Студопедия — Символический капитал культуры в виртуальной борьбе за пространство
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Символический капитал культуры в виртуальной борьбе за пространство






Долгое время идея культурного превосходства в классической гео­политике была достаточно маргинальной. Ключевая идея западной геополитической школы от А. Мэхена и X. Маккиндера до Г. Кис­синджера состояла в выявлении зависимости политических реше­ний и их последствий от географического положения стран и наро­дов.

1 См.: Там же. С. 467-468.


Однако после «холодной войны» идея культуры проникает в западные геополитические концепции и получает свое распростра­нение вначале в рамках цивилизационного подхода. Концепция «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона предполагает, что «бархатный занавес» культуры играет роль не столько символа ве­ры, сколько разделительного рубежа при столкновении цивилиза­ций. Поэтому роль культуры в этой парадигме скорее конфликтогенная, чем конструктивная.

Принципиальные изменения произошли в геополитической стра­тегии с развитием информационной революции. Именно в этот пери­од идея культурного превосходства начинает занимать важное место в постклассических геополитических теориях. В концепции американ­ского глобального превосходства, сформулированной 3. Бжезинским в одной из его последних крупных работ, среди четырех имеющих зна­чение областей мировой власти называется также и культура (наряду с военной сферой, экономикой и технологиями)1. Но сам Бжезинский все время оговаривается: культурное превосходство является недооцененным аспектом американской глобальной мощи. И что бы ни думали «некоторые» о своих эстетических ценностях, американская массовая культура излучает магнитное притяжение, особенно для молодежи всего мира2.

На первый взгляд решающее значение имеет тот общеизвестный факт, что в мировых каналах коммуникаций американские телеви­зионные программы и фильмы занимают почти три четверти миро­вого рынка (хотя сам Бжезйнский говорит о их «некоторой прими­тивности»). Известно, что американская популярная музыка лидирует в хит-парадах, язык Интернета — английский, наконец, Америка превратилась в Мекку для тех, кто стремится получить со­временное образование: выпускников американских университетов можно найти на всех континентах, в каждом правительстве. Стиль многих зарубежных демократических политиков все больше походит на американский: в конце 1990-х гг. стремление копировать попу­листское чувство локтя и тактику отношений с общественностью американских президентов становится «хорошим тоном» для весьма многих политических лидеров «большой семерки».

1 См.: Бжезйнский 3. Великая шахматная доска. М., 1998. С. 36.

2 См.: Там же. С. 38.


По мнению Бжезинского, все это является условием установления «косвенной и на вид консенсуальной американской гегемонии»1.

Однако только на первый взгляд информационное лидирование мо­жет сыграть роль культурного превосходства в информационном обще­стве. На самом деле значение символического капитала культуры в гео­политике значительно глубже. Какую же роль играет символический капитал в структуре современного геополитического могущества?

Обратимся к политической истории. Прошлое мировых империй свидетельствует, что удержать огромное пространство одной только силой никогда не удавалось. Недаром политологи оперируют поняти­ем «легитимность власти» — идеей добровольного признания большинством граждан существующей системы политического господст­ва. Римская империя обеспечивала свое геополитическое могущество не только с помощью более совершенной, чем у других народов, воен­ной системы, но и с помощью культурной гегемонии. Особую геопо­литическую миссию империи обеспечивали высокая притягатель­ность римской культуры, высокие стандарты жизни, высокий статус римского гражданина в глазах чужестранцев.

На других принципах покоилась имперская власть Китая: здесь ре­шающее значение имел эффективный бюрократический аппарат, си­стема единой этнической принадлежности и только потом — система военной организации. Но Китайская империя также укрепляла систе­му имперского господства за счет сильно развитой идеи культурного превосходства.

Известно, что в Новое время Британская империя, господство­вавшая на морях благодаря могучему флоту и развитию торговли с колониальными странами, опиралась в значительной мере на идею культурного самоутверждения английской нации. Наконец, в Новей­шее время-СССР, возглавивший мировую систему социализма, в ос­нову своего геополитического контроля над пространством положил идею господства «передовой» марксистской идеологии, впервые от­казавшись от идеи прямого культурного превосходства. Можно пред­положить, что именно это было одной из главных ошибок советских лидеров: исчерпать запас идеологических аргументов значительно легче, чем запас национального культурного творчества. Вероятно, поэтому предыдущие империи существовали веками, а СССР едва достиг 70-летнего рубежа.

Какими бы ни были принципы имперского господства, финал мировых империй был одним: все они исчезали с геополитической карты мира, исчерпав свой символический капитал — утратив идею культурного (идеологического) превосходства.

1Там же. С. 39.



Наступившая куль­турная деградация, культурный гедонизм элиты, больше не способ­ной поддерживать идею духовного превосходства, сильнее подтачи­вали стены мировых империй, чем полчища варваров или армии неприятелей. Весьма показательно* что СССР пал без единого вы­стрела со стороны НАТО, добровольно признав идеологическое поражение в «холодной войне».

В истории геополитики «холодная война» стала первым сражением, когда в борьбе за пространство доминировали и определили победу не военные, а культурно-информационные технологии, цель кото­рых — лишить противника символического капитала его власти над пространством. Сегодня очевидно, что овладеть территорией врага легче всего именно таким путем: достаточно духовно обезоружить элиту, заставить ее отказаться от национальной системы ценностей в пользу политической идеологии противника, и элита превратится в «пятую колонну» в тылу собственного народа — начнет сокрушать на­циональные святыни, высмеивать национальных кумиров, восхища­ясь всем иностранным и высокомерно третируя исконно-почвенни­ческую отсталость. И народ будет дезориентирован, духовно сломлен, морально подавлен и сокрушен — а, значит, защищать пространство родной цивилизации станет некому.

Следовательно, проблема символического капитала в геополи­тике — это проблема высокого престижа ценностей и принципов, на которых организовано пространство власти, что заставляет живу­щий на этом пространстве народ и все окружающие его народы ува­жать сложившуюся систему геополитических сил. Современная по­литическая история знает два пути завоевания символического капитала в геополитике — через овладение символизмом культуры и через овладение символизмом идеологии. Несомненно, эти пути во многом альтернативны, и глубже всех эту проблему осознал Ф.М. Достоевский.

В творчестве Достоевского ключевое место занимают вопросы свободы выбора человека и народа в истории. Размышляя над ними, он впервые раскрыл два альтернативных пути к политической власти, причем к политической власти мирового масштаба — две главные формулы мирового господства в геополитике: путь Бледного узника и путь Великого инквизитора. К легенде о Великом инквизиторе обра­щались многие известные русские философы и писатели, но именно Достоевскому удалось наиболее полно раскрыть драматургию альтер­нативных путей человеческого выбора.


Согласно легенде страшный и умный дух, дух самоуничтожения и небытия, подсказывает Великому инквизитору, что есть три силы, единственные три силы на земле, могущие навеки победить и пленить человечество: чудо, тайна и авторитет. Ибо все, что ищет человек на земле, — это то, перед кем поклониться, кому вручить совесть и как устроиться всемирно. Так раскрывает Достоевский идею символичес­кого капитала мировой власти Великого инквизитора: знамя хлеба земного, символ Рима и меч кесаря. Но главная тайна этой власти — тайна обретения хлеба земного из камней, тайна овладения Римом и мечом кесаря — служение силам зла под видом добра.

В мировой политике первыми реализовали проект Великого ин­квизитора коммунисты. Именно они перевели аллегории символиче­ского капитала мировой власти Великого инквизитора — чудо, тайну и авторитет — в категории вполне земной политической идеологии. Вожди коммунистов хорошо понимали: идеи становятся материаль­ной силой, когда овладевают массами (В.И. Ленин), и в этом — веч­ный «идеализм» геополитики, невозможной без «символического ка­питала». Именно поэтому на красном знамени Коммунистического Интернационала были начертаны слова: социальная справедливость, всемирная революция и коммунистический идеал.

В интерпретации коммунистических идей знамя хлеба земного превратилось в идеал уравнительного распределения — социальную справедливость, авторитет был подкреплен «научно доказанной» тео­рией коммунистического общества, а тайна скрывалась под лозунгом «всемирной революции рабочего класса», призванной освободить всех трудящихся: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Только на самом деле речь шла о завоевании всемирной власти, а идеалы гума­низма лишь прикрывали истинную цель; и во имя этих гуманных иде­алов разрешено было использовать любые средства: «нравственно то, что служит делу рабочего класса» (В.И. Ленин).

Во время революции этот символический капитал марксистской теории стал той страшной силой, которая позволила «кучке заговор­щиков» в России захватить власть: империя рухнула — да здравствует империя! Но теперь уже речь шла о создании мировой системы социализма. И такая система была создана, хотя и просуществовала недол­го, несколько десятков лет — с 1945 г. по 1991 -и. Дело в том, что боль­шевики оказались плохими учениками Великого инквизитора. Несмотря на то что он завещал им прежде всего беречь символичес­кий капитал власти — чудо, тайну и авторитет, — они как раз о нем меньше всего заботились, увлекаясь соблазнами земной власти: ис­пользовали аппарат насилия, репрессии, учредили спецраспределители, а потом и вовсе встали на путь откровенных привилегий для но­менклатуры.


Так был разрушен символический капитал власти: тайш развеялась, авторитет пошатнулся и чудо не состоялось.

Однако на этом путь Великого инквизитора еще не был исчерпан лавры мировой империи не давали покоя не только коммунистам, но v либералам. В конце XX в. после крушения коммунистической империи либеральная идеология также была конвертирована в проект завоевания всемирной власти («конец истории») по тому же универсальному рецеп­ту Великого инквизитора: чудо, тайна и авторитет. Однако в либераль­ной версии знамя хлеба земного превратилось в проект потребительско­го общества (с эмблемой «Кока-Колы» — потрясающий синтетический вкус и всего 0 калорий! — действительно, хватит на всех), авторитетом стала концепция «прав человека», а тайна — тайна была завуалирована лозунгом глобального мира. За кулисами либерального проекта скрылось откровенное стремление к мировому господству, для завоевания кото­рого опять были разрешены любые средства (во имя гуманизма и торже­ства прав человека!), начиная с «гуманитарных» бомбардировок.

Сегодня уже очевидно, что либералы оказались еще более бездар­ными учениками Великого инквизитора, чем коммунисты, поскольку они еще быстрее истратили символический капитал своей власти в погоне за соблазнами земного могущества с помощью силы. После окончания «холодной войны» прошло только пятнадцать лет, но как мало осталось тех, кто верит в «конец истории» — Ёо всемирную эру торжества либеральной демократии. И вновь тайна раскрылась, авто­ритет исчез и чудо опять не состоится. Все больше сторонников наби­рает движение антиглобалистов, но главное — на пути либеральной империи встал многомиллионный Китай, отвергнувший рецепты ли­беральной модернизации.

Хочется надеяться, что падение либеральной империи символизи­рует, наконец, исчерпанность пути Великого инквизитора в мировой геополитике и человечество обратит внимание на альтернативу, из­бранную Бледным узником, — альтернативу не идеологического, но культурного творчества.

Напомним, что легенда о Великом инквизиторе заканчивается весьма символически: после страшных слов инквизитора о том, что он собирается сжечь Христа и уверен — люди по первому мановению бросятся подгребать горячие угли к этому костру, — тот молча при­ближается к старцу и целует его в бескровные девяностолетние уста.

Вот и весь ответ. Но как велика сила этого ответа!

Поцелуй горит на сердце Великого инквизитора, и хотя он продол­жает оставаться в прежней своей вере, но хорошо понимает, какова сила Бледного узника — какова сила этого смирения, этой любви, этой веры, которая способна на подвиг!

 


Исторический путь Христа велик и трагичен: он полагал, что только с помощью веры, любви и подвига можно завоевать сердца людей, обманутых Великим инквизитором. Но именно по этому пу­ти со времен христианства развивается культура, утверждая: не хле­бом единым жив человек. Высокий символизм культуры служит тем знаменем веры, с помощью которого народ легитимирует или отверга­ет власть кесаря.

Во все времена несла это знамя веры духовная элита общества, ко­торая защищает и оберегает национальные святыни, укрепляет духов­ные бастионы цивилизации. Пространство власти во всех культурах стоит на трех китах: его освящает Жрец, кормит Пахарь и охраняет Воин. Если эту триаду покидает Жрец — во имя чего Пахарь станет кормить, а Воин — защищать?

Классики русской школы геополитики хорошо осознавали важ­ность символического капитала культуры в геополитической борьбе. Известно, что русская интеллигенция в дореволюционной России высоко ставила идею служения своему народу, и пока она несла это знамя — пространства России расширялись и укреплялись. Как только знамя культуры сменилось знаменем марксистской идеологии — империя рухнула. И тогда в русскую историю пришел Великий ин­квизитор... Но память о пути Бледного узника — о пути великих побед цивилизации — эту память продолжает хранить русская школа геопо­литики, золотой фонд нашей культуры.

Хочется подчеркнуть, что в известной геополитической триа­де — вера, почва и кровь — русская геополитическая традиция дела­ет акцент на символе веры. И именно этим она принципиально от­личается -бт континентально-европейской и атлантической (англо-американской) школ, которые выделяют в этой триаде либо почву (борьба за пространство), либо кровь (борьба за националь­ные интересы).

Приоритеты русской школы геополитики со всей определеннос­тью обозначили уже славянофилы и евразийцы. Г.В. Флоровский про­рочески писал: «...есть бесспорная правда в живом пафосе родной территории, — дорога и священна родимая земля, и не оторваться от нее в памяти и любви. Но не в крови и почве подлинное и вечное родство. И географическое удаление не нарушает его, если сильны и крепки высшие духовные связи»1.

1 Флоровский Г.В. Евразийский соблазн // Из прошлого русской мысли. М., 1998. С. 342.


Идеи крови и почвы — это мечтательный и страстный пафос пло­ти, болезненная торопливость «сесть на землю», наивное языческое ожидание чудес от земли. Не случайно для евразийцев такое «кровя­ное почвенничество» — символ внутренней бездомности и беспоч­венности, отражение психологии людей, связанных со своей страной только через территорию. Поэтому подлинная связь возможна для русского человека только через веру, рождающую любовь, и подвиг, без которых невозможно удержать русское пространство.

Классики русской школы геополитики утверждали, что пафос русских геополитических побед рождается из народного духа. Рус­ский символический капитал в геополитике — это вера в возмож­ность последнего слова народа в борьбе за пространство, в реальность исторической удачи, сопутствующей сражениям за правое дело. Та­кая вера включает в себя допущение, что возможно полное исчезно­вение противоположности должного (геополитическое задание) и действительного (победа) через любовь и подвиг. Здесь происходит принципиальное приравнивание ценности (идеала) и факта. В этом смысле можно говорить об этическом натурализме русской геополи­тической школы.

Несомненно, есть своя правда в этой натурализации ценностей. Этический натурализм выступает здесь этикой геополитической во-' ли, а не этикой регистрирующей оценки. Речь идет о предельной дей­ственности добра как силы, о превращении геополитического импера­тива (задания) в историческое предсказание через волевое действие народа. И чтобы это произошло, духовная элита, интеллигенция должна сказать свое слово: вдохнуть в народ пафос веры, выковать во­лю к победе.

История русских геополитических побед убедительно свидетельст­вует, что их корень -- в волевом самочувствии народа. Именно поэто­му геополитическая карта мира открывается русскому человеку каж­дый раз в меру его исторической зоркости и волевой собранности — он видит в ней на каждом этапе истории то, что сам в силах в нее вне­сти. Вот почему русская триада символического капитала в геополи­тике тождественна пути Бледного узника — вера, любовь и подвиг. Рас­шифровать эту символическую формулу можно так: только тогда народ способен на подвиг, когда духовная элита высоко держит знамя любви и веры — к родной культуре, к своему народу.

Невзирая на то что символический капитал культуры неосязаем и невеществен, его сила — в мистических межиндивидуальных взаимо­действиях, его нити уходят в неведомые тайники народной души. Вот почему духовное самоубийство России равносильно ее геополитическому самоубийству.


Во все времена в русской культуре «нация есть на­чало духовное», поэтому формулой русского геополитического возрождения стали слова Г.В. Флоровского: «Или мы можем культурно возродиться и восстать в духе, или Россия уже погибла»1.

Невозможно победить под русским трехцветным знаменем, пока оно выступает только символом государственной или национальной мощи. Оно неизменно должно стать в глазах народа символом веры, поэтому такое важное значение в России всегда имела национально-государственная идея, которую создавала интеллигенция. Геополити­ческая борьба за пространство перестает быть междоусобицей в глазах русского человека только тогда, когда ведется за что-то (вера, идея), а не только против геополитического соперника. И если сама воля к культуре заслоняется злобою дня, внутреннее обнищание и духовная гибель нации становятся неизбежными.

Поэтому сегодня культурное возрождение в России — более на­сущное национальное дело, чем текущая политическая и геополити­ческая борьба. В те исторические эпохи, когда задача государственно­го и экономического восстановления России вытесняла из фокуса народного сознания проблему русской культуры, окончательное оди1чание становилось «только вопросом времени и сроков»2.

Приоритет символического капитала культуры в геополитике очевиден, потому ни экономики, ни государственности, ни нации, ни мировой геополитической системы нельзя создать только по ра­циональному плану, поскольку единственная реальность и нации, и международного права, и мировой геополитической системы — в переживании людей, творящих эти процессы (экономический, го­сударственный, правовой, геополитический). Именно поэтому гео­политика начинается с культурного обновления, а не с экономиче­ской или' государственной реставрации. Напомним, что немцы после поражения в Первой мировой войне усиленно распространя­ли в армии и в народе сочинения «романтика народного духа» Фих­те; они понимали: возродится немецкий дух — возродится и немец­кое государство.

Многие известные русские философы отмечали: в России чем сложнее политическая конъюнктура, тем сильнее клонит к догмати­ческому сну, тем могущественнее тяга к экономическим программам и политическим реформам. Когда в русской геополитике начинает доминировать его величество Проект — в стихийном преображающем порыве, в вожделении водительства и власти стремительно угасает во­ля к очищению и подвигу, иссякает вера — и территория распадается. Вполне знаменательно, что внутреннее бессилие России и ее геополи­тический распад неизменно совершались в период наивысшего рас­крытия ее международной мощи, накануне, казалось, реализации ее предельных великодержавных, имперских мечтаний. Так было в 1917 г., так было и в 1985 г.

 

1 Флоровский Г.В. Письмо к П. Струве об евразийстве // Из прошлого русской мыс­
ли. С. 126.

2 Там же. С. 125.

 

С этой точки зрения трагедия русских геополитических пораже­ний — это не трагедия столкновения с могущественной силой, а тра­гедия свободы выбора русской интеллигенции. Крушение русских геополитических притязаний происходит не в итоге столкновения с более сильным противником, а в итоге «интеллигибельной ошибки» политической элиты, роковым образом ошибшейся в выборе: в 1917 г. — марксистско-ленинского проекта, в 1985 г. — либерально­го. Трагедия свободы.— вот главная трагедия русского культурного, политического и геополитического развития.

В начале XXI в. русский человек стоит у алтаря вечных ценнос­тей родной культуры в полной растерянности: почему никто не вос­хищается этими святынями? Где Жрец, столько лет освящавший пантеон великих ценностей родной цивилизации? Еще вчера весь мир говорил о русской культуре как величайшем завоевании чело­вечества, а сегодня на русского человека смотрят как на варвара и отщепенца мировой периферии. Либеральные идеологи прельщают его плодами потребительского общества, на обертке которых сим­вол Макдональдса со всеми прелестями бутербродной «роскоши для бедных».

Серьезные сомнения одолевают русского Воина и русского Паха­ря: так ли высоки истины Веры, Любви и Подвига, если Жрец, столько лет певший осанну этим святыням, покинул национальный пантеон и служит официантом в Макдональдсе? Кого теперь защи­щать Воину и кого кормить Пахарю? Иссякла Вера — и разошлись в разные стороны Жрец, Воин и Пахарь — распалось русское прост­ранство...

Кто вернет веру и достоинство русскому человеку? Это сего­дня главный геополитический вопрос в России. Пока русских вои­нов и пахарей одолевают сомнения, русское пространство будет продолжать сжиматься как шагреневая кожа. Пора осознать, что в XXI в., в эпоху информационной революции, победу в борьбе за пространство определяют не военные, а культурно-информацион­ные технологии.


 

 

Само пространство в информационном обществе — понятие прежде всего информационное. Это определяет главный геополитичес­кий закон в эпоху информационной революции: тот, кто контролирует источники информации на данной террито­рии, — тот контролирует и саму территорию.

Согласно этому закону, символический капитал в геополитике приобретает значение решающего ноосферного оружия: тот, кто владеет символическим капиталом культуры, — обладает решающими преимуществами в информационном пространстве — а значит, и на геополитической карте мира.

Слово в русской культуре обладает огромной притягательной си­лой, в особенности если это слово Правды, Добра и Красоты, Все рус­ские победы начинались с возрождения русского духа. Поэтому обра­щение к символическому капиталу культуры способно сыграть решающую роль в информационной борьбе за пространство.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Каково значение информационной войны как войны гражданской?

2.В чем суть концепции информационной войны?

3.Каковы особенности информационного оружия?

4.Какие институты информационной войны являются наиболее важ­ными?

5.В чем значение концепции «программирующего лидерства» как инфор­мационной стратегии?

6.Можно ли победить в информационной войне?

7.Каким образом происходит превращение «перегретого» средства ком­муникации в свою противоположность?

8.Как повлияла информационная революция на становление новой, постклассической картины политического пространства?

9.В чем значение символического капитала культуры в информационной борьбе за пространство?








Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 439. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия