Проблема исследования социокультурной динамики Больших многомерных пространств исключительно сложна и связана с особенностями цивилизационного процесса. Еще в 20-е годы в России зародилась парадигма циклично-генетической динамики общества, представленная такими учеными с мировым именем, как Питирим Сорокин, Николай Кондратьев, Владимир Вернадский, Александр Чижевский и Александр Богданов.
В буквальном смысле цикл — совокупность каких-либо явлений, работ процессов, совершающих законченный круг развития в течение определенного промежутка времени. В нашей интерпретации, изложенной в работе «Исторические циклы хозяйственного освоения территории» (1977), цикл — понятие территориальное и временное. В многомерном коммуникационном пространстве важным условием выделения социокультурных циклов служит их временная и территориальная масштабность. В качестве универсальной характеристики, интегрирующей оба эти аспекта, выступает пространственно-временная стратификация (ПВС). ПВС означает количество «слоев», характеризующихся собственным временем функционирования и размером стратифицированных площадей.
При анализе социокультурной динамики можно применять временную масштабность, кратную 10, 100, 1000 лет и территориальную масштабность: локальную (отдельная страна), региональную (группа стран) и глобальную (цивилизации). В пределах каждого «страта» выделяются полюса ПВС, обладающие высокой рубежной энергетикой. Выделяются следующие типы полюсов: постоянные, мигрирующие полюса и полюса, сменяющие свои первоначальные позиции на противоположные. Вероятность появления тех или иных полюсов ПВС зависит от многих факторов, в том числе природных, социальных, экономических, психологических. Для короткого промежутка времени (несколько десятилетий) характерны постоянные полюса, возможны мигрирующие и не наблюдаются взаимозаменяющиеся. Это обстоятельство создает психологический барьер при долгосрочном прогнозировании, когда сохраняется уже сложившееся соотношение полюсов ПВС и не учитывается их возможная миграция. При 100-летней масштабности возможны все три варианта полюсов, позволяющих анализировать взлет и падение государств и империй. При 1000-летней масштабности можно рассматривать расцвет и упадок цивилизаций, являющихся в свое время мировыми полюсами ПВС.
В реальной действительности наблюдается множество социокультурных циклов, характеризующихся собственным временем функционирования и территориальным масштабом. Каждый конкретный цикл обладает индивидуальными особенностями: континуальностью и дискретностью, устойчивостью и неустойчивостью, сочетанием стадий прогресса и регресса, концентрации и дисперсности и т.д. Это наглядно иллюстрируется на примере социокультурной динамики мировых городских «полюсов».
Полюса рубежной коммуникативности — крупнейшие энергонасыщенные локализации на рубежах многомерного пространства. Это зоны (поля) высокого энергоизбыточного напряжения с производительной или разрушительной силой коммуникации. Выделяются полюса материализованной и кристаллизованной пассионарности.
Важным объектом рубежной коммуникативности является исторический город — текущая в неоднородном времени местность, где пространство вливается в историю, образуя геостраты кристаллизованной пассионарности. Город является результатом пространственно-временной стратификации природных (географическое положение), геополитических, геоэкономических, социокультурных и других процессов в данной местности, насыщенной событиями. Город не только материально-вещественный объект, но и средоточие духовной жизни. Через пограничные пространственно-временные состояния (геомары) город ведет вечный диалог со своим прошлым и будущим. Судьба многих пассионариев связана с вольными городами, где отмечаются интенсивные этнические и экономические контакты и информационный обмен.
Крупнейшими историческими материализованными полюсами в многомерном коммуникационном пространстве являются мировые (открытые) города. Прослеживается следующая последовательность смены этих полюсов: древнегреческий полис — средневековый вольный город (центр борьбы за совесть) — мировой «космополитичный» город. В средневековье борьба за понимание идей эпохи велась между почвенным духом крестьянина (дворянства и духовенства) и «светским» патрицианским духом старинных и прославленных больших самоуправляемых городов (Флоренция, Нюрнберг, Брюгге, Прага и др.). С развитием капитализма основными понятиями цивилизации стали, наряду с провинцией, мировые города с их космополитизмом вместо «отчизны». К мировому городу принадлежит не народ, а масса, отрицающая традиции и культуру. Обитатель большого города — человек, оторванный от традиции. Поэтому Шпенглер считал, что мировые города ведут к гибели цивилизации.
Мировые города — полюса рубежной коммуникативности многомерного пространства (интерполисы); международные центры-метрополии, выступающие собственными носителями «глобальной» экономики и общества и при этом все более отличающиеся от внутригосударственной периферии (Нью-Йорк, Гонконг, Сингапур, Стамбул, Москва и др.). Мировые города в ХХ1 веке по аналогии со средневековьем будут править миром. В них сконцентрируются капиталы и ноу-хао на основе использования самых современных информационных и коммуникационных технологий (сетевые внутригородские и международные электронные системы, электронная почта, электронная торговая и банковская системы). Стратегическая столица — одна из разновидностей мирового города, локализованный геополитический полюс мирового масштаба. В мировом геополитическом пространстве — Вашингтон, в будущем и Пекин. В мировом геоэкономическом пространстве — мировые финансовые столицы (Нью-Йорк, Франкфурт-на-Майне, Токио, Шанхай). В Восточной Европе после распада СССР мировым городом стала Москва.
Мировой город является центром межцивилизационного диалога, сосредоточивший огромные материальные и духовные богатства, включая культуру и науку. Рассмотрим, как изменились мировые социокультурные полюса за историческое время. Первые «мировые» города насчитывали в VII-V вв. до н. э., примерно, 100 — 250 тысяч жителей и были локализованы долинами рек Нила, Тигра и Евфрата. Среди них выделялся Мемфис, основанный в начале 3-го тысячелетия до нашей эры на границе Верхнего и Нижнего Египта, на левом берегу Нила. В Междуречье крупнейшим городами были Ниневия (столица Ассирийского царства, разрушенная в 612 году) и Вавилон.
В V веке до н.э. мировым полюсами становятся средиземноморские города — Афины, а в дальнейшем Сиракузы, Александрия, Карфаген и Рим, а так же Патна в Индии. На рубеже 1-го тысячелетия новой эры среди крупнейших городов мира лидирует Рим, а в 500 г. — Константинополь. В период расцвета численность населения этих городов превышала 500 тысяч жителей.
В средневековье на рубеже 2-го тысячелетия около 1000 года центром мировой цивилизации был Восток, тогда как в Европе царила бедность. Здесь выделялось только два социокультурных очага на юго-западе, где правили арабские халифы, и на юго-востоке в Византии. На остальной европейской территории находился «третий мир» нищеты. Земля считалась плоской, а жители Европы не подозревали о существовании Америки, за исключением викингов. Рим, насчитывающий не более двадцати тысяч жителей, был разграблен готами, вандалами и местными жителями. Среди развалин императорских дворцов паслись овцы, росли виноград и капуста. Самые богатые европейские города были центрами ислама: Севилья и Кордова в Испании и Палермо на Сицилии. Кордова считалась вторым по величине центром исламского мира. В Европе по величине богатства и культурных памятников Кордова уступала только православному Константинополю, где насчитывалось около 300 тысяч жителей. Однако столица Византии постепенно приходила в упадок под воздействием бунтов, землетрясений и чумы. Полюсом исламского мира был Багдад, расположенный на пересечении караванных путей из Персии, Малой Азии, Египта и Аравии.
В 1000 году самым большим городом мира, превзошедшим Багдад, являлась столица кхмерского государства Ангкор, основанная в IХ веке вблизи караванного пути из Индии в Китай. Сохранился грандиозный комплекс храмов, дворцов, водохранилищ и отводных каналов. Около 1113 - 1150 гг. здесь был сооружен индуистский храм Ангкор-Ват (в последствии использовался буддистами), ставший одним из крупнейших в мире культовых сооружений. В ХV веке город был разграблен племенами «варваров» и оказался под властью джунглей. Лишь в 1860 году руины буддийских храмов Ангкора были открыты для западного мира.
В Восточной Азии кроме Ангкора выделялись Киото и Гуаньчжоу. Императорская столица Киота насчитывала свыше полмиллиона жителей. Гуаньчжоу — родина шелка, бумаги и фарфора — на протяжении тысячелетия оставался крупнейшим городом Китая. На рубеже первого и второго тысячелетия в Америке на полуострове Юкатан в государстве майя были построены великолепные города с гигантскими пирамидами. В Восточной Европе в «стране городов» во главе с Киевом приняли православие, благодаря которому распространились традиции византийской культуры и грамотность.
В средние века перед началом эпохи Великих географических открытий крупнейшим городом мира становится китайская столица Нанкин (470 тыс. жителей в 1400 г), расположенная на берегу Янцзы. В число мировых полюсов входят Каир, Виджаянагар, Пекин, Париж.
В капиталистическую эпоху среди мировых городов лидирует Лондон, уступивший в начале ХХ века первенство Нью-Йорку. Города Запада доминируют среди мировых городов, однако в середине века в десятку крупнейших входят также Токио, Париж, Буэнос-Айрес, Шанхай, Чикаго, Москва и Калькутта с численностью населения в каждом свыше 4 млн. жителей. Мировым полюсом остается Нью-Йорк, который тысячелетие тому назад не мог присниться самым проницательным предсказателям. В начале ХХI века около половины капитализации фондовых рынков мира приходилось на долю 25 крупных городов. Более половины операций валютного рынка сосредоточено в Нью-Йорке, Лондоне и Токио.
Среди мировых городов, обладающих «источником радиации» разных культур, выделяются бывшие имперские столицы, например, такие как Стамбул, Вена и Санкт-Петербург. Москва, утратившая функции имперской столицы, сохранила функции одного из мировых городов благодаря роли в межцивилизационном диалоге. Столица нескольких империй Византия — Константинополь — Стамбул географически локализована на рубеже Европы и Азии. Этот евразийский город по образному выражению византийского писателя есть «ни с чем не сравнимое прекраснейшее средоточие всей обитаемой земли». Стамбул великолепен и в 2000 году, а в Х веке столица на Босфоре была самым блистательным культурным полиэтническим центром в христианском макрокосмосе, где уживались народы разных вероисповеданий.
Появление мировых городов нельзя объяснить только их географическим положением — оно остается неизменным по отношению к частям света. Становление мирового города происходило в многомерном коммуникационном пространстве, когда данное место в определенное социальное время облучается (оказывается на пересечении) «радиацией» материальных, культурных и информационных потоков. Таким образом, хотя и называют Рим «вечным городом», мировые полюса не только мигрируют, но и навсегда исчезают с лика земли, оставляя лишь материальные памятники кристаллизованной пассионарности.
Например, Великая Евразийская степь при встрече с Великой рекой (Волгой) неоднократно в истории рождала энергетику высоких напряжений на геополитических, геоэкономических, природноэтнических и этноконфессиональных коммуникационных рубежах многомерного пространства. В отличие от гор, чаще всего выполняющих барьерные функции, открытая всем ветрам степь служит контактам между народами, своеобразной природной коммуникацией. Туда, где степь пересекается с судоходной рекой, тяготеют караванные пути, по которым со временем проходят стальные магистрали, усиливающие функции места. Волжское Понизовье — уникальный узел природных, социально-экономических и других коммуникаций в многомерном пространстве Евразии. Созданные самой природой естественные тучные кормовые угодья заливных лугов и степных пастбищ, плодородные земли (овощи, фрукты и бахчи), охотничьи угодья (сайгаки и птицы), рыбные богатства, включая осетровых, месторождения поваренной соли притягивали кочевые народы. Здесь дважды — в первом и втором тысячелетии — возникали центры евразийских государств на пересечении Великого Волжского пути в Персию и Индию и Великого шелкового пути из Китая в Европу. Здесь затерялись следы средневековых столиц Хазарского каганата (Итиля) и Золотой Орды (Сарая и Сарая ал-Джедида). В дальнейшем торговую эстафету приняла столица Астраханского ханства. В Волжском Понизовье — один из центров зарождения российского предпринимательства (купечества), воспетого в картинах художника-земляка Кустодиева. Вблизи бывших золотоордынских столиц на космодроме Капустин Яр начался отсчет космической эры. К сожалению, эта земля и подземных ядерных взрывов, экологического бедствия и низкого качества жизни.
Полюса кристаллизованной пассионарности образуются на «стратах» прошлого. Кристаллизованная пассионарность создает человеческая энергия, сохраненная в археологических, письменных и других памятниках. Величайшими памятниками являются Великая Китайская стена и Великий шелковый путь, отразившие соотнесение закрытости и открытости цивилизации.
Ландшафты кристаллизованной пассионарности — коммуникативные местности, насыщенные историческим временем (событиями), энергетические поля страстной ностальгии. Ландшафтно-парковая культура (например, дворянских усадьб) — кристаллизованная в природе духовная пассионарность, форма объединения человека и природы, наполненная историческими воспоминаниями и поэтическими ассоциациями. Ландшафты жизни — индивидуальное биполярное энергетическое поле духовный жизни человека, формирующееся на рубежах его месторазвития (малой родины) и множества других мест его реального пребывания в многомерном пространстве. Ландшафты жизни человека образуются множеством воплощений его внешнего и внутреннего мира.
Наряду с географическим, экономическим, политическим есть духовный полюс Земли, но его невозможно локализовать в географическом пространстве. Хотя человек будет к этому всегда стремиться. Своеобразными духовными полюсами Больших конфессиональных пространств являются мировые центры религий — Ватикан, Иерусалим, Мекка, Медина и другие.
В геоэкономическом пространстве в качестве полюсов экономического и технологического развития выступают Соединенные Штаты, Европейский Союз и Большой Китай. Антиполюсами экономического и технологического развития служат Великие экономические пустыни (например, Северо-восток России). К ним относятся полюса криминальной экономики — территории, не контролируемые суверенными государствами. «Золотой треугольник» в Азии; колумбийские территории, контролируемые Медельинским наркокартелем, Северный Афганистан, юг Анголы и др.