Культ-истор типы философии
В истории мир-й ф-ии ставились и решались разные проблемы по-разному. Эта история мысли охватывает > 2,5 тыс лет. Ф-кое наследие актуально по сей день, имеет непреходящую ценность. Генезис ф-ии связан с ее миф-еской стадией. Первые исторические типы ф-ии - это ф-ия Др Востока. К ней относятся индийская ф-ия, дрегипетская ф-кая мысль, китай ф-ия. В значительной степени этот период либо был близок к мифологии и религии, либо к народной традиции. Генезис ф-ии - одна из важнейших ф-фских проблем. При изучении ее ф-ия опирается на генетический метод анализа, т.е. метод изучения явлений, основанный на изучении их происхождения и развития. Генетический метод является одним из элементов диалектического метода в ф-ии. На рубеже 4-3 тыс. до н.э. на территории Месопотамии и Египта появ письменность. Однако, согласно первым письменным источникам, поначалу еще не было целостных ф-фских систем с каким-либо понятийным аппаратом. В них не отражена проблематика бытия существования мира (онтология), нет четкости в вопросе о возможностях познания мира (гносеология), а также – в проблемах ценности бытия (аксиология). На эту ступень развит вышли лишь античн мыслители, кот и стояли у исток европейского ф-го мышления. До античной ф-ии вообще не было развитых ф-фских систем. Антич ф-ия - след историч тип ф-ии после ф-ии Древнего Востока. Это начало собственно ф-ии. Именно античная ф-ия лежала у истоков европейского ф-го мышления. На античную ф-фию еще в значительной степени влияла миф-гия, однако, со временем ее развития это влияние ослабевало, и место мифологии занимала наука. Впервые в античной ф-ии возникли первые теоретические системы онтологии и гносеологии, стали складываться научные представления о мире и чел-ке. В этот исторический период развития ф-ии стало очевидным, что традиционные мифологические представления недостаточны для объяснения бытия. Они оказались неспособными удовлетворит новые мировоззренческие запросы. Изменились соц-эк условия, рушились старые формы связи между людьми, которые требовали от индивида выработки новой жиз позиции. Ф-ия – мировоззрение, кот одно из первых давало ответ на подобные требования эпохи и ее кул-ры. Ф-ия рекомендовала чел-ку обратиться не к привычке и традиции, а к собственному разуму. Отношение отец-сын постепенно заменялось отношением учитель-ученик. Ф-ф говорил ученику: не принимай все на веру, думай сам. Место традиции заменяло обра-ние. С возникновением ф-ии ф-ции отца и родовых отношений вообще ставились под сомнение. Возникла вражда между родом и ф-фией. Можно сказать, что она продолжается, и по сей день. Родовая нравственность вступила в конфликт с нравственностью личности. Культура эпохи породила новый конфликты: семья-личность, род-государство. Эта ф-ия отразила трагическое противоречие между традицией, традиционными ценностями и новыми отношениями: формированием права и гос-ва. Среднев ф-ия развивалась в тесной взаимосвязи с религиозной формой сознания, господствующей в тот исторический период. Ф-ия эпохи Возрожд (XV-XVI вв.) формировалась под сильным воздействием искусства. Именно тогда началось новое прочтение античной литературы; эстетический подход играл большую роль в формировании взглядов гуманистов. Ф-ия Нового вр (XVII в.) ориентировалась, главным образом, на науку. Причем, под наукой понимали экспериментально-математич естествознание. Это существенно отличалось от антич и средневек науки, еще не знавших эксперимента. Появляются научные труды по исследованию и обоснованию эксперимен знания, логики науки. Уточняется и само понятие “наука”. Ф-ия эпохи Просвещ (XVIII в.) строилась на критике религии, теологии, ее важной функцией явилась идейная подготовка Французской революции. Большое значение придавалось разуму как двигателю общественного прогресса. Ф-ия Возрожд, Нового вр и Просвещ – это исторический период развития европейской ф-фской мысли. Следующий период европейской ф-ии - ф-ия ХIХ в. - дал человечеству таких гигантов мысли, как Гердер и Кант, Гегель и Фейербах, Фихте и Шеллинг. Ф-ия ХХ-ХХI в.в. хар-ся новым этапом западноевропейской и русской ф-ии. В ХХ в. появились ф-фские учения, посвященные проблемам чел-ка, его судьбы, сущности существования, жизни и смерти, морального выбора и свободы. Это ф-ия экзистенциализма и неофрейдизма. Это учения ф-ии жизни, феноменологии и ф-го мистицизма. В противовес ф-ии иррационализма и мистицизма формировались учения ационалистической ф-ии: позитивизма и неопозитивизма, прагматизма и неопрагматизма. Новая эпоха с ее ценностями и представлениями отразилась в ф-фских учениях современности. При всем своеобразии этапов ф-ии в разные периоды в развитии мысли сохранялась и преемственности, что позволяет говорить о единстве историко-ф-го процесса В истории ф-ии отражались требования эпохи и рождение новой кул-ры. чел-ку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни. Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся ф-фских знаний об окружающем мире и чел-ке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, чел-ка, природы и общества.
|