Отношения философии с другими формами познания и культуры
Ф-фия сопряжена с другими областями к-туры. надо сопоставить ее с наук, искус, религ и идеол. Функции ф-фии в науке действительно огромны: интеллектуальная разведка, обобщения, интеграция знаний, теоретичность, прогноз, вклад в правильную постановку проблемы, уяснение общих оснований кул-ры и науки. Однако ф-фию нельзя свести к научному знанию. Ф-фское знание имеет мировоззренческую окраску, в то время как науке безразлично многие моменты ее деятельности. Хотя ф-фия и наука - разные формы общ. сознания, между ними существует тесная взаимосвязь - как актуальная, так и генетическая. Ф-фию нельзя отождествлять с наукой, но можно говорить о научности ф-фии. Это справедливо, хотя в отношении не всех ф-фских систем. Как специализированное теоретическое основание мировозз. ф-фия обладает рядом несомненных признаков научного знания: 1. Системностью, 2. Фиксированием в логических категориях и законах, 3. Доказательностью. Ф-фия всегда обращ к достижениям других наук, опираясь на которые она строит общую картину мира. Исходным началом ф-фского анализа, исследования, изучения становятся. результаты богатого и разнообразного опыта духовно-практическогоосвоения чел-ком действительности (обыденного, религ-мифологического, художес, научного). Ф-фия как бы сводит воедино все знание о единичном, конкретном, особенном, специфическом, закономерном в обобщ отраж дейст-сти. Соотношение ф-фии и искусства. Если наука выражает общечеловеческую истину в общей форме, ф-фия - в обобщенной форме истину индивидуальную, то искусство - область кул-ры, в которой индивидуальная истина предстает в форме события. И-во - это творение нового дух-го мира, а ф-фия - определения и творения смысла его. Художник как ф-ф выражает свои идеи, но главное в его деятельности созд. образа (символа). Полностью отождествлять ф-ию и искусство мы не вправе. Однако, искусство ф-фично, когда создаваемый им мир начинает жить своими оригинальными ф-ими проблемами. Хотя всякая ф-кая система включает в себя элемент веры, но в отличие от религии, ф-фия всегда стремилась рационально обосновать свою веру. Ф-фии характерна критичность: каждая фи-ская система, кажды ф-ф критически относится к своим предшественникам. Сколько ф-фов - столько и ф-фских позиций. У кажд. своя вера. Главное достижение ф-фии - развитие представлений об идее как таковой. Но, когда от идеи как таковой переходят к конкретной идее, которую пытаются внушить всем, то это уже идеология. В своей навязчивости и безапелляционности идеология - «ложное сознание», в своей проблематичности - социально-политическая конкретизация ф-фии. Ф-фия обращается ко всем и несет общечеловеческие ценности вне различий классов и наций. Идеология обращается к определенн слоям населения и защищает их. Поскольку ф-фия дает истину в обобщен форме, ее легче использ для идеологич подавления. Не сводимость ф-фии к науки и религии следует и из того, что ф-фия есть взгляд на мир как единое целое, а наука и религия представляет собой определенные проекции на этот мир. Всепричастность ф-ии причиняло ей много неприятностей. В ср века она занималась оправданием теологии. В Новое вр была служанкой науки и служила делу рационалистич. познания. Мифологию, ф-фию и науку в качестве трех ступеней познания, последовательно сменяющих друг друга, впервые представил О.Конт. Как три различных направления мысли, существующие вместе, рассматривал К.Ясперс.
|