Предмет философии
Само слово «ф-ия» восходит к Пифагору. Буквально оно означает любовь к мудрости, т.е. любомудрие. Чел-к испытывает духовную потребность в том, чтобы иметь целостное представление о мире. Ему необходимо также получить ответы и на вопросы, которые выходят за поле науки и не могут быть ею даже осознаны. Вместе с тем чел-к не способен заглушить в себе эти вопросы, сделать вид, что они не существуют, практически их игнорировать. Для чел-ка как разумного существа важнее любой представляется решение вопросов о Том, что же такое наш мир в целом, какова его основа, имеет ли он какой-либо смысл и разумную цель, имеют ли какую-либо цену наша жизнь и наши деяния, какова природа добра и зла, и т.д. Словом, чел-к спрашивает и не может не спрашивать не только как, но что, почему и зачем. На эти последние вопросы у науки нет ответа, точнее, она их и не ставит, и не может разрешить. Разрешение их лежит в области ф-го мышления. Ф-ия дает систему знания о мире как целом. Она интегрирует эти знания, беря их в самом общем виде и строит систему знания о мире как целом, об отношении чел-ка к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности и т.п Ф-ия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания, о сущности и развитии Человеческого общества, учение о чел-ке и его бытии в мире, теорию познания, проблемы творчества, этику, эстетику, теорию кул-ры и, наконец, свою собственную историю, т.е. историю ф-ии, которая являет собой существенную составляющую предмета ф-ии.Так исторически сложился предмет ф-ии, т.е. круг ее специфических разделов и проблем. Все эти разделы образуют некое едино-цельное образование, в котором все составляющие, тесно переплетаются друг с другом. Предмет ф-ии — не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Ф-ия нацелена не на то, "чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы, преодолевая эти границы, понять их внутреннюю связь и единство. Таким образом, основные усилия осознавшей себя ф-фской мысли, начиная с Сократа, направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия. Уникальность и смысл бытия чел-ка в мире, отношение чел-ка к Богу, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, социальная ф-ия и ф-ия истории, а также история самой ф-ии — таковы, говоря предельно кратко, фундаментальные проблемы (или разделы) ф-фской науки, таково ее предметное самоопределение.
|