Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

МОСКВА 1 9 5 8 22 страница





какие пустяка сколько этосто- 1сек. ' 2сек. Зсек. какие пустяки ц сколько стоит Горн. °ис. 22. Запись интонации шести актеров СИТУАЦИЯ 8 паузы. Ход по малым ступеням надо понимать как наибольшее ослабление фразовой интонационной позиции. Наибольшее ослабление возникает на отрицательной ступени слогоделения, т. е. при пропуске слогов. Несомненно, каждое данное произнесение чем-нибудь отличается от другого. Это видно из графиков, этого следовало ожидать и независимо от акустических записей динамики. Наиболее интересный вопрос состоит в том, чтобы найти общие, постоянные черты в разных произнесениях. Только найдя такие постоя'нньне, можно признать, что фразо- вые слоговые.перестройки действительно несут на себе определенные, всегда тождественные, хотя может быть и очень разнообразные, сигнальные коммуникативные значения. ' Рассмотрим наши графики по номерам ситуаций. График К. (сит. 1) и Гер. (сит. 1) по общему характеру почти совершенно одиняковы,                       Центы;' /5     иенты К №9?ЪРПП П -------,     ч -125         QÖ -200 ^       у и. -400 i \10             \     125гриО     -600 \     А         \ \- 75     -200 5 -800 л '       -400 -1000 ^ Л       -2t5 -1200 M / \       -600 -1400 WA '       -800 1C П / \\         1сек 1сек     # скопько это стоит сколько это сто-       /у - um К, ГеР Гр.М-9       Центы гЮ       M /V'â 400 '     Центы 200 г до 7,5 200 л -7,5     ~%     ЮбгрцО - ------ V-д       9 0 -   1 /\ -5         \ -200 [/ \       -200   А Л   \\           '/ V7 \ 2,5 -400 \ 2,5     -400   / ^\   \           / ^ -600 V         / x\^s • пп \\         1сек. 1сек     сколь- зтостоит скопько стоит     «о это       М. Гр Горн №9       Центы J-r7fi     Центы fi 12^° А '     323грц.о^ -л г 15 1000 /\     -200   \ \ Л / \       -400   А л 12>5 - 600 / V \ •12,5     -600   /w\^ 10. 400 / \ -10     -800 -1000 -1200 ! / \ \ 200 '7>5 166 гри, 0 5 -200 i \ / \ ' 7,5 •5     -1400   \ \ -400 / '' \         \ \ 2>5 -600   •2,5     -1800 I \\ РПП / ~"\ 1                     скопько это стоит Б сколько это сто um Горн Рис. 23. Запись интонации шести актеров СИТУАЦИЯ 9 Слово как в обоих случаях отставлено от последующей группы вершин на 1,35 сек. Эта последняя группа разделена на две вершины, из которых первая в свою очередь делится на две, хотя соотношение этих вер- шин несколько разное. Основной тон в обоих случаях вначале поднимается, потом опускается. В другой ситуации, у тех же актеров К. и Гер. (сит. 2) картина иная, чем в ситуации 1. У обоих исполнителей слово как сблизилось с последующей группой слов вдвое по сравнению с ситуацией 1. Время отставки этого слова занимает только 0,6 сек. Звуковысотное движение остается в основном одинаковым у этих исполнителей в обеих ситуациях. Такие же явления наблюдаются и в других графиках, у других ак-. теров. В графике Гр. (сит. 1) время отставки слова как 2 сек., в графике Гр. (сит. 2) отставка только 1,2 сек. В графике Б. (сит. 4) — 0,4 сек., в графике Б. (сит. 2) — 0 сек. Аналогичной в других графиках. Таким образом, при наличии индивидуальных различий во всех графиках есть общий признак, состоящий в том, что в ситуации дорого слово как значительно отставляется от последующих слов, в ситуации же дешево то же слово близко примыкает к последующим. Эта тенденция обнаруживается у всех шести актеров, работающих в трех разных театрах. Надо думать, что разбираемое явление определяется не индивидуальными особенностями людей или различиями школ, а особенностями понимания и оценки самих ситуаций. Если сравнить ситуации 1 и 2, с одной стороны, с ситуацией 5, с с другой стороны, то увидим еще большее сходство в пределах каждой ситуации. Ситуация 5, так же как и ситуация 1, может быть обозначена словом дорого, однако в ситуации 5 степень преувеличения дорого значительно возрастает. В связи с этим эмфатическим различием в степени, в графиках К., Гер., Гр. и М. (сит. 5) фраза Сколько это стоит раздробилась на 4 или 5 вершинок. Иначе говоря, произошло более скандированное, чеканное произнесение слова и слогоделение. Кроме того, во ' всех этих четырех случаях основной тон падает ниже нуля, т. е. ниже исходного, первоначального уровня. Основной тон с самого начала завышается, а йотом опускается иногда больше чем на октаву. В графиках же ситуации 1 и 2 нигде не было дробного разделения на слоговые вершинки фразы Сколько это стоит, а падение тона ниже.нуля встречается только в графике К. (сит. 2). У исполнителей Горн, и Б. (сит. 5) разделения на малые вершинки не происходит, что, вероятно, следует объяснить тем, что эта пара совместно работающих актеров выразила другое отношение к ситуации 5, что видно по сходству этих графиков между собой. Однако в графике Б. (сит. 5) основной тон все-таки падает ниже нуля на 500 центов. Распадение рельефа графика на малые вершинки слов и слогов бросается в глаза в ситуации 3. Здесь в 5 случаях, кроме К. (сит. 3), рельеф прорезан маленькими вершинками, а основной тон многократно колеблется в подъемах и опусканиях кривой. В графике К. (сит. 3) тоже есть разделительность, но она выражена другими средствами. Здесь слова а сколько выделены в отношении к другим словам по динамическому уровню, а слово стоит выделено повышением основного тона на 700 центов. Так, слово это почти пропало и в динамике и по интервалу основного тона, в то время как слова сколько и стоит резко разграничиваются и противопоставляются. Кроме того, они, хотя и входят в общую вершину, но значительно разделены друг от друга. Всеми этими средствами достигается тот же эффект разделительное™, который характерен для ситуации 3. В другой ситуации (сит. 4) тот же исполнитель К. выделил слово сколько звуковысатным движением и динамикой, слово это пропало, так жр как и у того же К. (сит. 3), а слово стоит ослаблено как динамически, так и падением тона. В результате получилось особое выделение первого слова за счет слогового сглаживания и ослабления двух других. Как видно из графиков, и для ситуации 4 характерно разделение рельефа динамики на малые вершинки. Особенно сходны графики в ситуации 6. Во всех случаях отчетливо видно значительное усиление динамики по абсолютному уровню. Раз-/ махи пера пишущего прибора очень велики, даже в графиках К. и Гер., у которых они в других ситуациях незначительны. Во всех графиках ситуации 6 кривая основного тона падает ниже нуля в значительных конечных интервалах. Большие вершины изрезаны зубцами малых вершинок. Исключением является только Б. (сит. 6), но и здесь слово это выделено особо путем падения тона на 200 центов и его выдержкой. В графике Горн. (сит. 6) записался как особая раздельность звук с в слове сколько и, кроме того, разделены все три слова основной фразы. Очень сходны графики ситуации 7. Здесь везде основной тон падает ниже нуля. Наиболее же характерным для этой ситуации является то, что слова Сколько это стоит не только ясно обозначены, но и резко разделены крутыми падениями кривой. Это относится к графикам К-, Гр. и М. (сит. 7) В графике Гер. (сит. 7) резко отделены только два слова; слово это отметилось, но вошло в состав первой большой вершины. У исполнителей Горн, и Б., которые обычно записываются на графиках более слитно, чем другие, в данной ситуации 7 отчетливо видны три вершины, соответствующие трем экспериментальным словам, кроме того записался звук с в слове сколько. Для ситуации 8 характерно разделение фразы на две синтагмы: Сколько это и стоит. В четырех графиках, кроме этого, расчленены и слова в первой синтагме, на двух графиках сохраняется лишь отчетливое расчленение на синтагмы, но нет деления по словам первой вершины. Таким образом, слоговые перестройки во фразе приобретают характерную и закономерную форму, в зависимости от ситуации общения. Если снять все слоговые перестройки и сохранить только постоянные словоразличители (т. е. дать просто текст в буквенных обозначениях), то все слова будут различаться и речь будет вполне разборчивой. И без замены звуков буквами может быть создано монотонное слогораздель-ное произнесение текста. Такое сообщение будет также принято. Имея это в виду, можно было бы сказать, что слоговые перестройки составляют избыточность речи. Если один элемент системы достаточно устойчиво связан с другим или другими элементами, то при появлении первого элемента можно с определенной степенью вероятности ожидать появления другого. Сказав вчер, можно с достаточной уверенностью решить, что последним элементом будет а. Казалось бы, что, получив все звуки слов, слушатель уже получил весь полный объем сообщения. Какие бы ни происходили слоговые перестройки, если сохранены постоянные словоразличители, то и сохранено постоянство словесных значений. Если переданы все слова, то и передано все сообщение. Ведь при помощи слов сообщается не только содержание отражаемой действительности, но и отношение к ней. Отбор лексических элементов с большой вероятностью влечет за собой появление новых элементов, а именно — экспрессивных синонимических значений. Для обозначения одних и тех же предметных отношений могут быть подобраны разные слова и обороты — в одном случае, например, деликатные, в другом — грубые. Выражения: Куда прешь?; Скотина!; Врешо! и т. п. — могут быть заменены другими: Сюда не следует идти; Вы сделали аморальный поступок; Вы ошибаетесь и т. п. Однако в действительности сообщение не ограничивается составом слов. Передача слов не составляет еще полного сообщения. Один и тот же отбор слов может приобрести столько слоговых перестроек, сколько есть экспрессивных значений. Это значит, что нет никакого определенного порядка, по которому от лексических элементов можно было бы перейти к элементам экспрессивных значений. Здесь действует полная неопределенность и вероятность случайного явления. Слоговые пере- стройки определяются не составом слов, а ситуацией, т. е. отношением человека к данным явлениям. Поэтому в состав сообщения, кроме слов, должны войти элементы, определяющие ситуацию. Слушающий не осведомлен о том, в какую ситуацию попал говорящий. Так как отбор слов не восполняет этих сведений, необходимы другие, новые сигналы; они и появляются в виде интонационных слоговых перестроек. Это то, что раньше иногда называлось языком чувств и про что Н. В. Гоголь сказал: «Звуки души и сердца, выраженные словами, во много фаз разнообразнее музыкальных звуков». Вышеприведенные лексические замены типа Врешь!-, Вы ошибаетесь обычно называют изменением «тона» речи. Предлагая собеседнику переменить «тон», очень часто имеют в виду отбор слов. Это значит, что существует закономерный переход не от слов к экспрессивным значениям, а, наоборот, от этих значений к отбору слов. Ситуация влияет и на слоговые перестройки, и на отбор слое. Но если переход от ситуации к отбору слое закономерен, то переход от отбора слое к ситуации остается неопределенным. На этом законе держится сценическая речь. Если актер не усвоил ситуацию, т. е. предлагаемые обстоятельства, то никакой отбор слов не будет достаточен для обнаружения этой ситуации. В определенных условиях взаимоотношений людей слово свинья или поросенок, сказанное с определенной интонацией, может и не быть грубым или ругательным. Однако по закону замены слов интонационные перестройки могут быть заменены словами. В этом состоит расшифровка или декодирование подтекста. Иронически сказанное Он умен обозначает: Он глуп или Он не умен. Возможность таких замен показывает, что интонационные перестройки обладают смыслом. Но так как всякий смысл мо*-жет быть выражен словами, то и интонационный может быть также переведен в лексику. Если бы такой перевод всегда происходил в процессе речевого общения, тогда избыточность сообщения возросла бы неимоверно. Говорящий, освободившись от интонации, должен был бы находить специальные слова для выражения того, что обозначала интонация. В действительности интонация увеличивает объем сообщения, приходящийся на один лексический элемент, так как при этом сообщается не только то, что содержится в тексте, но и в подтексте. Но вместе с тем существует определенная длина текста, достаточная для установления ситуации разговора. Как только находится эта ситуация, находится и интонация прочтения данного куска текста. Следовательно, все же есть совершенно определенный и закономерный переход от текста к интонационным перестройкам слов в составе этого текста, Такой переход осуществляется через звено усвоения ситуации. Не от-дельные слова, а их совокупность в составе текста выясняет ситуацию, и только после этого находится правило для определения интонацио-н-. ного ряда. Таким образом, оценка ситуации и интонация коррелятивны. По интонации может быть восстановлена ситуация, а по ситуации найдена интонация. Это положение вытекает из описанных выше наблюдений. Мы видели, что один и тот же лексический состав приобретает определенные закономерные слоговые перестройки у разных лиц при наличии данной ситуации. Следовательно, существуют экспрессивно интонационные постоянные, которые можно назвать интонемами *, подобно тому как существуют постоянные звуков речи — фонемы, постоянные формы слова — морфемы и постоянные конструкции предложения — синтагмы. Зная правило перехода от ситуации к интонации, возможно по списку ситуаций составить искусственными акустическими средствами выра- 1 Близкий по значению термин «тонема» применила в своей диссертации В. С. Федосеева. Автореферат «Интонация ответа в современном русском языке/>, 1951, стр. 3—4. зительную интонацию живого разговора, подобно тому как теперь синтезируются искусственные речевые звуки и слова, обладающие качест-сом разборчивости. Конечно, весь интерес и психологическая сущность поставленной проблемы об интонационных постоянных заключается не в том, чтобы научиться синтезировать искусственную интонацию естественной ре-чи^ — это лишь один из возможных путей решения более важной задачи. Здесь возникает одна из центральных проблем психологии общения — вопрос о речевом действии. Если человек один раз удивляется, узнав высокую стоимость интересующей его книги, другой раз удивляется ее малой цене, а третий раз возмущается, подозревая неуместную шутку со стороны лица, называющего смехотворно малую цену той же книги, то во всех этих случаях производятся разные речевые действия или, можно сказать, разные речевые поступки. Один и тот же лексический и грамматический состав высказывания приобретает совершенно разный смысл и образует разные формы речевого общения. В одних и тех же словах передаются два совершенно разных вида сообщения. В одном из них сообщается о некоторых явлениях и фактах действительности, в другом — об оценке этих фактов и явлений со стороны говорящего. Вероятно, в каждой речи всегда наличны оба эти компонента в разнообразно меняющихся соотношениях. Вследствие принципиального различия этих видов сообщения, несущие их сигналы также различны. В одном случае это статические форманты (как бы они ни заменялись), как постоянные словоразличения, в другом случае — это постоянные в ступенях динамики слогового квантования. Следует признать, что и управление для воспроизводства этих видов сигналов и соответственно определение постоянных будет различным. Всякий грамотный человек, имея перед глазами текст, может прочитать записанные слова и понять описанную в них ситуацию, но не всякий может воспроизвести те интонационные слоговые перестройки, которые вытекают из этой ситуации и определяются ею. Вместе с тем любой человек,-сам попав в аналогичную ситуацию, легко воспроизведет адекватную ей интонационную перестройку. Читая текст, человек совершает одно речевое действие, а вступая в живое речевое общение и применяя при этом те же слова, он производит совершенно другое речевое действие. Это различие и позволяет говорить о разных видах управления речевыми движениями. Так как речедвижения эквивалентны акустическому эффекту, можно параллельно акустическим формантам говорить об артикуляционных кинемах, а параллельно слоговым перестройкам — об интонационных кинемах. Ответ на вопрос о том, при каких условиях один речевой поступок может быть заменен другим, т. е., например, чтецкая интонация — живой, разговорной интонацией, будет получен в том случае, когда будут найдены способы управления кинемами одного и другого вида. После исследования системы управления речевыми органами в этой работе будет выдвинута гипотеза об управлении произвольно не управляемой системой речедвижений, что и соответствует проблемам замены интонаций, замены речевых поступков или маскировки одного речевого поступка другим. Этот вопрос будет рассмотрен ниже з главе XII, § 39. ГЛАВА X АНАЛИЗ И СИНТЕЗ ЗВУКОВ В РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНОМ АНАЛИЗАТОРЕ § 24. ОБРАЗОВАНИЕ РАЗЛИЧИЙ АКУСТИЧЕСКОЙ МОЩНОСТИ ГЛАСНЫХ Анатомия речевых органов сложилась у человека в процессе формирования языка и применения речи. Эволюция состояла не просто в том, что органы, входящие в пищеварительную и дыхательную системы (рот, глотка, носоглотка, трахеобронхиальное дерево), приспособились k выполнению новой функции, но главным образом в том, что произошли значительные изменения во взаимном расположении некоторых анатомических элементов, что и обеспечило постепенное овладение речевой фонацией. Такое переустройство органов фонации и резонанса, конечно, не могло быть местным процессом, распространяющимся только на периферию. В связи с переходом от стадной жизни к общественно-трудовой и одновременно с этим к прямохождению изменился мозг человека, о чем убедительно говорил Ф. Энгельс. В этот период и формировался речедвигательный анализатор как в своей периферической, так и в центральной части. Если «чрезвычайная прибавка» в виде речи (по терминологии И. П. Павлова) резко бросается в глаза при сравнении человека с животным, то на изменения в органах фонации обычно обращают мало внимания. Однако эти переустройства в такой же мере могут быть названы чрезвычайной прибавкой, как и образование речевых зон в коре большого мозга, так как это один и тот же процесс. На рисунке 24 показано расположение глоточно-ротовых полостей у павиана и человека 1. У павиана надгортанник поднят высоко вверх и почти смыкается с нёбной занавеской, полость рта и глотки соединены лишь очень узким проходом, воздух по глотке может поступать легче в носоглотку, чем в рот. У человека гортань и надгортанник опустились значительно вниз. Вследствие этого полость рта и полости средней и нижней глотки образовали одну общую надставную трубку. Можно сказать, что у животного две трубки — одна дыхательная, другая — пищеварительная. У человека обе трубки слились в одну, образовав резонаторную систему, необходимую для речи и пения. Крики высших млекопитающих, образуемые в гортани, конечно, приобретают резонанс при раскрытии рта и в связи с этим меняются по тембру, но модуляции этих тембров крайне ограничены. В особенности бросается в глаза то обстоятельство, что в модуляциях крика животных нет сжатия динамического диапазона, которое так характерно 1 Иллюстрации взяты из работы В. В. Бунака «Происхождение речи по данным антропологии», сб. «Происхождение человека и древнее расселение человечества», изд-во АН СССР, 1951, стр. 220. для речи. Оглушительный рев сменяется едва слышимыми гортанными шумами, резкий визг возникает мгновенно и также мгновенно пропадает. Нет и устойчивой сетки для перехода к разным ' длительностям одного и того же звука. У человекообразных обезьян насчитывается больше 30 звуковых комплексов, имеющих определенное сигнальное значение, но сами эти комплексы не' расчленены на отдельные речевые звуки. Хотя некоторые исследователи пытаются обозначить буквами те звуки, которые входят в состав комплексов, но делается это на основе субъективного слухового анализа; спектральный состав криков обезьян не определен. Кроме того, сами звуковые комплексы входят з общий нерасчлененный эмоционально-двигательный состав и с трудом поддаются условнорефлекторному выделению из этого состава. Нет никакого сомнения в том, что у. обезьян отдельный звук не может быть отделен от всего звукового комплекса. Это и значит, что у них нет того Рис. 24. Расположение ротоглоточных полостей у человека (1) и павиана (2) материала, из которого, как из элементов, могли бы составляться слова, т. е. отсутствует первый, элементарный отдел речевого механизма. Так как здесь нет отдельного звука, который мог бы меняться, входя в разные звукоряды, то нельзя говорить о постоянных звукоразличителях и о рядах акустической мощности разных звуков. Не расчлененные на отдельные элементы звукокомплексы обезьян резонируют в специальных резонаторных образованиях. У ревунов, мартышек, гиббоно-в и особенно орангутангов резонансное усиление достигает значительной силы, вследствие чего обезьяны этих видов могут перекликаться на очень отдаленном расстоянии. Но так как резонатор-иые образования расположены у них особняком отглотни и рта, то тонкие модуляции звуковых спектров артикуляционного типа получиться не могут. В этом отношении интересна роль морганиевых желудочков, которые располагаются между истинными и ложными голосовыми связками. У человека морганиевы желудочки входят в глоточный резонатор и при различных звуках речи то в большей, то в меньшей степени наполняются воздухом, что видно на боковых и фронтальных рентгенограммах. Эти желудочки, очень малого размера у человека, разрастаются у орангутанга в громадные мешки, раздувающиеся при крике во всю ширину груди. Они как бы выпадают из полости глотки и, создавая значительное усиление звука выходят из системы ротоглоточных модуляций. В процессе дифференциации органов фонации образовался двойной резонатор — ротоглоточный, который и обеспечивает как статику, так и динамику речи. Надставная трубка является собственно человеческим органом, как вырабатывающим речевые спектры, так и квантующим их по определенной сетке уровней. Так как.речь входит в состав всякой человеческой деятельности и участвует в формировании всей личности, то управление речевыми органами зависит не только от специальных кортикальных областей, а от всего мозга в целом, в том числе от подкорки как ближайшей, так и отдаленной. В авторегулироеку дыхательной системы, без которой не может осуществиться речь, входит мощный компонент в'виде афферентных и центробежных импульсов от талями-ческих и подбугровых областей, а также дыхательного центра, распо^ ложенного в продолговатом мозгу. Вся эта сложная система управления, обеспечивающая членораздельную, выразительную речь, в конечном счете прилагается к небольшой надставной трубке, которая должна произвести на выходе все тончайшие звуковые модуляции, необходимые для взаимного понимания и воздействия людей друг на друга. Вот почему изучение этой трубки, эквивалентной по своему значению ^всей «чрезвычайной прибавке», представляет не только большой научный интерес, но и удобство, так как исследование ее функций доступно прямому наблюдению 1. Рис. 25. Рентгеносхемы надставной трубки при произнесении гласных На рисунке 25 даны схемы рентгенограмм надставной трубки при произнесении простых слогов: а, о, э, у, и, ы. Область средней и нижней глотки заштрихована для того, чтобы проекции объемов резонаторов были видны более отчетливо. Эти рентгенограммы, изучаемые по отдельности и измеряемые со всей тщательностью, не представляют 'того 1 Если оценить в полной мере то обстоятельство, что надставная трубка является эквивалентной «чрезвычайной прибавке», то появляется новое методическое средство для определения времени возникновения человеческой речи. Применив корреляционный метод, при помощи которого по наличным элементам определяют вероятность появления других, принадлежащих к той же системе, было бы возможно по ископаемым остаткам обезьяньих предков человека установить структуру, с которой уже началось образование надставной трубки. интереса, который тотчас же возникает, как только их расположить в определенный ряд убывающей акустической разномощности речевых звуков. При произнесении а ротовой резонатор велик. При произнесении этого звука рот становится мощным звуковым излучателем. Глоточная трубка сокращается до минимального объема, надгортанник отходит назад, и почти прижимается к задней стенке глотки. Звуковой луч, проходя это узкое пространство между лепестком надгортанника и задней стенкой глотки, прямо подается в широко раскрытый ротовой излучатель. При произнесении о соотношение объемов обоих резонаторов меняется на одну ступень реципрокно, т. е. в обратном направлении. В то время как ротовой резонатор уменьшается в объеме путем среднего подъема задней части спинки языка и уменьшения выходного отверстия (лабиализация), глоточная трубка несколько расширяется, сжимателн глотки расслабляются и надгортанник отходит кпереди. При произнесении э объемы обоих резонаторов выравниваются. Ротовой резонатор уменьшается еще больше на одну ступень, а глоточный на одну ступень расширяется. В результате оба резонатора принимают среднее по объему положение. При произнесении у процесс продолжается в тех же реципрокных отношениях. Ротовой резонатор сужается еще больше за счет подъема языка и сужения губ в трубку, глоточный же резонатор значительно расширяется. Надгортанник еще больше отходит кпереди, вследствие чего образуется широкое предротовое пространство. При произнесении и ротовой резонатор уменьшается еще на одну ступень. Передняя стенка языка близко подходит к твердому нёбу, образуя узкую щель, губы убираются как при улыбке, а глоточный резонатор, наоборот, значительно раздается вширь. Объем его максимально увеличивается, надгортанник отходит далеко кпереди, значительно увеличивается валлекула (на рентгенограмме — пространство между надгортанником и корнем языка). При произнесении ы резкого отличия от и не наблюдается. Однако формы резонаторов на этих звуках все же различны. При произнесении ы ротовой резонатор несколько расширяется в задней части, по сравнению с положением при произнесении и. Изменяется и форма глоточного резонатора. При произнесении и надгортанник приподнят более высоко, чем при ы. Кроме того, различно положение корня языка. При и тень корня языка, т. е. передний край валлекулы, идет прямо вниз, в то время как при ы тень корня языка на рентгенограмме идет наклонно, образуя с 'конгуром надгортанника валлекулу округлой формы. Наибольшие различия при произнесении этих звуков наблюдаются в нижней части глоточной трубки. При произнесении и нижний поперечник измерения меньше. Таким образом, при произнесении ы объемы ротового и глоточного резонаторов как бы уравниваются. Если ротовой резонатор обозначить буквой Р, глоточный — буквой Г, а степень уменьшения объема резонаторов — 1 с; 2 с, то получится следующий ряд:                     \     \     a э у a ы     P • 2с > Г Р- \с>Г Р= Г P > 1 с<Г Р'2с<Г Р=Г                   В случаях равенства (Р=Г) можно говорить лишь об относительном приравнивании, так как при произнесении ы глоточный резонатор значительно больше, чем при произнесении з. В дальнейшем целесообразно говорить о ряде гласных от a до и, так как в русском языке ы — это своеобразный вариант и. В этом ряде от a до и видно постепенное уменьшение объема ротового резонатора и такое же посте- пенное увеличение объема глоточного резонатора. Самым существенным является то, что ряд изменения объемов ротоглоточнгто резонатора, полученный на рентгенограммах независимо от акустических измерений, в полной мере совпадает с рядом акустической раз но мощности (или разногромкости) речевых звуков, установленных нами и целым рядом других исследователей и рассмотренных в § 16 предшествующей главы. Совпадение этих рядов дает возможность понять, каким образом создается разномощность звуков речи, являющаяся основой динамического квантования. Выходя на сетку квантования, речевой звук не должен терять своего качества. Но вместе с тем он квантуется в той же резонаторной системе, в которой и образуется. Поэтому для каждого звука должна быть своя особая область образования и такая же особая область квантования. Это и обнаруживается в представленных рентгеносхемах. Речевой звук образуется в ротовом резонаторе при разных положениях (+;—) языка и губ, что было показано в схеме кодирования речевых звуков (§ 16), а квантуется он в глоточной трубке. При этом, как видно, глоточная трубка разделена на отсеки, разные по объему для каждого речевого звука. Эти наблюдения прямо доказывают наличие особых шкал квантования для каждого звука речи, что совпадает с ранее приведенными акустическими измерениями и объясняет их. Каждый из звуков речи по своей акустической мощности колеблется в определенной зоне, определяемой объемом глоточной трубки, который изменяется в соответствии со способом образования данного звука. Чем меньше объем глоточной трубки, тем больше возрастает мощность звука. Это объясняется целым рядом причин. В акустике известно соотношение, применяемое для плоской звуко- Р вой волны и выражаемое формулой -=р с, где P — звуковое давление







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 375. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия