Гл.4. Религиозная основа мирского аскетизма
15. Исторические носители мирского протестантского аскетизма: a. кальвинизм в том его облике, который он имел в ряде западноевропейских стран, где завоевал господство в XVII в.; b. пиетизм; c. методизм; d. вышедшие из анабаптистского движения секты. a. КАЛЬВИНИЗМ: 16. Учение о предопределении: смысл нашей индивидуальной судьбы покрыт таинственным мраком, проникнуть в который нам недозволено. Нам известно лишь одно: часть людей предопределена к блаженству, остальные же прокляты навек. Полагать, что заслуги или проступки людей оказывают влияние на их судьбы, было бы равносильно тому, что абсолютно свободные, от века существующие решения Бога мы сочли бы возможным подчинить человеческому влиянию - предположение совершенно немыслимое. Индивидуализм: результат учения о предопределении. Это учение в своей патетической бесчеловечности принесло ощущение неслыханного дотоле внутреннего одиночества отдельного индивида. Эта отъединенность является одним из корней того лишенного каких-либо иллюзий пессимистически окрашенного индивидуализма, который мы наблюдаем по сей день в "национальном характере" и в институтах народов с пуританским прошлым, столь отличных от того совершенно иного видения мира и человека, которое было характерным для эпохи Просвещения. "Расколдование мира": это абсолютное устранение веры в спасение души с помощью церкви и таинств (с последовательностью, еще неведомой лютеранству) было той решающей идеей, которая отличала кальвинизм от католичества. В этом находит свое завершение тот великий историко-религиозный процесс расколдования мира, начало которого относится ко времени древнеиудейских пророков и который в сочетании с эллинским научным мышлением уничтожил все магические средства спасения, объявив их неверием и кощунством. 17. Главный вопрос кальвинизма: как удостовериться в собственной избранности: Кальвин указал, что доказательством избранности служит устойчивость веры, возникающая как следствие благодати. Здесь два пути: · верующему вменяется в прямую обязанность считать себя избранником Божьим и прогонять сомнения как дьявольское искушение, ибо недостаточная уверенность свидетельствует о неполноте веры. · в качестве средства для обретения внутренней уверенности в спасении рассматривается неутомимая деятельность в рамках своей профессии. Бог помогает тому, кто сам себе помогает, кальвинист, таким образом, сам создает уверенность в своем спасении. 18. Обретение спасeния в католицизме и кальвинизме: · Католицизм: рядовой средневековый католик-мирянин жил в этическом отношении сегодняшним днем, выполняя свои традиционные обязанности. "Добрые дела", выходящие за эти рамки, обычно не были связаны друг с другом, они совершались от случая к случаю, либо для искупления конкретных грехов, либо под влиянием размышлений о спасении души, либо - в конце жизни - в качестве своего рода страхового взноса. И каждый отдельный хороший или дурной поступок ставился ему в заслугу или порицался и влиял на все его земное существование и на его вечную жизнь. · Кальвинистский Бог требовал от своих избранных не отдельных "добрых дел", а святости, возведенной в систему. Здесь не могло быть и речи ни о характерном для католицизма, столь свойственном природе человека чередовании греха, раскаяния, покаяния, отпущения одних грехов и совершения новых; ни о сбалансировании всей жизни с помощью отдельных наказаний или посредством находящихся в распоряжении церкви средств сообщения благодати. Cпасение не может быть обретено, как того требует католицизм, постепенным накоплением отдельных достойных деяний, а является следствием систематического самоконтроля. 19. Кальвинистская мирская аскеза и средневековая католическая аскеза: · Общее: христианская аскеза на Западе уже в средние века носила рациональный характер - в отличие от монашества восточного. Она превратилась в систематически разработанный метод рационального жизненного поведения, целью которого было освобождение человека от иррациональных инстинктов, уничтожение непосредственного чувственного наслаждения жизнью. · Отличия: главное отличие кальвинистской аскезы от средневековой католической: мирская направленность. В католичестве к повседневной нравственности предъявлялись минимальные требования, жизнь монахов превосходила мирскую нравственность. Впервые это изменил Лютер, кальвинизм же просто заимствовал эту идею у Лютера. Oсновное свойство кальвинистского благочестия: теперь каждый христианин должен быть монахом в течение всей своей жизни. 20. Отношение кальвинистов к Библии: моральные предписания Ветхого завета были в глазах кальвинистов равны по своей значимости предписаниям Нового завета, если они не относились только к условиям жизни иудеев или не были прямо отвергнуты Христом. Уже Санфорд справедливо относил специфически рациональный характер кальвинизма, устранение мистической и вообще всей эмоциональной стороны религиозности к влиянию Ветхого завета. b. ПИЕТИЗМ: 21. Основные черты: стремление к обособленности, они собирались в отъединенные от мира кружки, чтобы посредством усиленной аскезы уже в посюстороннем мире ощутить блаженство общения с Богом. Это часто вело к такому усилению эмоциональной стороны религиозной веры, чуждой кальвинистскому благочестию, что религиозная вера могла принимать откровенно истерический характер; возникало чередование неврастенических состояний, когда едва ли не чувственный религиозный экстаз сменялся приступами нервной расслабленности, ощущаемой как "богооставленность", - результат, прямо противоположный трезвой и строгой дисциплине, подчинявшей себе всю систематизированную святую жизнь пуританина. Совершенно очевидно, что религиозная направленность на то, чтобы эмоционально пережить благодать в настоящем, содержит меньший импульс к рационализации мирской деятельности, чем ориентированное лишь на потустороннее спасение стремление пуритан утвердиться в своем избранничестве через активную профессиональную деятельность в этом мире. c. МЕТОДИЗМ: 22. Основные черты: · методизм - англо-американская разновидность континентального пиетизма; · cочетание эмоциональной и вместе с тем все-таки аскетической религиозности, "методически" систематизированное жизненное поведение с целью обрести уверенность в спасении - центр религиозных устремлений верующих. Эта методичность переносилась и в сферу подготовки чисто эмоционального акта "обращения"; · добрые дела - не реальная причина избранности, а лишь способ распознавать ее, и это лишь в тех случаях, когда они творятся во славу Божью; · в отличие от кальвинизма, который во всяком проявлении чувств подозревал обман, единственной бесспорной основой уверенности в своем спасении считалась данная только в чувстве/ощущении/переживании абсолютная уверенность избранника, причем возникновение этой уверенности обычно связывалось с определенным днем и даже часом. · переживший это может уже в этой жизни достигнуть ощущения совершенства, т.е. безгрешности: это происходит посредством второго, наступающего, как правило, изолированно от первого, акта столь же внезапного внутреннего переживания, "освящения". Как ни трудно достигнуть данной цели - обычно это удается лишь к концу жизни, - стремиться к ней необходимо, ибо она является залогом уверенности в спасении и дает радостную уверенность вместо "брюзгливой" озабоченности кальвинистов.
|