Россия – Срединная Земля Евразии.
Основной смысл данной идеи евразийцев заключается в том, что Россия представляет собой особое цивилизационное образование, определяемое через качество “срединности”.В одной из статей Савицкого – “Географические и геополитические основы евразийства” (1933) – прямо отмечается, что Россия имеет гораздо больше оснований, чем Китай, называться “Срединным Государством. Если “срединность” Германии, ограничивается европейским контекстом, а сама Европа есть лишь западныймыс Евразии, то Россия занимает центральную позицию в рамках всего континента. “Срединность” России, для Савицкого, является основой ее исторической идентичности – она не часть Европы и не продолжение Азии. Она – самостоятельный мир, самостоятельная и особая духовно-историческая геополитическая реальность, которую Савицкий называет “Евразией”. Данное понятие обозначает не материк и не континент, но особое цивилизационное образование, отраженное в своеобразной парадигме русской культуры и пространственного мировосприятия. Савицкий с позиции российского полюса выдвигает концепцию, строго тождественную геополитической модели Маккиндера, – только абстрактные “разбойники суши” или “центростремительные импульсы, исходящие из географической оси истории”, приобретают у него четко выделенный образ русской культуры, истории, государственности, территории. Россия-Евразия по мысли Савицкого соотносится с геополитической концепцией «Больших пространств», разработанной немецкой классической геополитикой. В отличие от взглядов Маккиндера, считавшего хартленд источником механического влияния на береговые зоны, побуждающего их творить культуру и историю, Савицкий утверждает, что Россия-Евразия и есть синтез мировой культуры и мировой истории, развернутый в пространстве и времени. При этом природа России органически включается в культуру, накладывая неизгладимый отпечаток на ее самобытность. Россию Савицкий понимает геополитически, не как национальное государство, но как особый тип цивилизации, сложившейся на основе нескольких составляющих – славянской культуры, тюркского кочевничества и православной традиции. Все вместе создает некое уникальное, “срединное” образование, представляющее собой синтез мировой истории. Великороссов Савицкий считает не просто ответвлением восточных славян, но особым этническим образованием, в котором сочетаются славянский и тюркский субстраты. Размышления на эту тему наводят его на мысль о своеобразном синтезе ландшафта, составляющем геополитический код России.
|