Студопедия — МОСКВА 1 9 5 8 15 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

МОСКВА 1 9 5 8 15 страница






Ниже приводится схема кода для гласных (табл. 1). В качестве примера взято произнесение а, при этом 1 обозначает включение данной группы синергии, а 0 — обозначает отсутствие нервного импульса или торможение. Эта схема в части расположения мест в ротовом резонаторе составлена на основе общеизвестных в фонетике наблюдений. В части же глоточного резонатора и энергетической системы она опирается на факты, изложение и объяснение которых дается в третьей части нашей работы. В контексте данной главы рассматривается лишь кодовый принцип передачи сигнальных значений с одних несущих сигналов на другие, т. е, переход от ряда речедвижений к акустическому ряду. Схема применительно к произнесению простого слога а читается так. Язык при произнесении гласных может занять три места по ряду (переднее, среднее и заднее) и три места по подъему (верхнее, среднее, нижнее). Губы могут быть напряжены и несколько сближены ила ослаблены (лабиализация). При произнесении а язык получает положительный импульс на задний ряд и нижний подъем (единицы в соответствующих клеточках). Во всех остальных местах — нулевой импульс. Глоточная трубка при произнесении гласных русского языка меняется по объему в шести ступенях. При произнесении а она является наиболее узкой. Это значит, что все три сжимателя глотки (верхний, средний и нижний) получают импульсы на максимальное сжимание и соответственно минимальный объем трубки, поэтому единица поставлена в клеточке минимального объема. Дополнительно к этому глоточная трубка в пределах каждого объема может модулировать, изменяя громкость звука и образуя слоговые кванты. Это обозначено на 'схеме прямоугольником с надписью «Квантование». Носоглоточный резонатор не модулирует, поэтому ему отведена только одна клеточка (место). Он может быть или включен (путем отхода нёбной занавески кпереди), или выключек (путем отхода ее кзади). При произнесении русского а носоглоточный резонатор выключен, поэтому в клеточке поставлен нуль. Генераторная система состоит из двух отделов — голосового и шумового генераторов. При произнесении гласных всегда включен голосовой генератор (+) и выключен шумовой (•*—). Соответственно в клеточке голосового генератора поставлена единица и нуль в клеточке шумового. При произнесении же согласных всегда включен шумовой генератор^ но может дополнительно включаться и голосовой. Кроме того, голосовой генератор при произнесении гласных производит квантование звука по шкале частоты от 80 кол!сек до 1100 кол/сек. Энергетическая система состоит из двух отделов: в одном из них посредством перекрытия воздухоносных путей регулируется количество подаваемого воздуха, в другом отделе путем опускания и поднимания диафрагмы и межреберных мышц регулируется сила воздушного давления. Соответствующие факты, документирующие эти соотношения, будут приведены в главе о речевом дыхании. Энергетическая система выполняет преимущественно функцию квантования, но так как при образовании каждого из элементов статики речи необходимы, как видно из схемы, разные аэродинамические условия, то на каждом из звуков речи соотношение отдела А и Б постоянно. Это значит, что при включении определенных мест, показанных на схеме, подается определенная порция воздуха, которой сообщается определенная степень сжатия, что обозначено в клеточках 1, 2, 3...6... и «подъем», «опускание». При произнесении а подается наименьшая порция воздуха. Диафрагма совершает непрерывное слоговое движение вверх и вниз, разное, в зависимости от СХЕМА КОДА ГЛАСНЫХ (РУССКОГО ЯЗЫКА) Случай произнесения а Таблица 1               (! Язык Губы         Ряды Подъем       Ротовой резонатор передний средний задний верхний средний нижний         0 0 1001 0     Резонаторная система   Объем и форма       резонатор 123456.,, Квантование         1 00000     ! Носоглоточный резонатор Нёбная занавеска 0       Г олосовые связки Шумовой генератор     Генераторная 1 Квантование '' —     система   1 0         1 °     Энергетическая А. Воздухоносные пути (Гладкие мышцы) Степень открытия Б. Внешнее дыхание (Поперечно-полосатые мышцы: межреберные, диафрагма)     система 1 '2 3 4 56 Подъем i Опускание       1000 0 0 1 | 0 1 фаза         ! Квантование! 0 10!.................; z фаза             состава звуков в слоге. Соответственно на схеме даны две последовательные фазы (1 и 2). Величина подъема и опускания диафрагмы условно обозначена цифрами в десятизначной шкале. При произнесении слога а диафрагма в первой фазе поднимается на 1, во второй фазе опускается на 10. Явление парадоксального движения, диафрагмы будет в дальнейшем разъяснено специально. Слово составляется из двух наборов звуков — гласных и согласных. Они следуют друг за другом и могут смешиваться лишь в квантах слога. Так как они отбираются, так сказать, из разных касс, то и кодовая схема их различна. При произнесении согласных (табл. 2) ротовой резонатор и шумовой генератор совпадают. Турбулентность, появившаяся в воздушно-й струе, проходящей через узкую щель или образующейся после взрыва затвора, генерирует звук, а свободное пространство рта и глотки является резонатором. Как будет показано дальше, резонанс пооисходит даже при взрыве губ на б — во рту и в глоточной трубке, 'так как трубка на всех согласных принимает совершенно определенную форму. При произнесении звука, например с, единица будет в первой клеточке схемы шумового генератора. В остальных местах — нули. В глоточном резонаторе единица будет в 4-й или 5-й клеточке (точное установление этих мест в глоточном, резонаторе пока затруднительно). В клеточках схемы носоглоточного резонатора и голосового генератора будут нули, в энергетической системе, в зависимости от квантования слоговой позиции, будут заняты единицей 6-я—9-я клетки. Если же будет произноситься звук с', т. е. с мягкое, то в ротовом, шумовом генераторе, кроме места 1, единицей будет занято место 5, так как язык при смягчении средней частью спинки дополнительно поднимается к твердому нёбу (йотирование). Если произносится просто / (/ß-я), то единица будет только на пятом месте. При мягком с в схеме глоточного резонатора единица сместится с клеточки 4 или 5 на клеточку 10 или 12, т. е. произойдет расширение глоточной трубки. Соответственно усилится подача воздуха. При произнесении так называемых аффрикат, например ц, единица появится в схеме шумового генератора сперва в клеточке 2, потом здесь будет нуль, и единица появится в клеточке 1. Это значит, что смычной затвор перешел в щель, в этот момент возникает определенного типа турбулентный поток воздуха. Глоточный резонатор совершит также смену двух форм, и единица перескочит с низкого номера на более высокий. При произнесении м в схеме шумового генератора единица будет на клеточке 10, там же, где и при произнесении я, но затвор не прорвется, так как в клеточке носоглоточного резонатора будет также единица. Это значит, что воздух будет выходить не через рот, а через открытую носоглотку. При произнесении p (дрожащее) в шумовом генераторе единица и нуль будут появляться попеременно в клеточке 2, вследствие чего затвор будет то появляться, то исчезать и при включении голосового генератора возникнет дрожащий звук. Таким образом, в данном случае будут включены оба генератора и произойдет многократная смена единицы и нуля в клеточке 2. Соотношение щель — затвор является дизъюнктивным. Это значит, что оно может быть выражено через: или щель, или затвор, при этом возможны три случая: а) есть щель и нет затвора; б) нет щели и есть затвор; в) есть щель и есть затвор. Последний случай осуществляется, например, при произнесении л (ложка) —центральная часть языка образует затвор с зубами, а боковые части — щель. В таком случае единица будет подана в клеточку 1 и 2 одновременно, но на разные группы мышечных синергии языка. При произнесении согласных диафрагма поднимается и опускается по-разному на каждом звуке. При этом следует учитывать положение согласного в слоте (открытый, закрытый). На Ротовой резонатор и ротовой, шумовой генераторы Глоточный резонатор Носоглоточный резонатор Голосовой генератор СХЕМА КОДА СОГЛАСНЫХ (РУССКОГО ЯЗЫКА) Случай произнесения б Таблица                                         i -...... -------     Язык       Губы     передний ряд   средний задний губы и губы гу(     зубные нёбные щель затвор щель затвор щель затвор ще;     щель затвор щель затвор             Объем и форма     1 0 • • •   за-;     Кванто! ние                                         Нёбная занавеска III Голосовые связки Ш А. Воздухоносны епути Б. Внешнее дыхание (Гладкие мышцы) (Поперечно полосатые мышцы, межреберные, диафрагма) Степень открытия                               Энергетическая   • - • « «       система                                                   1Сг> Q ОТ/ЛИ QUÏ.TO                                                 Подъем Опускание 1 фаза 2 фаза                     схеме записано произнесение простого слога бъ, где в»первой фазе показан большой подъем на 7 единиц и слоговое опускание на 10 единиц (полное опускание) во второй фазе. Аналогичным способом может быть разобрано положение единиц и нулей для каждого из мест трех эффекторных систем соответственно произнесению любого звука данного языка. Если же принять во внимание номер квантования, то может быть определена позиция и степень слоговой силы любого из слогов слова в данной фразе. Приведенные две таблицы отчетливо показывают, в чем заключается сущность механизма речи. В этих таблицах засечен момент стыка анализа и синтеза. К системе мышц подходит раздробленный поток нервных импульсов. Каждая из указанных в отдельных клеточках группа мышечных синергии обладает только двумя степенями свободы и соответственно этому может узкоспециализированно выделить в общем синтезируемом составе звука только один 'Определенный компонент. Комбинация клеточек позволяет сочетать эти компоненты, так сказать, складывать их или вычитать из общего состава возможного сложного звука и, кроме того, квантовать по сетке уровней. В этом и состоит синтез звуков на выходе речевых эффекторов. Энергия не растекается беспорядочно, а направляется по точно определенным каналам, выполняя всякий раз точно определенную рабо'гу. В сочетаемых звеньях системы механизма складываются и вычитаются степени свободы каждого звена,. Гоборящии А Синтез предмет-ных значении Синтез предмет-}^   ных значении К\х Слушающий ' речедых ЭФфектород Синтезированный акустический эффект Слухобой прием Рис, 1. Схема процесса общения Таким образом, только разложив на элементы запущенную из центра систему нервных сигналов, можно заново восстановить эквивалентную ей систему, обладающую такими же дифференцировочными противопоставительными компонентами, которые были выделены корковым анализом и синтезом. Для получения эквивалентности необходимо кодирование, так как один вид энергии переходит в другой, а несущие значение сигналы заменяются другими сигналами, которые должны нести такое же сигнальное значение. Особое внимание следует обратить на то, что в процессе речи ее элементы дважды анализируются и дважды синтезируются. Это специфическое свойство процесса общения схематически может быть изображено так, как оно дано на рис. 1. Говорящий из состава усвоенного лексикона (что на рисунке не показано) отбирает определенную группу слов, которая распадается на раздробленные сигналы речедвижений. На выходе речевых эффекто- ров, в процессе смены речедвигательных сигналов акустическими,, они синтезируются и передаются в таком виде слуховому анализатору..Здесь снова, при переходе на новые несущие сигналы, происходит дробный анализ и в дальнейшем корковый дополнительный анализ и синтез» Синтез предметных значений у 'Говорящего и слушающего должен быть тождественным. Все остальные стадии анализа и синтеза эквивалентны. Наличие двойного анализа и синтеза выделяет речевой процесс среди других видов человеческой деятельности. Так, например, при зрительном восприятии вещей в оптическом рецепторе тоже происходит 'первичный анализ и синтез признаков пространства, цвета и освещения. В корковой части синтез продолжается и завершается синтезом этих признаков. Однако вторичного анализа и синтеза при зрительном восприятии не происходит. То же можно сказать про тактильный и двигательный анализаторы в целом, а также и про другие анализаторы. Только в том случае, когда возникает задача передачи зрительного образа от одного человека к другому, появляется необходимость вторичного анализа и синтеза признаков передаваемого целого. Такой процесс осуществляется, например, в деятельности художника. Конечно, самый механизм передачи совершенно иной, чем при речи, хотя в конечном счете передача зрительного образа не может осуществиться без участия речи. При слепоглу-хоте двойной анализ и синтез вырабатывается в обучении через кожный анализатор, при.этом кожнодвигательный ряд элементов становится эквивалентным акустическому речевому ряду. Из изложенной в этой главе концепции вытекают два весьма важных вывода—'Один о сигнальных заменах, другой о соотношении анализаторов в механизме речи. IL Сигнал, несущий определенное значение, не является только носителем и переносчиком, он выполняет аналитико-оинтетическую функцию. Именно вследствие этого он и становится переносчиком. Определенная группа материальных сигналов может выполнить лишь определенные сигнальные аналитико-синтетаческие функции. Как только они выполнены, эти сигналы могут быть заменены другими сигналами, сохраняющими результат (произведенного анализа и синтеза. Так, после анализа признаков звука составляется новый значимый элемент, несомый этими звуками, — слово. Теперь звуки могут быть заменены буквами, электрическими сигналами или числами. Как только из слов будет составлено одно простое сообщение, оно, как простой элемент, может быть заменено общим словом-синонимом, схемой (например, карта), вещью или изображением (например, дорожные знаки). Целая группа сообщений составляет снова один элемент, например книга может быть замещена аннотацией. Однако сообщение может быть принято (понято) лишь после того как снова, возвращаясь по ступеням замен, будет восстановлен первич-> ный звуковой анализ и синтез. При чтении текста, составленного из букв, слова будут приняты лишь после того, когда будет узнано то же произносимое слово. Больше того, все элементы слогового и фразового квантования должны быть восстановлены, для того чтобы понять, ч'то именно выделено в сообщении и что ослаблено, редуцировано. Это явление внутренней интонации играет исключительно важную роль как при чтении про себя, так и при составлении письменного текста 1. Телеграф при помощи электрических сигналов передает лишь буквы, а читающий телеграмму узнает в ней звучащие и произносимые слова, которые сообщают ему о радости и горе. Известно много поучительных в этом отношении анекдотов о том, как разное интонационное прочтение меняет смысл сообщаемого в телеграмме. Сигнальные замены возможны только там, где закончилась определенная ступень анализа и 1 Некоторые наблюдения по этому вопросу изложены в работе автора «Развитие письменной речи от III до VII класса», «Известия АПН РСФСР», вып. 78, 1956. 3* 131 l синтеза и из комплекса образовался простой элемент, который сам теперь может вступить в новый комплекс. 2. Есть все основания считать, что местом образования и накопления слов является речедвигательный анализатор. Слуховой анализатор лишь контролирует способ образования слов, но не содержит их в себе. Только то слово может быть принято и узнано, которое уже образовано и двигательные следы которого хранятся в речедвигательном анализаторе. Незнакомое слово должно быть, под контролем слуха, предварительна усвоено речедвигательным анализатором. Это общее положение имеет практически очень большое значение при обучении родному и иностранному языку, при усвоении орфограмм и вообще для понимания разных видов речевого процесса. Для человека, 'приступающего к изучению немецкого языка, какое-либо слово, например Standpunktskoordinaten, будет принято лишь после расчленения его звуковых и морфемных элементов через импульсы речедвйгательного анализатора (например, в ряду KopfKOordinàten, BrustKoordinaten). Добытые до сих пор факты в области изучения речевых кинестезии показывают, что отбор слов происходит при усилении обратной связи от органов речи, так как для осуществления отбора необходимо поднять возбудительный потенциал ядра речедвигательного анализатора, содержащего двигательные следы слов. Зрительный прием букв в таком случае следует рассматривать как первый момент запуска связей речедвигательного анализатора, а слуховое восприятие речи как контроль и прием накопленных в речедвигательном анализаторе слов. ТП\ Ч ACT b D T O P А Я ОПРОСЫ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕХАНИЗМА РЕЧИ ГЛАВА VII ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ МЕТОДИКИ И НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРИЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕВОГО ПРОЦЕССА § 17. ПРИНЦИПЫ КОМПЛЕКСНОЙ МЕТОДИКИ Мысль, так или иначе возникшая во внутренней речи, передается другому человеку через акустические комплексы, которые синтезируются как звуки на выходе речевых эффекторов и, поступая к органу слуха, принимаются им, транспортируются в мозг в виде нервных сигналов и в конце концов та же мысль говорящего становится достоянием слушающего. В первой части работы мы видели, что весь этот сложный путь, составляющий элементарный акт речевого общения, изучается группой разнообразных дисциплин, ни одна из которых не рассматривает процесс •общения в целом, а выбирает то один, то другой его участок. Задача изучения механизма речи состоит в том, чтобы проследить все этапы этого;пути. При этом нельзя забывать, что в речи передается мысль, образ, который возник в результате отражения человеком действительности. 'Вот почему вся эта проблема механизма речи может быть решена только тогда, когда становится психологической. Как бы мы ни углублялись в в самые тонкие детали речевого механизма, что неизбежно, если поставлена задача его изучения, мы останемся в пределах психологической проблематики в том случае, когда процесс будет рассматриваться как общение, как сохранение тождества в цепи многих пунктов передач и постоянной изменчивости. В этой связи интересно замечание одного из наиболее крупных физиологов, занимавшегося изучением речевой и певческой фонации, Л. Д. Работно'ва. Он скептически относился к множеству разнообразных рекомендаций певцам о способах воспроизводства внешних дыхательно-фонационных движений. Вся система речевых и (певческих органов выполняет по импульсам мозга очень сложную одновременную Гработу. Певец поступит лучше, если вместо этих рекомендаций станет следовать слуховому образу. Только психологический подход, замечает Л. Д. Работнов, может решить такую сложную задачу 1. Необходимо найти такие методические средства, которые позволили бы подойти к изучению речевого механизма разносторонне и вместе с тем •концентрированно, так, чтобы обследовать его самые существенные звенья. Если признать, что двойной анализ и синтез действительно является существенным признаком речевого процесса, тогда можно определить наиболее доступное и целесообразное для изучения место приложения 1 Л. Д. Работнов, Основы физиологии и патологии голоса певцов, Гос. муз. -язд-во, М., 1932, стр. 135—136. исследовательской методики. Имея в виду эквивалентность обоих аналитических и синтетических рядов, достаточно выбрать одно из двойных звеньев для специального и всестороннего (Изучения, учитывая то специфическое, что дополнительно выполняется другим двойным звеном. Легко* видно, что первой парой звеньев является тот этап речевого процесса, на котором осуществляется переход от дробного анализа речедвижении к синтетическому акустическому комплексу на выходе эффекторов., Именно здесь производятся собственно речевые образования. Слух принимает не только речь, но и всяческие другие природные и искусственные звуки. И только речевые эффекторы выдают речь. Не говоря уже о том, что динамический и высотный диапазон речи чрезвычайно сжат по сравнению с диапазоном звуков, принимаемых слухом, следует обратить внимание на самый характер производимых человеком звуков. Даже когда человек не говорит, производимая им фонация напоминает речевые звуки. Вздохи ок и ах, стоны, крики, плач, смех и т. п. — все, кроме насвистывания мелодии, является ненормативной модификацией речевых звуков. Это значит, что речевые эффекторы по самому их устройству и расположению приспособлены к синтезу специфически речевых звуков. Исследование механизма речи было бы поставлено в значительно более трудные условия, если бы изучалось не эффекторное звено, а рецеп-торный слуховой анализ и корковый синтез. Прямые наблюдения за деятельностью корковых областей -в процессе речи мало доступны, да и анализ, осуществляемый рецепторами, может исследоваться путем косвенных наблюдений. Изучение же эффекторного прибора выгодно тем, что его движения могут быть зафиксированы достаточно точно. Вместе с тем эквивалентность коркового анализа и синтеза конечному акустическому эффекту дает основание судить о работе центрального замыкательного аппарата на основании речедвижении в сопоставлении с акустическим результатом. Вся дробность анализа и вся полнота синтеза выводится,, так сказать, «наружу» в момент образования звуков на выходе речевых эффекторов. В исследуемом продукте есть все для того, чтобы судить, в каких элементах речедвижении и звукового комплекса произведен анализ и в какие синтетические единицы складываются эти элементы. Таким образом, при изучении механизма речи необходимо учесть по меньшей мере два звена процесса — аналитическое и синтетическое. В этом и состоит первый принцип комплексной методики. Отсюда же следует, что речедвижения должны постоянно сопоставляться с данными акустических измерений. В этом состоит второй принцип комплексной; методики исследования механизма речи. И, наконец, наличие в речи статики и динамики заставляет рассматривать изучаемый меха-низм как динамический процесс, в котором путем перехода одних переменных в другие происходит дифференциация и интеграция определенных постоянных величин — значимых единиц. Это трений ' принцип комплексной, методики. Для изучения механизма речи недостаточно только зафиксировать те или другие речедвижения или акустический комплекс, необходимо, чтобы результаты фиксации обнаружили дифференциальную функцию того или другого двигательного и акустического элемента. Чрезвычайная неполнота сведений о механизме речи обусловлена главным образом тем, что в большинстве исследований указанные принципы не применялись последовательно. Обычно акустические измерения речи проводятся вне зависимости от исследования речедвижении, а наблюдения за речедвижениями вне связи с акустическими измерениями. Наибольшим же недостатком до сих пор является то, что звуки речи изучаются как статические образования. Современная фонетика по справедливости может быть названа статической. В ней показано, и то частично, где образуются звуки и каким способом, но не найдено, как они сливаются в динамические образования — слоги и слова. Это значит, что основ-ная произносительная единица — слог— выпадает из поля наблюдения. Так как речевой звук может возникнуть только в результате совместной деятельности мышечных синергии, то в комплексную методику изучения речевого механизма как обязательный входит четвертый принцип — совместное исследование трех систем: а) генерации звука, б) резонатор-ной системы и в) энергетической системы. Отсутствие сведений об одной из этих систем в значительной мере обедняет факты, относящиеся к двум остальным, и часто лишает возможности объяснить некоторые явления.. Если, например, установлено, что звук n образуется смычкой губ при выключенной гортани, но так как не выяснены аэродинамические условия его образования, то формирование и прием такого звука становятся загадкой. Действительно следуе'т думать, что звук n не может нигде резонировать, так как все резонаторы остались позади; струя воздуха прорывает смычку у самого входа в свободное звуковое поле, и без того глухой звук п, при отсутствии резонанса, окажется настолько акустически маломощным, что замаскируется непосредственно следующим за ним мощным звуком гласного, например в слоге па. Затруднения в объяснении э'гого и других аналогичны«явлений возникают вследствие того, чгго не учтена функция глоточной трубки и всей энергетической системы. В действительности при губном взрыве гортанный сфинктер широко, раскрыт, а глоточная трубка сужена до определенного' размера; в то же время диафрагма делает сильный взмах вверх, что при наличии губной смычки вызывает увеличение воздушного давления во всей надставной трубке, в которой после прорыва смычки возникает специфический резонанс. Трудности применения комплексной методики заключаются в том, что речедвигательный анализатор широко распространяется во внутренних областях тела и доступен безынструментальному наблюдению лишь на периферии. Проникновение во внутренние области, так, чтобы сохранилась полная естественность произнесения, требует применения специальной аппаратуры. Однако даже при наличии такой аппаратуры и ее применения сложившиеся по традиции установки статической фонетики оказались так сильны, что наблюдатель не замечает тех явлений, которые регистрирует аппаратура. Рентгенологическое изучение артикуляции ведется уже не менее 40 лет, но исследователи с упорством продолжают вести свои наблюдения только за положением языка в полости рта, хотя на рентгенограммах отчетливо видна вся надставная трубка. Даже в тех случаях, когда изменения в объеме глоточной трубки все же отмечаются, кз этого не делается никаких выводов о механизме речи, т. е. о соотношениях в работе всех речевых эффекторных систем. Дается лишь описательное констатирование статики. Особенно трудным в комплексной методике является применение принципа динамики. Речедвижения происходят за десятые и тысячные доли секунды одновременно в самых различных местах произносительного прибора. Уловить всю эту динамику на глаз довольно трудно. Однако при всем этом нельзя отказаться от такого поистине увлекательного зрелища, которое с легкостью может быть получено при рентгеноскопии надставной трубки. Рентгеноскопией давно уже широко пользуются в медицине в целях диагностики, но в литературе по вопросам артикуляции нам ни разу не встретились указания на применение этой методики, так ярко обнаруживающей динамику речевого процесса. Конечно, точное изучение динамики речевого процесса возможно лишь при условии ее фиксации на кинопленке, которую можно.изучать кадр за кадром. Но и покадровое измерение всегда должно дополняться многократным просмотром всего процесса в его полном динамическом развитии. Пренебрежительное отношение к рентгеноскопии во многом определяется традициями, укоренившимися в статической фонетике. Характерным последствием того, что комплексная методика не применялась, было появление трех противоречивых гипотез образования ос- .новной произносительной единицы — слога. Каждая из этих гипотез учитывает лишь одну сторону речевого процесса, не принимая во внимание остальных. Согласно экспираторной гипотезе (Р. И. Аванесов и В. Н. Сидоров) слог и словесное ударение образуются в процессе выдоха. Сколько выдохов, столько и слогов. В этой концепции основную роль играет энергетическая система. Как изменяется при слогообразовании громкость звука, как перестраиваются спектры и почему слогообразующим обычно является гласный, — все эти вопросы остаются вне наблюдения. Согласно гипотезе сонорности (О. Есперсен) слог возникает вследствие сочетания двух или нескольких звуков разной звучности (сонорности), например, гласного и согласного. Как видно, эта концепция учитывает только спектральный состав речевых звуков, т. е. резонаторную систему, не принимая во внимание энергетическую. Здесь рассматривается только акустический эффект, да и то не полностью; роль речедвижений при образовании слога остается в тени. Наконец, гипотеза мускульной напря-.женности (Л. В. Щерба) рассматривает только эту последнюю сторону явления — артикуляционную. Согласно этой концепции слог образуется в дуге мускульной напряженности, возникающей в надставной трубке. Максимум мускульного напряжения соответствует вершине слога, т. е. гласному. Согласный, стоящий перед гласным, вначале будет слабее, чем к концу, т. е. к моменту вступления, когда согласный усиливается (сильноконечный). Наоборот, артикуляция согласного', стоящего после гласного, будет сильнее в его начале и слабее в конце (слабоконечный). В этой концепции довольно тонко учитывается динамика речедвижений, но акустический результат и речевое дыхание остаются в стороне. Вследствие этого непонятно, почему максимум мускульного напряжения падает на гласный, хотя прорыв затвора на ^смычном согласном, надо- думать, потребует значительно больших мускульных напряжений, чем открытая.артикуляция гласного. Да и само понятие мускульного напряжения, если поставить вопрос об измерении напряжения, остается неопределенным.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 305. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия