо родовую совесть мы познаём только путем постижения. Это как с телом. У нашего тела тоже бывают состояния, которых мы не чувствуем, но которые тем не менее опасны. Так и в системах, несмотря на обманчивое ощущение, что все в порядке, бывает что-то плохое, и терапевт должен знать, о чем идет речь, и искать реше- ние для клиента. Когда решение оказывается найдено, приходит чувство облегчения, радости и полноты. В семейных расстановках мы имеем возможность наблюдать, как система на наших глазах меняется и обретает покой, когда в нее снова принимаются те, кто был исключен, когда они занимают в ней достойное место. Освобождение от идентификации — это большой отказ, поскольку в этой позиции человек чувствует себя очень важным. Но и терапевт не должен думать, что он все постиг, поскольку постоянно встречаются новые вариации. Такая работа — это всегда экспериментирование на ощупь. Итак, избежать смутной потребности в негативной компенсации можно, только заменив негативную компенсацию позитивной. Это становится возможным, когда пришедшие позже берут у пришедших раньше, какой бы ни была цена, когда они уважают более ранних, что бы те ни сделали, и когда прошлое, плохое или хорошее, может остаться в прошлом. Тогда исключенные могут снова пользоваться нашим гостеприимством и, вместо того чтобы внушать нам страх, они приносят нам благословение. Мы будем с ними в ладу, если предоставим им подобающее место в своей душе, и почувствуем себя целыми и совершенными, поскольку теперь с нами все, кто к нам относится. Чтобы такая компенсация удалась легче, я расскажу одну историю, которая приведет того, кто ей доверится, к тому, о чем она повествует. Возвращение Я приглашаю вас совершить путешествие в прошлое, подобно тем, кто спустя годы еще раз отправляются в дорогу, чтобы вернуться туда, где в свое время произошло нечто решающее. Однако в этот раз там не подстерегает нас опасность, все опасности остались позади. Так скорее старые вояки, когда давно уже установился мир, еще раз через то шагают поле боя, где им пришлось на деле показать себя. Там давно снова растет трава, цветут и плодоносят деревья. Возможно, они даже не узнают то место, поскольку оно кажется им не таким, как сохранила его память, поэтому им требуется помощь, чтобы его найти. Ведь удивительно, как мы по-разному встречаем опасность. Вот, например, ребенок застыл от ужаса перед большой собакой. Но прихо- дит мать, берет его на руки, и напряжение спадает, он начинает рыдать. И уже скоро он поворачивает голову и с безопасной высоты спокойно смотрит на страшного зверя. Другой, порезавшись, не может видеть, как течет кровь. Но стоит ему отвернуться, и он почти не ощущает боли. Поэтому нехорошо, когда все чувства разом оказываются захвачены происходящим, когда они уже не могут работать порознь. Тогда они овладевают человеком, так что он больше не видит, не слышит, не чувствует и не знает, что происходит на самом деле. Сейчас мы отправляемся в такое путешествие, где каждый, как захочет, увидит целое, но не все сразу; где он станет всему свидетелем, но под такой защитой, какой захочет; и где он сможет понять, что важно, одно вслед за другим. Кто хочет, может отправить вместо себя другого, как тот, кто дома устраивается поудобней в кресле, закрывает глаза и видит сон о том, как совершает путешествие. Пускай он остается дома и спит, однако он все переживает так, как если б он был там. Наш путь лежит в тот город, который был богат и знаменит когда-то, но уже давно он одинок и пуст. Здесь еще можно увидеть штольни, в которых добывали золото, дома стоят почти что невредимы и даже оперный театр остался. Но все покинуто. Здесь давно ничего нет, кроме воспоминаний. Кто отправляется в такое путешествие, находит опытного проводника. И с его помощью он добирается до места, и память постепенно оживает. Так, значит, здесь случилось то, что потрясло его настолько, что и сейчас об этом тяжко вспомнить, так это было больно. Но теперь над городом покинутым сияет солнце. Там, где когда-то была жизнь, скопление народа и насилие, теперь царит покой, почти что мир. Они проходят по улицам и переулкам и наконец находят дом. Он медлит, не зная, готов ли он войти, однако его спутник решает сначала войти один, чтобы все осмотреть и убедиться в том, что это место безопасно, что с тех времен там не осталось ничего. Тем временем другой оглядывает улицы пустые, и вспоминаются ему соседи и друзья. В памяти всплывают сцены, где он был весел, счастлив, полон желанья жить и действовать, как дети, которых не остановить, поскольку они рвутся вперед, к тому, что ново, неизвестно, к великому, простору, приключениям и пережитой опасности. Так проходит время. Тут проводник ему кивает, что можно подойти. Теперь он сам заходит в дом, оказывается в вестибюле, осматривается и ждет. Он знает, кто мог бы в свое время ему помочь все выдержать, они его любили, были сильны, смелы и опытны. И ему кажется, чтоэтилюди сейчас здесь, как будто он слышит их голоса и чувствует их силу. Затем провожатый берет его за руку, и они вместе открывают ту самую дверь. Вот он стоит здесь, он вернулся. Он держится за руку того, кто его привел, и спокойно оглядывается, чтобы увидеть, как все было на самом деле, и то, и это, все в целом. Странно, насколько иначе он воспринимает все, когда сосредоточенно-спокойным остается и держится за руку помощника. Когда он вспоминает и все то, что долго было вычеркнуто из памяти и сознания, то словно наконец находит свою нишу то, что тоже должно быть здесь. Так он ждет и смотрит, пока не узнает всего. Теперь его охватывает чувство, и в глубине, за тем, что было на поверхности, он чувствует любовь и боль. Как будто он вернулся домой и смотрит на основу, где больше нет ни прав, ни мести, где действует судьба, смиренье исцеляет, бессилье устанавливает мир. Чтобы он чувствовал себя уверенно, помощник держит его за руку. Он глубоко дышит и отпускает, позволяя свободно вытекать тому, что так долго в нем копилось. Теперь он чувствует тепло и легкость. Когда это прошло, друг на него взглянул и произнес: «Возможно в свое время ты взял на себя что-то, что должен оставить здесь, поскольку это не тебе принадлежит и требоваться от тебя не может. К примеру, вину, которую ты приписал себе, как будто ты обязан заплатить за что-то, взятое другими. Сложи ее с себя, оставь здесь все, что для тебя чужое: чужую болезнь, судьбу, чужую веру или чувство. И решение, которое ты принял во вред себе». От этих слов ему становится приятно. Он чувствует себя как тот, кто нес тяжелый груз и наконец его с себя слагает. Он вздыхает и отряхивается. И поначалу чувствует себя легким, как перышко. Друг снова начинает говорить: «Возможно, в свое время ты оставил что-то и от чего-то отказался, что должен сохранить, поскольку это принадлежит тебе. К примеру, некую способность или глубокую потребность, невиновность или вину, воспоминание, уверенность, мужество жить полной жизнью и делать то, что по плечу тебе. Теперь все это снова собери и возьми с собой». Он соглашается и с этими словами. Теперь он проверяет, что он отдал, и теперь должен снова забрать себе. Взяв это все, он ощущает почву под ногами и чувствует свой вес. Затем товарищ проводит его чуть дальше и вместе с ним подходит к двери, скрытой в глубине. Открыв ее, они находят... -знание, которое примиряет. Ничто не держит его здесь дольше. Ему не терпится пуститься в путь. Он благодарит своего спутника и друга и отправляется обратно. Когда он оказывается дома, ему требуется время, чтобы разобраться с новою свободой и старой силой. Но втайне он уже строит планы нового похода, на этот раз в неведомую, новую страну. г) Посвященный Богу во искупление (Подробное описание примера) Фридрих — священник, он принимал участие в одном из шестидневных курсов. История его родительской семьи является примером того, как в семье потомки на протяжении поколений пытаются расплачиваться за поступки своих предков и как они копируют их судьбы. Мы проведем эти шесть дней рядом с Фридрихом. В конце первого дня Фридрих: Меня поражает, как далеко в прошлое уходят процессы в семейной расстановке, а в конце меня несколько шокировало то, что ты сказал об отказе в партнерских отношениях. Внутренне я все еще крайне удивлен. Б. X.: Для тебя это пока слишком рано! (Всеобщее веселье.) Фридрих: Я был уверен, что мужчина получает что-то от женщины и наоборот. Б. X.: Да, сначала все так думают. Фридрих: Я думаю, это еще как-то связано с сексуальной сферой. Я был безумным рационалистом, теперь я стал несколько более чутким. Во мне снова что-то пробудилось. Б. X.: На пути есть нужное место и нужное исполнение в определенный срок. Если это пора цветения, то плодов еще нет. Когда дерево увядает, падают плоды. (Веселье.) Фридрих: Я думаю, этот опыт отказа связан с тем, что пробуждающаяся тоска намного сильнее, чем человек... I Б. Ж.:Отказ до исполнения желания плох, он озлобляет. Отказ после исполнения приносит покой, полноту и имеет совершенно другой эффект. Поэтому отказ не должен приходить слишком рано.
|