Планируете ли вы домашние расходы по ряду бюджетных позиций: питание, одежда, жилье и домашнее хозяйство? Миссис Рул, как и большинство миллионеров, ответит “да”. Как показал наш последний опрос всех миллионеров Америки, на 100 миллионеров без семейного бюджета приходится: 120 с бюджетом.
Мы предвидим вопрос о том, как разбогатели миллионеры, не ведущие семейный бюджет. Как они контролируют потребление? Ответ: специально создают атмосферу самоограничения для себя и для членов семьи. Более половины миллионеров без бюджета сначала тратят деньги на инвестиции и только оставшиеся — на себя. Они часто называют такую политику “заплати сначала себе”. В среднем они инвестируют не менее 15% годового дохода, прежде чем заплатить тем, кто обеспечивает их питанием, одеждой, жильем, банковским кредитом и т.п.
А те миллионеры, которые не ведут бюджет и не создают искусственного самоограничения? Некоторые унаследовали все свое богатство или значительную его часть. Другая часть, тоже немногочисленная (менее 20%), обычно имеет такой высокий доход, что практически может тратить его, сохраняя капитал, выражающийся семизначной цифрой. Иначе говоря, их выдающаяся игра в нападении компенсирует отсутствие обороны. Но что значит зарабатывать 2 миллиона долларов в год и иметь капитал в 1 миллион? Номинально вы миллионер, но, по сути, вы — плохой накопитель богатства. Весьма вероятно, что вам недолго оставаться миллионером. Это люди, имена которых постоянно мелькают в прессе — журналисты обожают то, что отходит от нормы и в природе, и в экономике.
Напишут ли когда-нибудь в газетах о миссис Рул? Вряд ли. Кому интересно читать о ее доме стоимостью в 140 000 долларов или ее автомобиле “Детройт Седан” четырехлетней давности? Кому интересно смотреть, как она просиживает за кухонным столом по три ночи за составлением семейного бюджета? Что увлекательного в том, чтобы отчитаться за каждый доллар, потраченный в прошлом году? Сколько можно смотреть, как она тщательно составляет план расходов на год вперед? Для миссис Рул это тоже не лучшее развлечение, но она считает, что есть вещи более неприятные — например, невозможность отойти от дел и достигнуть финансовой независимости. Составлять бюджет легче, если помнить о выгодах этого в долгосрочной перспективе.