New York: Focfl Press, 1998.
шую часть работы, не используя дорогостоящую технику. А дальше необходимо сделать черновой бумажный монтаж. Для этого нужно набраться терпения и записать по кадрам весь материал на бумаге вместе с тайм-кодами от начала и до конца, пользуясь телевизором и видеоплеером. Форма записи может быть произвольной, а можно воспользоваться предложенной нами таблицей. И так — весь материал! По кадрам от начала и до конца! Появились идеи по ходу записи — приклеивайте дополнительный лист справа и пишите свои соображения: с этого кадра начать сцену «Бой быков» и т. д. Теперь у вас есть полное покадровое описание всего материала. Сделайте с этой монтажной записи ксерокопию. Присвойте в копии монтажной записи каждому эпизоду и каждой сцене свой дополнительный код. Пусть это будут разноцветные квадратики, нолики, галочки. Тогда цвет будет обозначать принадлежность кадра к эпизоду (красный — «Конфликт титанов»), а форма знака укажет вам на название сцены (галочка — «Бой быков», кружочек — «Знакомство аборигенов»). Поручите ассистенту режиссера расшифровать (сделать письменную запись) всех текстов интервью и синхронных разговоров в кадре. Монтаж текста профессионалы всегда проделывают на бумаге. Восстанавливая в памяти интонации, они понимают, какие куски можно вырезать и после этого какие фразы с какими можно смонтировать без ущерба для впечатления гладкого выступления героя и для комфортности восприятия зрителя. Рассортируйте кадры ксерокопии монтажной записи, разрезанной на полоски по отдельным сценам. Путем раскладки полосок с кадрами на столе сложите в монтажной последовательности каждую из сцен. Настал торжественный момент: пользуясь только записями на бумаге, можно сделать первую попытку — по кадрам сложить первый вариант фильма. Правда, предварительно вам предстоит еще выбрать и подчеркнуть в расшифровках нужные смысловые куски текстов и интервью, чтобы не перечитывать каждый раз все тексты целиком, а только ключевые куски речи героев. Дальше — все по «науке». Мысленно читая описание кадров и выделенные тексты, восстанавливая их на своем внутреннем экране, план за планом выиз набора нарезанных кусков монтажной записи складываете последовательность изложения содержания картины, «как ребенок составляет из отдельных, разбросанных кубиков с буквами целое слово или фразу»1 по выражению Л. Кулешова. Можно это делать на большом столе. Когда наберется много сцен, перенесите раскладку на пол. Здесь вы не ограничены в длине. Если фильм небольшой, до 13 минут, то предложенный вариант — самый оптимальный. Но когда размер вашей экранной работы превышает 20 минут, то делайте ее по частям. Сначала смонтируйте по очереди первый эпизод, состоящий, скажем, из пяти сцен. Мысленно пройдитесь по кадрам и попробуйте сопереживать со зрителем, которому предстоит смотреть работу впервые. Конечно, в голове режиссера уже до съемок и во время съемок мог сложиться план монтажа каждой сцены или большинства сцен. Вот этот план и должен послужить путеводной звездой в подборе первого варианта. Но допустим, этот вариант вас чем-то не устроил. Без чьей-либо помощи, без затрат денег вы переставляете кадры и тексты местами, перекладывая нарезанные куски бумаги. Вы работаете, вы творите свое произведение в своем воображении! Вот он — профессионализм в монтаже при самых малых затратах. Наконец первый вариант собственного творчества на бумаге удовлетворил вашу требовательную натуру. По крайней мерс можно заказывать смену монтажа на VHS — черновой бумажный вариант фильма готов к реализации. Напоминаем, что техника будет меняться, и, возможно, вскоре мы будем пользоваться другими дешевыми техническими системами. Например, цифровыми. Дальше существуют два пути. Вес зависит от оборудования, на котором вам предстоит работать, и от вашего бюджета. Здесь уместен лишь небольшой комментарий о главном. Пока вы складывали бумажный вариант сценария, вы работали скульптором, который из глины пластических и звуковых образов лепил Драматургию фильма, строил интригу мысли, «подсовывал» зрителю ложные ходы для размышлений, чтобы заставить его наиболее остро пережить главные события. При этом учитывались и десять пр инципов монтажа, и приемы экранного рассказа, и чисто драма-
|