Культура Евразии
В трудах П.Н. Савицкого и Н.С. Трубецкого развиваются идеи, сформированные в теории культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского и концепции органического развития К.Н. Леонтьева. Трубецкой определял культуру как «исторически непрерывный продукт коллективного творчества прошлых и современных поколений данной социальной среды»3. Как и Данилевский, он отрицает «общечеловеческую культуру», под которой поклонники Запада подразумевают прежде всего западно-европейскую культуру, которая для неевропейских народов, по мнению Трубецкого, является гибельной. Обитая в определенном географическом месторазвитии, люди формируют свой образ жизни, развивают свою культуру, духовно-нравственные, бытовые жизни. Ломая эти устои, западная цивилизация разрушает души народов, моральные нормы и принципы, по которым они жили веками. Поэтому вполне справедливо Трубецкой считал, что «братство народов, купцов гнусный подлог»4. Еще Ф. Ратцель отмечал, что более сильная цивилизация, культура поглощает, ассимилирует или уничтожает более слабую. Развивая эту мысль, К.Н. Леонтьев особо подчеркивал, что «общечеловеческая культура» возможна лишь при упрощении национальных культур, а упрощение системы ведет к ее гибели. Система хорошо функционирует, по Леонтьеву, когда «одинакова в многообразии», система — это «высшая степень сложности, объединенная неким внутренним деспотическим единством»5. 1 Савицкий П.Н. Указ. раб. С. 295. 2 Там же. С. 296. 3 Трубецкой Н.С. Вавилонская башня и смешение языков // История, культура, язык. — М.: Прогресс, 1995. - С. 329. 4 Там же. С. 331. 5 Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство. Т.1. — М., 1885. — С. 140.
|