Проведение музыкальных занятий в детском саду
Впервые система музыкально-ритмических движений была разработана известным швейцарским музыкантом-педагогом Э. Жаком-Далькрозом. Эта система получила во многих странах широкое признание, особенно в области дошкольного и младшего школьного обучения. Метод Далькроза очень прост: используя специальные тренировочные упражнения, развивать у детей с дошкольного возраста музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений. Э. Жак-Далькроз считал, что эти умения надо развивать как можно раньше и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. На первое место он ставил игру как естественную деятельность, в процессе которой ребенок познает жизнь, а также меньше всего утомляется, и поэтому интерес и внимание у него в игре держится дольше, чем в специальных обучающих упражнениях. Это очень важный вывод, который мы принимаем к сведению и в настоящее время. Ритмика по системе Ж. Далькроза, основанная на принципе интереса и доступности, стала средством борьбы с аритмией в лечебно-профилактических целях у детей дошкольного возраста. Известный продолжатель идей Далькроза немецкий музыкант и педагог К. Орф использовал на своих занятиях сочетание слов, музыки и движения. Элементы его метода отражены в «Программе по музыкальному воспитанию в детском саду» и могут быть использованы в работе с детьми, требующими двигательной и речевой реабилитации. Опыт работы автора показал, что подобные занятия очень эффективны в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии речи и движений. При проведении занятий по предложенной системе педагог должен помнить следующее. 1. Занятия следует проводить с учетом индивидуальных возможностей детей, 2. Занятия должны строиться с учетом диагноза заболевания детей. Так, С детьми, имеющими диагноз Ф-ФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи), желательно больше работать над развитием слуховых и зрительных, представлений, совершенствуя их двигательные навыки. С этими детьми занятия по программе обычно продвигаются быстро, и порой удается выполнить всю программу по пению и почти всю по движению. 3. Речь, музыка и движение должны быть очень тесно взаимосвязаны, Все это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к занятиям и пробудить его мысль и фантазию. Благодаря использованию представленных в настоящем издании материалов дети могут участвовать в различных инсценировках, спектаклях, создавать разноплановые образы посредством мимики, интонаций, жестов и движений, которые быстро узнают зрители. Уважаемые коллеги, автор желает вам успехов в работе и надеется, что предложенная методика поможет этому.
|