Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Социокультурная динамики и коммуникационные полюса





Проблема исследования социокультурной динамики Больших многомерных пространств исключительно сложна и связана с особенностями цивилизационного процесса. Еще в 20-е годы в России зародилась парадигма циклично-генетической динамики общества, представленная такими учеными с мировым именем, как Питирим Сорокин, Николай Кондратьев, Владимир Вернадский, Александр Чижевский и Александр Богданов.
В буквальном смысле цикл — совокупность каких-либо явлений, работ процессов, совершающих законченный круг развития в течение определенного промежутка времени. В нашей интерпретации, изложенной в работе «Исторические циклы хозяйственного освоения территории» (1977), цикл — понятие территориальное и временное. В многомерном коммуникационном пространстве важным условием выделения социокультурных циклов служит их временная и территориальная масштабность. В качестве универсальной характеристики, интегрирующей оба эти аспекта, выступает пространственно-временная стратификация (ПВС). ПВС означает количество «слоев», характеризующихся собственным временем функционирования и размером стратифицированных площадей.
При анализе социокультурной динамики можно применять временную масштабность, кратную 10, 100, 1000 лет и территориальную масштабность: локальную (отдельная страна), региональную (группа стран) и глобальную (цивилизации). В пределах каждого «страта» выделяются полюса ПВС, обладающие высокой рубежной энергетикой. Выделяются следующие типы полюсов: постоянные, мигрирующие полюса и полюса, сменяющие свои первоначальные позиции на противоположные. Вероятность появления тех или иных полюсов ПВС зависит от многих факторов, в том числе природных, социальных, экономических, психологических. Для короткого промежутка времени (несколько десятилетий) характерны постоянные полюса, возможны мигрирующие и не наблюдаются взаимозаменяющиеся. Это обстоятельство создает психологический барьер при долгосрочном прогнозировании, когда сохраняется уже сложившееся соотношение полюсов ПВС и не учитывается их возможная миграция. При 100-летней масштабности возможны все три варианта полюсов, позволяющих анализировать взлет и падение государств и империй. При 1000-летней масштабности можно рассматривать расцвет и упадок цивилизаций, являющихся в свое время мировыми полюсами ПВС.
В реальной действительности наблюдается множество социокультурных циклов, характеризующихся собственным временем функционирования и территориальным масштабом. Каждый конкретный цикл обладает индивидуальными особенностями: континуальностью и дискретностью, устойчивостью и неустойчивостью, сочетанием стадий прогресса и регресса, концентрации и дисперсности и т.д. Это наглядно иллюстрируется на примере социокультурной динамики мировых городских «полюсов».
Полюса рубежной коммуникативности — крупнейшие энергонасыщенные локализации на рубежах многомерного пространства. Это зоны (поля) высокого энергоизбыточного напряжения с производительной или разрушительной силой коммуникации. Выделяются полюса материализованной и кристаллизованной пассионарности.
Важным объектом рубежной коммуникативности является исторический город — текущая в неоднородном времени местность, где пространство вливается в историю, образуя геостраты кристаллизованной пассионарности. Город является результатом пространственно-временной стратификации природных (географическое положение), геополитических, геоэкономических, социокультурных и других процессов в данной местности, насыщенной событиями. Город не только материально-вещественный объект, но и средоточие духовной жизни. Через пограничные пространственно-временные состояния (геомары) город ведет вечный диалог со своим прошлым и будущим. Судьба многих пассионариев связана с вольными городами, где отмечаются интенсивные этнические и экономические контакты и информационный обмен.
Крупнейшими историческими материализованными полюсами в многомерном коммуникационном пространстве являются мировые (открытые) города. Прослеживается следующая последовательность смены этих полюсов: древнегреческий полис — средневековый вольный город (центр борьбы за совесть) — мировой «космополитичный» город. В средневековье борьба за понимание идей эпохи велась между почвенным духом крестьянина (дворянства и духовенства) и «светским» патрицианским духом старинных и прославленных больших самоуправляемых городов (Флоренция, Нюрнберг, Брюгге, Прага и др.). С развитием капитализма основными понятиями цивилизации стали, наряду с провинцией, мировые города с их космополитизмом вместо «отчизны». К мировому городу принадлежит не народ, а масса, отрицающая традиции и культуру. Обитатель большого города — человек, оторванный от традиции. Поэтому Шпенглер считал, что мировые города ведут к гибели цивилизации.
Мировые города — полюса рубежной коммуникативности многомерного пространства (интерполисы); международные центры-метрополии, выступающие собственными носителями «глобальной» экономики и общества и при этом все более отличающиеся от внутригосударственной периферии (Нью-Йорк, Гонконг, Сингапур, Стамбул, Москва и др.). Мировые города в ХХ1 веке по аналогии со средневековьем будут править миром. В них сконцентрируются капиталы и ноу-хао на основе использования самых современных информационных и коммуникационных технологий (сетевые внутригородские и международные электронные системы, электронная почта, электронная торговая и банковская системы). Стратегическая столица — одна из разновидностей мирового города, локализованный геополитический полюс мирового масштаба. В мировом геополитическом пространстве — Вашингтон, в будущем и Пекин. В мировом геоэкономическом пространстве — мировые финансовые столицы (Нью-Йорк, Франкфурт-на-Майне, Токио, Шанхай). В Восточной Европе после распада СССР мировым городом стала Москва.
Мировой город является центром межцивилизационного диалога, сосредоточивший огромные материальные и духовные богатства, включая культуру и науку. Рассмотрим, как изменились мировые социокультурные полюса за историческое время. Первые «мировые» города насчитывали в VII-V вв. до н. э., примерно, 100 — 250 тысяч жителей и были локализованы долинами рек Нила, Тигра и Евфрата. Среди них выделялся Мемфис, основанный в начале 3-го тысячелетия до нашей эры на границе Верхнего и Нижнего Египта, на левом берегу Нила. В Междуречье крупнейшим городами были Ниневия (столица Ассирийского царства, разрушенная в 612 году) и Вавилон.
В V веке до н.э. мировым полюсами становятся средиземноморские города — Афины, а в дальнейшем Сиракузы, Александрия, Карфаген и Рим, а так же Патна в Индии. На рубеже 1-го тысячелетия новой эры среди крупнейших городов мира лидирует Рим, а в 500 г. — Константинополь. В период расцвета численность населения этих городов превышала 500 тысяч жителей.
В средневековье на рубеже 2-го тысячелетия около 1000 года центром мировой цивилизации был Восток, тогда как в Европе царила бедность. Здесь выделялось только два социокультурных очага на юго-западе, где правили арабские халифы, и на юго-востоке в Византии. На остальной европейской территории находился «третий мир» нищеты. Земля считалась плоской, а жители Европы не подозревали о существовании Америки, за исключением викингов. Рим, насчитывающий не более двадцати тысяч жителей, был разграблен готами, вандалами и местными жителями. Среди развалин императорских дворцов паслись овцы, росли виноград и капуста. Самые богатые европейские города были центрами ислама: Севилья и Кордова в Испании и Палермо на Сицилии. Кордова считалась вторым по величине центром исламского мира. В Европе по величине богатства и культурных памятников Кордова уступала только православному Константинополю, где насчитывалось около 300 тысяч жителей. Однако столица Византии постепенно приходила в упадок под воздействием бунтов, землетрясений и чумы. Полюсом исламского мира был Багдад, расположенный на пересечении караванных путей из Персии, Малой Азии, Египта и Аравии.
В 1000 году самым большим городом мира, превзошедшим Багдад, являлась столица кхмерского государства Ангкор, основанная в IХ веке вблизи караванного пути из Индии в Китай. Сохранился грандиозный комплекс храмов, дворцов, водохранилищ и отводных каналов. Около 1113 - 1150 гг. здесь был сооружен индуистский храм Ангкор-Ват (в последствии использовался буддистами), ставший одним из крупнейших в мире культовых сооружений. В ХV веке город был разграблен племенами «варваров» и оказался под властью джунглей. Лишь в 1860 году руины буддийских храмов Ангкора были открыты для западного мира.
В Восточной Азии кроме Ангкора выделялись Киото и Гуаньчжоу. Императорская столица Киота насчитывала свыше полмиллиона жителей. Гуаньчжоу — родина шелка, бумаги и фарфора — на протяжении тысячелетия оставался крупнейшим городом Китая. На рубеже первого и второго тысячелетия в Америке на полуострове Юкатан в государстве майя были построены великолепные города с гигантскими пирамидами. В Восточной Европе в «стране городов» во главе с Киевом приняли православие, благодаря которому распространились традиции византийской культуры и грамотность.
В средние века перед началом эпохи Великих географических открытий крупнейшим городом мира становится китайская столица Нанкин (470 тыс. жителей в 1400 г), расположенная на берегу Янцзы. В число мировых полюсов входят Каир, Виджаянагар, Пекин, Париж.
В капиталистическую эпоху среди мировых городов лидирует Лондон, уступивший в начале ХХ века первенство Нью-Йорку. Города Запада доминируют среди мировых городов, однако в середине века в десятку крупнейших входят также Токио, Париж, Буэнос-Айрес, Шанхай, Чикаго, Москва и Калькутта с численностью населения в каждом свыше 4 млн. жителей. Мировым полюсом остается Нью-Йорк, который тысячелетие тому назад не мог присниться самым проницательным предсказателям. В начале ХХI века около половины капитализации фондовых рынков мира приходилось на долю 25 крупных городов. Более половины операций валютного рынка сосредоточено в Нью-Йорке, Лондоне и Токио.

Среди мировых городов, обладающих «источником радиации» разных культур, выделяются бывшие имперские столицы, например, такие как Стамбул, Вена и Санкт-Петербург. Москва, утратившая функции имперской столицы, сохранила функции одного из мировых городов благодаря роли в межцивилизационном диалоге. Столица нескольких империй Византия — Константинополь — Стамбул географически локализована на рубеже Европы и Азии. Этот евразийский город по образному выражению византийского писателя есть «ни с чем не сравнимое прекраснейшее средоточие всей обитаемой земли». Стамбул великолепен и в 2000 году, а в Х веке столица на Босфоре была самым блистательным культурным полиэтническим центром в христианском макрокосмосе, где уживались народы разных вероисповеданий.
Появление мировых городов нельзя объяснить только их географическим положением — оно остается неизменным по отношению к частям света. Становление мирового города происходило в многомерном коммуникационном пространстве, когда данное место в определенное социальное время облучается (оказывается на пересечении) «радиацией» материальных, культурных и информационных потоков. Таким образом, хотя и называют Рим «вечным городом», мировые полюса не только мигрируют, но и навсегда исчезают с лика земли, оставляя лишь материальные памятники кристаллизованной пассионарности.
Например, Великая Евразийская степь при встрече с Великой рекой (Волгой) неоднократно в истории рождала энергетику высоких напряжений на геополитических, геоэкономических, природноэтнических и этноконфессиональных коммуникационных рубежах многомерного пространства. В отличие от гор, чаще всего выполняющих барьерные функции, открытая всем ветрам степь служит контактам между народами, своеобразной природной коммуникацией. Туда, где степь пересекается с судоходной рекой, тяготеют караванные пути, по которым со временем проходят стальные магистрали, усиливающие функции места. Волжское Понизовье — уникальный узел природных, социально-экономических и других коммуникаций в многомерном пространстве Евразии. Созданные самой природой естественные тучные кормовые угодья заливных лугов и степных пастбищ, плодородные земли (овощи, фрукты и бахчи), охотничьи угодья (сайгаки и птицы), рыбные богатства, включая осетровых, месторождения поваренной соли притягивали кочевые народы. Здесь дважды — в первом и втором тысячелетии — возникали центры евразийских государств на пересечении Великого Волжского пути в Персию и Индию и Великого шелкового пути из Китая в Европу. Здесь затерялись следы средневековых столиц Хазарского каганата (Итиля) и Золотой Орды (Сарая и Сарая ал-Джедида). В дальнейшем торговую эстафету приняла столица Астраханского ханства. В Волжском Понизовье — один из центров зарождения российского предпринимательства (купечества), воспетого в картинах художника-земляка Кустодиева. Вблизи бывших золотоордынских столиц на космодроме Капустин Яр начался отсчет космической эры. К сожалению, эта земля и подземных ядерных взрывов, экологического бедствия и низкого качества жизни.

Полюса кристаллизованной пассионарности образуются на «стратах» прошлого. Кристаллизованная пассионарность создает человеческая энергия, сохраненная в археологических, письменных и других памятниках. Величайшими памятниками являются Великая Китайская стена и Великий шелковый путь, отразившие соотнесение закрытости и открытости цивилизации.
Ландшафты кристаллизованной пассионарности — коммуникативные местности, насыщенные историческим временем (событиями), энергетические поля страстной ностальгии. Ландшафтно-парковая культура (например, дворянских усадьб) — кристаллизованная в природе духовная пассионарность, форма объединения человека и природы, наполненная историческими воспоминаниями и поэтическими ассоциациями. Ландшафты жизни — индивидуальное биполярное энергетическое поле духовный жизни человека, формирующееся на рубежах его месторазвития (малой родины) и множества других мест его реального пребывания в многомерном пространстве. Ландшафты жизни человека образуются множеством воплощений его внешнего и внутреннего мира.
Наряду с географическим, экономическим, политическим есть духовный полюс Земли, но его невозможно локализовать в географическом пространстве. Хотя человек будет к этому всегда стремиться. Своеобразными духовными полюсами Больших конфессиональных пространств являются мировые центры религий — Ватикан, Иерусалим, Мекка, Медина и другие.

В геоэкономическом пространстве в качестве полюсов экономического и технологического развития выступают Соединенные Штаты, Европейский Союз и Большой Китай. Антиполюсами экономического и технологического развития служат Великие экономические пустыни (например, Северо-восток России). К ним относятся полюса криминальной экономики — территории, не контролируемые суверенными государствами. «Золотой треугольник» в Азии; колумбийские территории, контролируемые Медельинским наркокартелем, Северный Афганистан, юг Анголы и др.







Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 551. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...


Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия