ОТ АВТОРА. Северо-Кавказский научный центр высшей школы
Северо-Кавказский научный центр высшей школы Южно-Российский государственный технический университет
ЗАГОРОДНЮК В.Т.
ИСТОРИЯ И ДИАЛЕКТИКА РОБОТОТЕХНИКИ И
РОСТОВ-НА-ДОНУ Издательство СКНЦ ВШ
УДК 621.865.8 (075.8) ББК-32.816
Печатается по решению редакционно-издательского совета Южно-Российского государственного технического университета Загороднюк В.Т. История и диалектика робототехники: Учеб. пособие.-Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 1999. С. 152 ISBN 5-87872-005-5
Пособие представляет собой изложение основных технических достижений человечества, которые взаимообусловили создание робототехники. Предназначено для студентов специальности 2103 "Роботы и робототехнические системы" и 0718 "Мехатроника" также для преподавателей, аспирантов и инженеров, работающих в области робототехники и мехатроники. Учитывая общий подход к рассмотрению истории робототехники как эволюции техники от простейших орудий труда к современным машинам и роботам, она может быть полезной для студентов и специалистов смежных областей машиностроительного и электромеханического профиля.
Рецензенты: Каф. «Информационныеи управляющие системы (РГАСМ, г.Ростов-на-Дону): Проф., д-р философ. наук Чуланов А.В. (каф. «Социология», ШИ ЮРГТУ)
Д-01-(03)-00 Без обявл. ББК 32.816 ISBN 5-87872-065-5 Загородкюк В.Т., 2000
ОТ АВТОРА Когда задаются вопросом: как получилось, что небольшой коллектив в общем-то рядовой кафедры, которой мне посчастливилось руководить четверть века, сумел стать средоточием и развитием последних достижений науки и техники, результаты которых получили признание научной общественности страны[1], я обращаюсь к истокам подвигнувших меня вместе с коллегами - соратниками взяться за решение самых сложных научно - технических задач. Как в отблесках молний всплывают воспоминания детских и юношеских лет. ... на пустыре, среди разлапистых лопухов и раскидистой бузины, мы, деревенские пацаны, ведем жестокие баталии, выясняя отношения между «красными» и «белыми». В самый разгар драки (извините - битвы), запыхавшийся «связной» - Вася - сообщает невероятную новость: в районном центре, на столбе возле базарной площади, тарелка человеческим голосом разговаривает. На следующее утро вся босоногая ватага двинулась пешком за 15 верст посмотреть на чудо. Да, не соврал Вася, действительно тарелка говорила настоящим чистым человеческим голосом. Изумленные мы заглядывали со всех сторон, чтобы выяснить кто же там говорит, но это еще не всё - голос-то, оказалось прислали аж из самой Москвы. Уже тогда возникла мысль: Кто? когда? и как? додумался собрать воедино мириады хаотичных волн в атмосфере, чтобы получить голос диктора за тысячи километров? В последующем такие мысли неотступно преследовали меня при каждом новом техническом открытии. ... Группа студентов-отличников в 1954 году была награждена поездкой в Москву на зимние каникулы, с бесплатным посещением театров и музеев. В политехническом музее нам демонстрировали последние достижения техники, что сопровождалось бурным обсуждением. По окончании лектор сказал: - а сейчас послушаем о чем мы беседовали. Поразительно! из ящика явственно воспроизводилась вся наша дискуссия,...удивительно! Кстати, ящик теперь магнитофоном называется. ... Мы, аспиранты и сотрудники, собираемся на квартире преподавателя нашей кафедры П.Г. Микитинского, который обзавелся новым чудом - телевизором, смотреть конкретные программы на светящемся экране размером в ученическую тетрадь. Тысячи лет! люди мечтали об этом, но воплощали эту мечту только в сказках (...свет мой, зеркальце, скажи...). А сейчас здесь, в Новочеркасске, мы смотрим и сами себе не верим, что это действо происходит в Большом театре Москвы. ...На кафедре сопромата я обсуждал одну из задач своей кандидатской диссертации, вдруг прекратились все радиопередачи для важного правительственного сообщения. Ура!...впервые в истории человечества!...гражданин Советскою Союза!...Юрий Гагарин совершил полет в космос!!! Далеко позади остались тогда и Америка и Япония в соревновании с могуществом науки и техники СССР. Было это 12 апреля 1961 г. И вновь та же мысль: как и кто сумел осмыслить и технически воплотить в жизнь то, о чем думали, но не смогли другие в течение многих столетий. Так родилась эта книга. 1. ВВЕДЕНИЕ 1.1.МАТЕРИЯ Мир, в котором мы живем и частью которого являемся - это материальный мир. Он состоит из различных предметов и процессов, которые превращаются друг в друга, возникают и исчезают, отражаются в нашем сознании, существуя независимо от него. Ни один из этих предметов, взятый сам по себе, не может быть отождествлен с материей, но все их многообразие, включая их связи, составляет материальную действительность. Все эти характеристики находят свое концентрированное выражение в диалектико-материалистическом определении материи. "Материя" есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Материя - это предмет объективной реальности, поэтому мир - материален. 1.2. БЫТИЕ Мы живем в этом мире. Мы и этот мир есть. Он существует, и мы в нем существуем. Все это обозначают термином – бытие. Бытие - философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективного мира, материи природы, а в обществе - процесса материальной жизни людей. Проблема бытия и сознания - основной вопрос философии. Объектами существования (бытия) является мир, материя, природа. Мир - это все, что нас окружает. Выделяют следующие различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы бытия: 1) бытие вещей (тел), процессов,которое в свою очередьделится на: бытие вещей, процессов, состояния природы; бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком; 2) быте человека, которое подразделяется на бытие человека в мире вещей к специфически человеческое бытие; 3) бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное; 4) о бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества. 1.3. ЕСТЕСТВЕННАЯ И ИСКУССТВЕННАЯ СРЕДА Наиболее общее представление о взаимодействии человека и природы позволяет получить понятие "окружающая среда". Принято различать естественную и искусственную окружающую среду. Естественная окружающая среда охватывает гео- и биосферу, т.е. те материальные системы, которые возникли и существуют вне и независимо от человека, но вместе с тем могут со временем стать объектами его деятельности для создания материальных благ. Процесс создания материальных благ называется производством. В естественной среде обитания человека выделяют две группы явлений: естественные источники средств жизни (дикие растения, плоды, животные и т.д.) и естественные богатства, являющиеся предметом труда (уголь, нефть, энергия падающей воды и т.д.). На ранних этапах развития общества наибольший интерес для людей представляли явления первой группы, однако в дальнейшем, по мере развития человека этот процесс переместился ко второй группе, ставшей одним из важнейших условий развития производства, а следовательно, и всего общества. Характер взаимодействия человека с естественной средой обитания, определяется, следовательно, не одной лишь природной компонентой, но и уровнем развития производства. Важнейшим результатом этого производства является создание искусственной среды обитания – того, что называют "второй природой". Она включает в себя не только неодушевленные предметы, созданные человеком, и не существующие в природе, но и живые организмы: растения, животные, выведенные или созданные человеком благодаря искусственному отбору или генной инженерии. Однако искусственная среда обитания не сводится к данной вещественной основе. Человек может жить и действовать лишь в системе определённых отношений. Эти общественные отношения осуществляются в определённых материальных условиях, в том числе искусственно созданных человеком, и вместе с последними и образуют среду обитания человека. Отношение человека к природе определяется через средства производства, которые являются продуктом его разума и труда. Система субъективных (человек) и вещественных (средства производства) элементов, выражающих активное отношение людей к природе, заключающееся в материальном и духовном освоении и развитии ее богатств, в ходе которого воспроизводятся условия существования человека и происходит процесс его развития представляет производительные силы. Главные производительные силы общества - люди, участники общественного производства - трудящиеся. Средства производства - совокупность средств и предметов груда, используемых людьми в процессе производства материальных благ. С помощью средств труда люди воздействуют на предметы труда. К средствам труда относятся машины и оборудование, инструменты и приспособления, производственные здания и сооружения, средства перемещения грузов, средства связи. Всеобщим средством труда является Земля. В средствах груда выделяются орудия производства (машины, оборудование и т.д.), которым принадлежит определяющая роль в средствах производства. Предметы труда - все то, что подвергается обработке, на что направлен труд человека; они даны либо природой (например уголь, руда, нефть) или же являются продуктами труда - сырым материалом (металл, хлопок, древесина и т.д.). В процессе производства материальных благ в обществе складываются определенные производственные отношения. Производственные отношения - совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления; выражают отношения собственности, которые обусловливают распределение средств производства, а также людей в общественном производстве (классовую структуру общества). Будучи социальной формой производственных сил, складываются в зависимости от характера и уровня их развития, в ходе которого между ними возникают противоречия, разрешаемые эволюционным или революционным путем. Добывание материальных благ определяется способом производства, который в свою очередь определяет характер данного общества. Способ производства - исторически определенный способ добывания материальных благ, единство производительных сил и производственных отношении. Основа общественно-экономической формации, смена одного способа производства другим происходит революционным путем. В ходе истории последовательно сменяют друг друга первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический способы производства. 1.4. СМЫСЛ ДИАЛЕКТИКИ Понятие диалектики (от греч. dialektike - искусство вести беседу, рассуждать) употреблялось в истории философии в разных значениях. Родилось оно в древнегреческой культуре, где с развитием античной демократии - стало высоко цениться умение полемизировать, доказывать, убеждать, обосновывать свою правоту и таким образом приобретать сторонников при обсуждении государственных, судебных и других дел. В конце V - в начале VI века до н.э. ведение диалога требовало уже большого мастерства и специальной подготовки. Согласно античным представлениям, искусство диалога предполагает, что его участники задают друг другу вопросы, стремясь понять альтернативные точки зрения и доказать преимущества своих собственных позиций. Рассуждение движется от одних утверждений, разделяющих собеседников, к другим, в которых с обоюдного согласия сглаживается категоричность их взглядов, сближаются, становясь более правильными, позиции. В результате преодолевается односторонность суждений, учитываются разные точки зрения, вырабатывается более верное понимание политических или иных событий, правовых, моральных норм и т.д. Под диалектикой понимали искусство спора, дискуссии, умение плодотворно развивать обсуждаемую тему. Практика общественной полемики получила философское выражение в учении Сократа, величайшего мастера диалога, выработавшего ряд общих приемов развития мысли в процессе полемики. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения и согласования различных и даже противоположных мнений. Он практиковал ведение бесед (диалогов) о смысле общих понятий (таких, как справедливость- мужество, красота). Целью этих бесед был переход от частных случаев использования понятий (красивая девушка, прекрасный кувшин, красивый конь; мужество в сражении, в гражданских делах) к искомым общим их определениям. Обобщив опыт Сократа, его ученик Платон представил диалектику как метод анализа и синтеза понятий, как движение мысли от многообразных конкретных их значений (случаев употребления) к общим понятиям- идеям,выражавшим, по его убеждениям, истинно сущее. 1.5. ИСКУССТВО ТВОРЧЕСКОГО СПОРА Накопленная в веках культура диалектической полемики - умения обсуждать сложные проблемы, выявлять, понимать, уточнять разные, порой противоположные точки зрения - имеет непреходящее значение. Не подавление, не духовное уничтожение оппонента, а стремление в ходе разрешения противоречий выработать правильный, обоснованный подход к сложным проблемам - таковы цель и назначение диалектики творческого диалога. Со временем было осознано, что приемы столкновений мнений и диалектического разрешения противоречий применимы не только в ситуациях живого спора реальных людей. Они важны также при анализе противоборствующих взглядов, позиций, направлений мысли, которые утверждались в разное время, в разных странах, социальных системах, культурах. Тексты и другие средства информации позволяют вступить в реальную или мысленную полемику с людьми, находящимися далеко или жившими задолго до нас. Возможен диалог поколений, эпох, культурных, национальных, политических. религиозных, философских традиций, школ. Схемы спора различных сторон воспроизводятся в общих чертах и в процессе поиска истины одним лицом. Постоянно зрело представление: творческое мышление диалогично по своей сути. Постигалось и то, что диалектика присуща не только человеческим размышлениям. Способ разрешения разногласий между людьми оказались незаменимым средством уяснения сложных ситуаций бытия, по поводу которых возникали споры. Навыки творческого спора помогают понять реальную многогранность и подвижность, изменчивость бытия. Эти черты реального мира подмечались давно, но при их осмыслении всякий раз возникали затруднения. 1.6.ПОНЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ Структурность материи, существование в ней определенного типа материальных систем предполагает взаимодействие как внутреннее, так и внешнее по отношению к каждому выделенному объекту. Взаимодействие приводит к изменению его свойств, отношений, состояний. Все эти изменения, рассмотренные в самом общем плане, представляют собой неотъемлемую характеристику бытия материального мира. Под движением материи нужно понимать не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Материя не может существовать вне движения. Любой ее объект существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводятся определенные типы движения. 1.7. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ДВИЖЕНИЯ Правомерно говорить о двух основных типах движения. Первый это движение, связанное с сохранением устойчивости предмета, его качества. Это движение, когда сохраняется качество предмета, но существует еще один тип движения, связанный с переходом от одного качества к другому с изменением качественного состояния предмета. Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, которые представляют собой особые качества, возникающие в результате преобразования исходного предмета. 1.8. ИДЕЯ РАЗВИТИЯ Идея развития складывалась в человеческом сознании на протяжении веков. Было время, когда представления о развитии как таковом вообще не существовало. Для этого недоставало конкретных знаний оразвивающихся объектах (геологических, биологических и др.). Античные диалектики, рассматривая космос как связное целое, больше всего интересовались процессом возникновения и превращения одних явлений в другие. Они считали, что становление предполагает взаимодействие и взаимный переход противоположностей: холодного и теплого, сухою и влажного, света и тьмы. многого и единого добра и зла, но правильно представляя мир непрерывно движущимся, изменчивым, а все явления взаимосвязанными, переходящими в друг друга, греки в то же время не смогли подняться до понимания развития как постоянного возникновения чего-то принципиально нового, необратимого. Это объясняется особенностями их культуры, мировоззрения. Они выдвинули концепцию круговорота: все постоянно, но имеет циклическую повторяемость. Понять развитие как процесс качественных изменений, появления принципиально нового по сравнению с прошлым можно было, только осмыслив время как особое объективное свойство окружающего мира. Шаг в этом направлении был сделан в средние века в христианской философии истории. Для христианского мировоззрения жизнь есть напряженное ожидание будущего (грядущего пришествия спасителя, мессии). Она устремлена вперед, как бы развернута от прошлого в будущее. Так, хотя и на идеалистической, религиозной основе, возникает представление о временной направленности, не повторяемости событий индивидуальной и общественной жизни. Ранний христианский философ и богослов Августин уподоблял историю общества человеческой жизни: младенчеству, детству, отрочеству, юности, зрелости, старости, смерти. Эта схема в известной мере преодолевала цикличность античной модели. Важный шаг к идее развития мира сделал Декарт. Бог, создавая мир, полагал он - дал ему импульс, толчок, подобно томукак часовщик, заводя часы, сообщает им движение. Получив этот импульс, природа начала "распутывать" первоначальный хаос, порождая новые формы. У Декарта понятие развития не распространялось на общество, но эпоха буржуазных революций заставляла задумываться и об этом, пробуждала интерес к истории. Французские просветители Вольтер и Руссо выдвинули идею исторического развития, включающего и этапы революционных преобразований. Кондорсе дополнил их взгляды о непрерывном прогрессе как преобладающей форме общественного развития. Движущими силами развития общества у всех этих мыслителей оказывались духовные факторы (моральные, религиозные и другие идеи). Синтез разных догадок и формирование теории развития были осуществлены в немецкой классической философии. Применив понятие развития к Солнечной системе и другим звездным мирам Кант, вместе с тем поставил вопрос и о развитии нравственности о социальном развитии человека. Его ученик Гердер предпринял первую попытку последовательного рассмотрения исторического развития народов и культур. Целостную концепцию развития, прежде всего исторического развития человечества с позиций объективного идеализма, разработал Гегель. "Гегелевский способ мышления, - писал Энгельс, - отличался от способа мышления всех других философов огромным историческим чутьем, которое лежало в его основе... Он первый пытался показать развитие, внутреннюю связь истории...". Учение Гегеля было выдающимся достижением мысли, существенно продвинувшим философское понятие развития. Вместе с тем оно явилось необходимой предпосылкой для следующего серьезного шага - разработки материалистической концепции развития. 1.9. ОПРЕДЕЛЕНИЕ "ТЕХНИКИ" Термин "техника" происходит от греческого слова "техне" - "искусство" или "мастерство", слово "техникос" означает владеющий искусством. Содержание понятия техники исторически менялось в соответствии с развитием производства. В период возникновения понятия техники основным в нем было индивидуальное искусство, мастерство. В условиях развития ремесленного производства центр тяжести переместился из области индивидуального искусства в область приемов, методов, рецептов, передаваемых от поколения к поколению. Что же такое техника? Исходным моментом для понимания техники является труд. Труд - целесообразная деятельность человека направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей. Труд сыграл решающую роль в формировании и развитии человека. Основными элементами процесса труда являются: целесообразная деятельность или сам труд, предмет труда и средства труда. Очевидно, что техника - это прежде всего средства труда. Технику можно определить как средства труда, развивающиеся в системе общественного производства. Техника - совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. Термин "Техника" часто употребляется также для совокупной характеристики навыков и приемов, используемых в какой-либо сфере деятельности человека. В "Технике" материализованы знания и опыт, накопленные в процессе развития общественного производства. Основное назначение "Техники" - облегчение и повышение эффективности трудовых усилий человека, расширение его возможностей в процессе трудовой деятельности, освобождение (частичное или полное) человека от работы в условиях, опасных для здоровья. Средства техники, применяются для воздействия на предметы труда при создании материальных и культурных ценностей; для получения, передачи и преобразования энергии: исследования законов развития природы и общества; сбора, хранения, обработки и передачи информации; управления производственными процессами: передвижения и связи; бытового и культурного обслуживания; обеспечения обороноспособности. Современная техника, характеризуется высокими темпами ее модернизации и автоматизации, унификацией, стандартизацией, интенсивным развитием энергетики, радиоэлектроники, химической технологии, широким использованием автоматики, ЭВМ и др. Достижения современной техники базируются на фундаментальных научных открытиях и исследованиях. Взаимосвязь и взаимодействие техники с наукой - один из главных факторов научно-технического прогресса и общественною развития в целом. 1.10. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ТЕХНИКИ В основе техники лежит использование законов природы. Вся история техники раскрывает диалектическое взаимодействие техники и естествознания. Решая тот или иной технический вопрос на основе уже открытых законов природы, человек вместе с тем открывает новые свойства вещей и тем двигает вперед естествознание. Познав в процессе практики законы природы, человек применяет и использует их посредством техники. Познав законы природы, умело применяя и используя их, люди увеличивают или ограничивают сферу их действия, обращают силы природы на пользу общества. Возможности техники зависят от степени познания законов природы. Современная техника и есть материальное воплощение накопленных человечеством знаний в борьбе за покорение сил природы, за господство над ними. Но использование достижений естествознания есть лишь одна сторона техники. Другой важной стороной техники является общественная основа ее развития. Законы развития техники нельзя понять лишь с позиций естествознания. Естествознание лишь показывает возможные варианты разрешения технических вопросов, а общественные условия определяют направление, объем, и темпы их разрешения. Техника, являясь элементом производительных сил, неразрывно входит в способ производства, включающий и производственные отношения. Только исхода из производственных отношений общества, можно понять пути и темпы развития техники. От экономических условий зависит и реализация изобретений. Истории техники известны случаи, когда люди, одаренные проницательным умом, раньше других поняв насущные потребности производства, выдвигали на основе известных им законов естествознания решения, открывающие новые возможности для развития производства, но эти изобретения оставались нереализованными в современных им социально- экономических условиях. Исходя из своеобразия техники, ее связи с законами природы и законами общества, можно подчеркнуть по крайней мере три особенности ее развития. Первая особенность техники состоит в том, что хотя ее развитие и подчиняется экономическим законам данной общественной формации, но в отличие от других экономических явлений ее развитие не прекращается при смене одного общественного строя другим. Более того, техника как элемент производительных сил на определенной ступени вступает в противоречие с существующими производственными отношениями, поскольку они из формы развития производительных сил превращаются в их оковы. Когда старые производственные отношения в процессе социальной революции подвергаются слому, техника остается и, подчиняясь экономическим законам нового общественного строя, получает дальнейшее и более бурное развитие. Второй особенностью техники является то, что глубокие революционные преобразования техники происходят не в порядке взрыва, а путем постепенного накопления элементов нового качества с одновременным отмиранием элементов старого, причем это относится как ко всей совокупной технике, так и к технике отдельных конструкций. Переход от ремесленной к машинной технике был подлинной революцией, но он был осуществлен не в результате взрыва, мгновенного слома старой, ремесленной техники и внезапного возникновения новой, машинной техники, а занял целый исторический период с последней трети XVIII в. до 70-х годов XIX в. В этот период машины постепенно внедрялись во все основные отрасли народного хозяйства. В то же время постепенно отмирали старые виды техники. Третья особенность техники заключается в том, что техника в своем развитии прямо и непосредственно связана с законами естествознания, тогда как экономические явления связаны с законами естествознания через посредство техники. Техника реально развивается лишь в той степени, в какой она способствует этим законам, независимо от того используются ли они в технике бессознательно, как это было на первых стадиях ее развития, или сознательно, как это происходит сейчас. Яркий пример обреченности всяких попыток решать ту пли иную техническую задачу при игнорировании законов естествознания дает нам история многочисленных попыток создания вечного двигателя ("перпетуум мобиле"), который, будучи раз пущен в ход, совершал бы работу неограниченно долгое время, не заимствуя энергию извне. Идея такого двигателя стоит в непримиримом противоречии с законом превращения и сохранения энергии. И, хотя на его создание многочисленные изобретатели затратили несколько столетий, их неизменно ждала неудача, поскольку сама идея вечного двигателя находится в противоречии с законами природы. 1.11.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА ИСТОРИИ ТЕХНИКИ История техники есть наука, показывающая развитие средств труда в системе общественною производства как в связи с формами и приемами труда, так и особенно в связи с объектом (предметом) труда. С точки зрения естественных наук история техники показывает, как человек все больше и глубже овладевает законами природы, обеспечивая более глубокое и разностороннее использование и применение вещества и энергии природы. С точки зрения социальной история техники вскрывает общественные движущиеся силы, общественные условия развития техники и показывает роль отдельных творцов техники. 1.12.МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСТОРИИ ТЕХНИКИ
1.12.1.Диалектический материализм и техника
Методологической основой истории техники является диалектический и исторический материализм. За последние годы учеными мною сделано для исследований особенностей проявления основных законов диалектики в развитии природы н общества. Меньше в этом отношении было уделено внимания диалектике технического развития, хотя из всех сфер человеческой деятельности деятельность в области техники приобретет в наши дни поистине гигантский размах. Все большее количество людей в той или иной степени призвано решать технические вопросы производства, совершенствовать техники производства. Огромное количество ученых занято техническиминауками. Техника вторгается все больше в жизнь и быт человека. Человек имеет дело с двумя видами явлений: явлениями природы и явлениями общественной жизни. Как ни велико влияние человека на явления природы - они развиваются по своим законам. В них по-своему проявляются законы диалектического развития, причем по-разному для явлений, изучаемых механикой, физикой, химией, биологией, для макро и микромира. По-своему проявляются законы диалектики в общественной жизни. Что же из себя представляют технические явления? Можно сказать, что это своеобразная третья сфера, с которой соприкасается человек наряду с природой и общественной жизнью. Природа, общество и техника - вот мир, окружающий человека. Техника по своему характеру, по законам своего развития может быть выделена в качестве самостоятельной области явлений. Действительно, как самое маленькое, так и самое большое техническое решение имеет смысл только в силу реализуемых в нем законов природы, но признание органической связи техники и естествознания раскрывает только одну сторону техники. Наряду со сходством техника имеет и решающие отличия от естествознания. Законы естествознания говорят лишь о потенциальных возможностях техники, а ее развитие определяется законами общества. Тем самым техника может быть рассматриваема как область, развивающаяся на стыке естествознания и общественной жизни. Только в свете этих качеств можно рассматривать проявление законов диалектики в развитии техники. Возьмем для примера закон единства и борьбы противоположностей в технике. В технике имеется два вида противоположностей: техника и общественные условия ее применения и борьба взаимоисключающих противоположностей в самой технике. Техника, как элемент производительных сил, на определенных этапах развития общества входит в противоречие с общественными условиями ее развития, что ведет к изменению производственных отношений и к самому собственному изменению техники. Более сложно единство противоположностей и их борьба проявляется в рамках технологических процессов и конструкций. Если расположить любые машины в ряды по основному эксплуатационному показателю (скажем, мощности или производительности) и проследить изменение других показателей - грузоподъемность, скорость, усилие, прочность и т.д., то можно найти параметры, которые будут изменяться в противоположную сторону. На каком-тоэтапе это исключит развитие машины в данном направлении. Если сопоставить эти данные с экономичностью машины, то можно увидеть, как с ростом противоположности различных изменений будет уменьшаться эффективность работы машины. Экономический показатель в этом случае в сводном виде иллюстрирует проявления закона единства и борьбы противоположностей. Анализ техники позволяет раскрыть качественную,но и количественную сторону внутренних противоречий. Закон единства и борьбы противоположностей связан с такими категориями, как количество, качество, переход количества в качество, скачок и др. Изучение ряда машин, имеющих одно назначение, например транспортных (паровоз, тепловоз, электровоз, газотурбовоз), показывает, что в начале КПД этих машин растет быстро, а затем кривая, характеризующая изменения КПД, изменяется по закону асимптоты. Выполаживание кривой является как бы признаком исчерпания возможностей одних машин, показателем близкого скачка. Интересно проследить диалектику развития металлообрабатывающих станков. Внутренние противоречия этих машин приводят к тому, что по мере совершенствования металлообрабатывающих станков понижается эффективность обработки металла резанием (обработка точкой) и осуществляется переход к новому виду машин, где обработка осуществляется протяжкой, прокатом (обработка линией). Дальнейшее развитие машин через свои внутренние противоречия ставит задачу перехода к обработке поверхностью (штампы), а в перспективе - к обработке по всему объему того или иного изделия (использование процессов внутренней кристаллизации). Все это раскрывает скачки в развитии конструкции группы машин, связанные с радикальным изменением оборудования, технологии, природы процессов. Для техники большое значение имеет проблема содержания и формы в развитии конструкции машин и технологических процессов. Содержание определяет техническую форму, которая соответствует содержанию, способствует более глубокому использованию до научных законов, положенных в основу той или иной конструкции технологического процесса, но форма в технике часто консервативна. История техники показывает, что новое часто облекается в старую форму, отрицательно сказывающуюся на реализации возможностей новых принципов, новых идей и проходит порой значительное время, пока форма усилиями конструкторов, не приводится в соответствие с новым содержанием. 1.12.2.Методологические требования к истории техники Кроме методологических проблем, связанных с пониманием природы техники и выявлением специфических форм диалектического развития техники есть ряд методологических вопросов, касающихся истории техники как науки, раскрывающих построение и изложение ее истории. История техники должна удовлетворять следующим требованиям. История техники как наука, должна дать возможно разностороннюю и глубокую картину действительного объективного хода технического развития. Для этого необходимо чрезвычайно основательное знакомство с фактическим материалом, углубленное, разностороннее, максимально конкретное изложение истории техники в хронологической и географической последовательности. Следующее требование: установление закономерностей технического развития является обязательным условием при изучении истории техники на основе фактического материала. Показывая закономерность технического развития, история техники должна проследить единство этого развития, вскрыть, как в процессе производства человек научился открывать все новые и новые свойства вещей, как благодаря этому он научился познавать законы природы, овладевать ими, обеспечивать рост производительной силы труда. История техники вскрывает связь между техникой и наукой, показывает, как под влиянием практических потребностей формируются научные положения и как наука затем двигает технику. История техники демонстрирует, как развитие производства, техники и науки способствовало формированию законов мышления и научных методов исследования. Именно промышленность и техника постоянно разрушают представления, начиная от суеверий первобытных людей и кончая всеми последующими идеалистическими потребностями. История техники показывает, как на основе расширения производственного опыт создаются предпосылки для правильного разрешения основных философских проблем об отношении мышления к бытию. Историю техники излагают в рамках определенных этапов развития. Принимая за основу истории техники периодизацию по общественно-экономическим формациям, какой т
|