Геополитический индивидуум в концепции «Месторазвития».
Развивая идеи геополитиков-континенталистов, П.Н. Савицкий ввел новый термин в геополитический оборот – «месторазвития». Так, в работе “Географический обзор России-Евразии” он отмечал, что социально-политическая среда и ее территория должны слиться для нас в единое целое, в географический индивидуум или ландшафт. Это и есть сущность “месторазвития”, в котором объективное и субъективное сливаются в неразрывное единство, в нечто целое. Это концептуальный синтез. Смысл, которого заключается в умении сразу смотреть на социально-историческую среду и на занятую ею территорию. В этом Савицкий близок к Видалю де ля Блашу. Подобно французскому геополитику, обосновывавшему неделимость Франции единством культурного типа независимо от этнической принадлежности жителей Эльзас-Лоррэн, Савицкий считает, что “Россия-Евразия есть “месторазвития”, “единое целое”, “географический индивидуум”, – одновременно географический, этнический, хозяйственный, исторический и т.д. и т.п, “ландшафт”. Россия-Евразия есть такое “месторазвития”, которое является интегральной формой существования многих более мелких “месторазвитий”. Это – Grossraum Шмитта, состоящий из целой иерархии меньших пространств. Посредством введения понятия “месторазвития” евразийцы уходили от позитивистской необходимости аналитически расщеплять исторические феномены, раскладывая их на механические системы – применительно не только к природным, но и к культурным явлениям. Апелляция к “месторазвитию”, к “географическому индивидууму” позволяло евразийцам избежать слишком конкретных рецептов относительно национальных, расовых, религиозных, культурных, языковых, идеологических проблем. Интуитивно ощущаемое всеми жителями “географической оси истории” геополитическое единство обретало тем самым новый язык, “синтетический”, не сводимый к неадекватным, фрагментарным, аналитическим концепциям западного рационализма. В данном случае также проявилась приверженность Савицкого русской интеллектуальной традиции, всегда тяготевшей к осмыслению “цельности”, “соборности”, “всеединства”.
|