Эти соотношения важно учитывать во многих случаях. Так, в сценической речи дикция достигается отчетливой артикуляцией, слышимость — правильно выбранным абсолютным уровнем — это первый элементарный механизм разборчивости речи. Выразительность же достигается преимущественно ослаблением слоговых модуляций в разных градациях и, конечно, переменами основного тона. Ослабление слогов нисколько не уменьшает средней громкости речи и ее разборчивости, но позволяет очень тонко выделить некоторые из значимых элементов. Так формируется второй, более сложный механизм собственно выразительной речи.
При передачах звуков по каналам связи обычно стремятся к тому, чтобы сжать динамический диапазон, так как в его значительных отклонениях может быть потеряна пропорциональность вследствие влияния помех. При передаче речи отпадает забота о дополнительном сжатии динамического диапазона. Зато возрастает опасность потери тонких нюансов слоговых модуляций, которые будут выражаться в малых, но значимых, смещениях звукового спектра. Потеря произойдет не в разборчивости, а в выразительности речи. Вот почему передача сценического исполнения на пластинке, кинопленке или по радио с точки зрения художественной выразительности менее совершенна, чем в натуре, при хорошей разборчивости элементов.
Полное объяснение механизма сжатия динамического диапазона речи может быть получено при изучении речевого дыхания, но и само речевое дыхание останется непонятным, если не обследована картина глоточных модуляций. Явления, которые были здесь описаны в терми-
нах времени, находят полное соответствие в -силовых модуляциях глоточной трубки.
На таблицах 38, 39 альбома представлены рентгенограммы произнесения исследуемой фразы с ударением на первом слове. В ударяемом слове начальная часть первого согласного с усилена, что видно по относительному сужению верхней части глоточной трубки (кадр 15) и по некоторому расширению ее в 17-м кадре (через 0,12 сек.). Таким образом, вопреки обычному правилу, установленному для произнесения отдельных слов, здесь при фразовом ударении в восходящей дуге слога усилилась не конечная часть согласного, а начальная. Звук с в слове "сколько как бы образовал свой особый, малый слог. Это явление было отмечено в § 23 (стр. 192) при разборе акустических записей актерской речи на материале 'тех же слов.
В кадре 20 происходит заметное сужение глоточной трубки на ударном гласном и расширение ее в кадре 21 на ниспадающей слоговой дуге. В кадре 22 видно расширение трубки при смягчении л. Заметно сужение и в кадре 24 на последнем редуцированном неударно!м слоге. Таким образом, глоточная трубка на слове, выделенном фразовым ударением, модулирует вполне отчетливо.
Наоборот, в трех кадрах (28, 29, 30), регистрирующих произнесение неударяемого слова это, глоточные модуляции значительно ослаблены. В кадре 29 надгортанник едва заметно поднимается на т, тогда как при произнесении отдельных слов и слогов он, вместе с подъязычной костью довольно высоко восходит кверху. В кадре 30 все же заметно сужение трубки на последнем гласном. При произнесении неударного слова стоит модуляции глотки на с и т ничтожны, зато ударный слог (кадры 36, 37) выделяется вполне отчетливо. Однако при сравнении с ударяемым слогам в ударном слове сколько (кадры 20, 21) порядок сжатия и расширения трубки разный: в ударном слове сколько громкость ударного слога возрастает сразу, в неударном же слове на ударном о (кадры 36—37) громкость появляется постепенно. Далее на и (кадры 38, 39) идет заметное падение громкости и наблюдаются очень малые модуляции глоточной трубки в виде расширения ее верхней части. Последнее (т (кадры 40, 41) очень слабо. Таким образом, в неударном слове стоит отчетливо модулирован только ударный слог.
На таблицах 40—42 альбома зафиксировано произнесение фразы с ударением на слове это. В кадрах 58—62 видно сужение глоточной трубки в верхней части и расширение ее к концу произнесения слога э. Обращает на себя внимание резкое различие в произнесении слога в неударном варианте (кадр 28, таблица 39) и в разбираемом — ударном: в первом случае <слог зафиксировался лишь в одном кадре при отсутствии глоточных модуляций, в ударном же варианте он занял 5 кадров, в которых глоточные модуляции заметны, как и во всяком отдельно произносимом слоге. Уже на 62-м 'кадре, т. е. на конце первого слога э, начинается подъем подъязычной кости, как упреждение предстоящего т, он продолжается на самом т (кадры 63—64), и с кадра 65 иде'т постепенное опускание подъязычной кости. Глоточная трубка отчетливо модулирует и при произнесении последнего редуцированного гласного (кадры 66—67). Сравнение этой серии рентгенограмм с предшествующей (39 таблица альбома, 'кадры 28, 29, 30) и с последующей (43 таблица, кадры 88, 89, 90), где зафиксированы произнесения того же слова в неударяемой позиции, показывает резкое различие в отношении длительности и силы глоточных модуляций. В ударном варианте происходят такие же явления, как и в отдельно произносимом слове, в неударных же вариантах возникает сильнейшее сглаживание глоточных модуляций, вплоть до «пропажи» первого ударного слога в слове это.
Во в'тором варианте произнесения с ударением на слове это (Сколько это стоит) неударяемые слова сколько и стоит значительно ослаби-
лись по слоговой модуляции. В слове сколько модуляции более заметны, чем в слове стоит. Так, например, при произнесении сколько в кадре 48 заметно отчетливое сужение глоточной трубки на ударном о, тогда как при произнесении стоит (кадр 75) на ударном о скорее -можно говорить о расширении трубки, чем о сужении. Здесь образование слога произошло за счет смены генераторов, т. е. включения голосовых связок на о после г, а глоточная трубка произвела заглушение слоговой дуги громкости. При сравнении кадра 75 с кадрами 96, 97, 98 (44 табл. альбома), где произносится один и тот же слот сто того же слова стоит, видно, как з ударном слове постепенно от кадра 96 до 98 глоточная трубка совершает модуляции, которые пропали в кадре 75. Особенно стерты силовые модуляции при произнесении1 слова это в третьем варианте при ударении во фразе на последнем слове (кадры 88, 89, 90, 43 табл. альбома). За все это время глоточная трубка сохраняет неизменный объем и форму, принятые при произнесении последнего редуцированного гласного предшествующего слова, с потерей паузы между словами (кадр 87). Здесь, при отсутствии слоговых модуляций, все звуки слова отчетливо артикулировались и различались при прослушивании магнитофонной ленты. Слово было произнесено, но на одном динамическом уровне, как будто бы в нем не было слогов.
Теперь можно убедиться в полной мере в том, что вопрос о «пропаже» слогов, несмотря на кажущуюся парадоксальность этого явле-• ния, выясняется из представленного материала с достаточной определенностью. Слоговой механизм, как и другие механизмы речи, состоит из двух противостоящих разделов. В этом общем положении по мере накопления материала мы убеждаемся все больше и больше. Работа первого раздела состоит в том, что путем перемены звуковых генераций создаются минимальные комплексы из двух сортов звука — согласных и гласных или их комбинаций. Это различие является основой для слога. Но оно недостаточно для того, чтобы модулировать и сцепить между собой эти минимальные комплексы. Второй раздел механизма слогооб-разования вводит в действие путем слоговой модуляции равносильность статических комплексов и тем самым в разной степени сцепляет или расслабляет элементы словесного звукокомплекса. Противостояние этих разделов общего механизма состоит в том, что один (модуляция) усиливает или ослабляет 'то, что сделано другим. При полном отсутствии слоговой модуляции в некоторых местах остается, так сказать, «голая статика», которая, вследствие усиления модуляции в других местах, включается в общий динамический рисунок произнесения, что и создает выразительность речи.
Выделение сильных и слабых групп во фразе составляет механизм ее членения на синтагмы. С одной стороны, отделяются сами группы — это аналитический компонент 'явления, с другой стороны, отчлененные группы распределяются по уровням силы и тем самым сопоставляются и объединяются — это синтетический компонент. Принцип работы этого механизма, как видно, прост — здесь действует все тот же закон усиления и ослабления, восстановления и редукции. Но так как на этом наивысшем уровне фразового анализа и синтеза вступает в действие множество элементов, синтезированных на предшествующих уровнях и соотносящихся друг с- другом по ряду пересекающихся признаков, то количество возможных фразовых модуляций велико. Как было показано в § 23, элементы фразовых интонационных модуляций могут быть сведены к ко'нечиой группе определенных постоянных единиц — интонем, комбинация которых и дает все разнообразие. В этом параграфе мы старались вскрыть, так сказать под «рентгенографическим микроскопом», микро-движекия, при участии которых в конечном счете происходят все эти сложнейшие интонационно выразительные речевые процессы.
В основе этих речедвижений лежат модуляции глоточной трубки.
Отдельно произносимый слог может иметь весьма разнообразную форму, но, входя в систему звуковой оболочки слова, он приспосабливается к другим слогам. То, что создано на предшествующей ступени анализа и синтеза, перестраивается на 'последующих. Так сказать, «в полуфабрикатах» предшествующих ступеней всегда остаются допуски и запасы, 'которые используются в дальнейшем. Словесный стереотип, обладая достаточными запасами для перестройки, подвергается новой обработке в тех пунктах слоговых модуляций, которые приобретают окончательную форму в конкретном фразовом произнесении.
§ 30. ВЕРХНИЙ ПРЕДЕЛ ДИНАМИЧЕСКОГО ДИАПАЗОНА РЕЧИ
Одно из основных положений, выдвинутых в предшествующем параграфе, состоит в том, что выразительные модуляции происходят преимущественно в нижней части динамического диапазона — от середины до нуля. Возникает.необходимость найти верхнюю границу динамического диапазона. Надо испытать глоточный резонатор на крайнем пределе его возможностей, выяснить, как производятся сверхсильные модуляции, как возникает крик. Мы знаем, что усиление звука всегда сопровождается сужением глоточной трубки в пределах определенного формантного отсека. Следует ожидать, что при крике просвет глотки будет меньше, чем при нормальном громком произнесении, -и, конечно, еще меньше, чем при тихом произнесении.
В действительности обнаруживается обратное явление. На 45 таблице альбома рентгенограмм представлено произнесение а громко и а криком. Отчетливо видно, что при крике произошло значительное расширение объема глоточной трубки. Узкая при громком произнесении, валлекула на крике увеличилась за счет отхода корня языка вперед.. надгортанник сильно отошел кпереди, и верхний его край загнулся. Увеличилась и длина глоточной трубки. Если судить по плотности негатива, 'то видно и на глаз сильнейшее растяжение и утончение тканей i лотки, вследствие чего сквозь нее проходит большее количество рен'г-геновских лучей и затемняет негатив. Вместе с тем глоточная трубка в целом сохранила такую же общую форму, как и в остальных случаях произнесения а. Она не вышла за пределы своего формантного отсека, хотя и значительно изменилась в объеме.
Аналогичная картина наблюдается при громком произнесении и крике на у, представленных на дбух кадрах в-альбоме рентгенограмм (46 табл.). Положение языка во рту в обоих случаях идентично. Раскрытие рта меньше при крике, чем при громком произнесении. По сравнению с громким произнесением при крике увеличился объем глоточной трубки в поперечном разрезе; корень языка отошел кпереди; надгортанник и подъязычная кость опустились.
Та же закономерность обнаруживается при крике, громком и тихом произнесении и (47 табл. альбома). Положение языка во всех трех случаях одинаково. По объему глоточной трубки рентгенограммы могут быть расположены в следующий ряд: наименьший объем при громком произнесении, средний объем при тихом произнесении и наибольший объем при крике. При громком произнесении глоточная трубка суживается и несколько укорачивается, надгортанник и подъязычная кость несколько поднимаются вверх. При крике надгортанник и подъязычная кость поднимаются еще выше, но вся глоточная полость значительно расширяется.
Аналогичные данные получены для о и э. Таким образом, при форсировании звука до предела глоточная трубка расширяется до крайнего, максимального размера своего формантного отсека. Выражение «орать во всю глотку» в этом отношении вполне справедливо.
Следовательно, как при ослаблении звука, так и при его крайнем.усилении механизм остается одним и тем же. То и другое достигается
путем расширения объема трубки и тем самым выхода за пределы оптимальной зо«ы производства речевого звука. То и другое приводит к дезартикуляции и редукции звукового качества. Это видно ш спектров (рис. 62). Спектр а при крике резко меняется в сравнении со спектром громкого произнесения. Амплитуды формантных гармоник из фильтров 10 и 7 перестроились в обратном, чем в норме, отношении. При крике амплитуда гармоники из Ютго фильтра стала меньше, чем амплитуда из 7-го фильтра. Соотношение этих амплитуд таково:
№№срипьтроВ
u
с -
1 \,
!! (
!.^ Ji—V-
5 о;
? Л
? ' ' /Э ' 'Л /Э
Рис. 62. Спектры произнесения а громко (сплошная линия) и а крик (пунктирная линия)
а громко
Юф. t о 10ф. А „ т, *
7^=== 1>8; а крик --^х- =0,4.,В еще большей мере
произошли изменения в спектре и (рис. 63). Формантная гармоника из фильтра 8 передвинулась в более низкую полоску — фильтр 4.
Соотношение амплитуд формант также обратное: и громко -^' — 1,4-и крик ^=0,8.
\
\
\ \
!
\ \
\
\
\
\
\ \ \
\
\
\ \ \ \
, \
\
!
Й
\ \
\
\
\ \
L
6789/0 Рис. 63. Спектры произнесения и громко (сплошная линия) и и крик (пунктирная линия)
На рисунках 64, 65 представлены спектры э и о при крике и громком произнесении. Из этих спектров также видны значительные изменения в сторону амплитуд низких составляющих при крике. Линия, огибающая амплитуды составляющих, заметно меняется в спектре крика по сравнению со спектром для громкого произнесения. Как правило, эта линия идет в спектре крика по диагонали вниз, от больших амплитуд
низких составляющих к малым амплитудам высоких составляющих. Вместе с тем абсолютная величина амплитуд высоких составляющих во многих местах спектра крика больше, чем при громком произнесении. Биологический смысл расширения глоточной трубки при крике состоит в том, что.таким образом создается больший резервуар для приема поступающего из легких воздуха. В связи с этим сверхбольшое давление несколько уменьшается, и тем самым облегчается работа связочного аппарата. Правда, и при этих условиях форсированный крик вызывает сильное, доходящее до боли перенапряжение тканей глотки.
\
-
\
<§
И
(
\ 1 \ \ \. • \
. \\...... — ----- LL
g ю
Рис. 64. Спектры произнесения э громко (сплошная линия) и э крик (пунктирная линия)
Представленный материал показывает, что каждый из формантных отсеков глоточной трубки ограничен снизу и сверху. Это эффекторный результат автоматического экстремального управления модуляциями глоточной трубки по минимуму, оптимуму и максимуму. Как только звук данного качества при усилении подаваемой энергии начинает под-
I
№№(рипьтроВ
4 5 6 7 8 9 10
Рис. 65. Спектры произнесения о громко (сплошная линия) и о крик (пунктирная линия)
ходить к крайнему верхнему уровню, глоточная трубка расширяется, звук оглушается и уже больше не может возрастать в громкости. Если же энергия поступает в пределах речевой нормы, то расширение трубки ослабляет звук, вызывая нормальную ниспадающую дугу громкости. Оба случая соответствуют дезартикуляции. Однако различие их состоит в том, что дезартикуляция второго типа (слоговая) санкционируется нормой языка и образует в словесном стереотипе нормализованные сильные и слабые позиции; дезартикуляция же первого типа (максимальная) не санкционируется нормами языка — это неречевой крик на звуковом материале речевого звука. Это сигнал совсем другого типа,
dff
30 20
- \Г
if
PIS
"
Y Л.. I.
IV,.
•чем словесный сигнал. Он является признаком состояния (.иногда аффективного), а не средством предметного обозначения.
Оптимальная зона формантного отсека, совпадающая с оптимумом артикуляции, соответствует наименьшему объему глоточной трубки (для данного звука). Но так как абсолютная величина этих наименьших объемов чрезвычайно различна для каждого из звуков, то спрашивается, каким образом может регулироваться этот оптимум. Очевидно, что при подаче одинаковой энергии звук в узкой трубке будет значительно более громким, чем в широкой. В результате регулировка по оптимуму сорвется. Задача решается приспособлением дополнительного механизма, заключающегося в регулировке подачи порций энергии, что может быть достигнуто путем установления обратной связи от глоточной трубки, постоянно меняющейся в объеме, к органам дыхания, подающим энергию. Фактический материал по этому вопросу будет представлен в следующей главе.
Вследствие автоматизированной экстремальной регулировки по минимуму и максимуму, динамический диапазон нормальной, громкой разговорной речи укладывается в 15—20 об, а ее абсолютный уровень
над порогом слышимости находится в самоа оптимальной зоне различимости 50—70 дб. На уровне 50 дб еще возможны тонкие слоговые модуляции и уловимые слухом редукции: при переходе же на более тихую речь и тем более шепот эти возможности пропадают, хотя шепот может артикулироваться сильнее, чем громкая речь. На шепоте, при акустических записях динами-Рис. 66. Шепотное произнесение ки, возникают сильные выбро-
сы немодулированных согласных, так как голос, как звуковой материал слоговой модуляции, отсутствует. На рисунке 66 представлено шепотное произнесение слова пищи, записанное на самописце Неймана. Первый выброс соответствует звуку п, второй щ и третий, очень маломощный, — и. Вследствие потерь слоговых модуляций, в шепотных записях, как правило, острые пики интенсивности возрастают сразу и также сразу падают до нуля. На шепоте полости ротоглоточного резонатора сохраняют характерную форму (рис. 67).
Учет верхнего предела динамического диапазона имеет большое практическое значение для сценической речи и для сурдопедагогики. Хорошая дикция актера состоит не только в том, чтобы сделать отчетливой артикуляцию, но, пожалуй, в большей мере в том, чтобы на повышенном уровне громкости добиться таких же тонких и сжатых в динамическом диапазоне модуляций, которые естественны для обычной разговорной речи, слышимой с более близкого расстояния. Актер должен довести нуль слогоделения как для слушателей первого, так и последнего рядов. Сценическая речь сохраняет естественность, оставаясь искусственной.
До некоторой степени сходная задача возникает при обучении тугоухих звуковой речи. Первая степень тугоухости определяется при потере слуха до 50 дб, вторая степень до 70 дб и третья степень больше 70 дб. При произнесении речи свыше 80 дб над порогом слышимости слова приобретают несколько другую звуковую оболочку, чем в.нормальном диапазоне громкости. Неизбежно возникает растягивание слогов и слов и перестройка спектров. Становится трудным установить от-
лиши
nuuj.'t
ношение ударных слогов к редуцированным. Расчет усилительной аппаратуры и обучение на повышенной громкости должны исходить из учета перестроек, которые происходят в спектрах и смещениях нуля слогоделения на повышенной громкости. При этом должно быть принято во внимание, что сжатие динамического диапазона речи происходит в трех -ступенях.
На первой ступени сжимается диапазон каждого звука так, что самый слабый из них усиливается и входит в среднюю оптимальную динамическую зону, а самый сильный ослабляется и тоже входит после этого в ту же оптимальную зону. На второй ступени выравниваются слоговые сочетания так, чтобы ударный центр словесного стереотипа не
.ы"
Рис. 67. Шепотное произнесение
перешел предела зоны, в которой происходит наилучшее узнавание слова. Соответственно подравниваются и редуцируемые слоги. На третьей ступени выравнивается фразовая слоговая перестройка так, чтобы был найден нуль слогоделения на определенном абсолютном уровне громкости. Как только силовые позиции разместились по своим местам, появляется разнодлительность элементов, что в свою очередь обеспечивает возможность возникновения градаций основного тона. Тон может возникнуть лишь при условии повторения периода колебаний, что требует определенного времени. Однако не развертывание тона определяет время слога, а сила слога определяет длительность тона. Вследствие слогового строения речи ее мелодическая кривая постоянно прерывается слоговыми толчками. Нормализацию слабых редуцированных
позиций во фразовом произнесении, доходящем до полной пропажи слогов, следует рассматривать как устранение избыточности. В этом состоит смысл интонационной единицы стереотипа — интонемы. Если интонационная фигура представлена в ее сильной части, то слабая угадывается по закону восполнения. Так, достаточно двух членов перечисления для того, чтобы создать впечатление длинного перечислительного ряда, при этом само перечисление может заменяться другой лексикой: «Он был и весел, и доволен и так далее и тому подобное».
§ 31. КРАТКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ К ГЛАВЕ X
В этой главе мы рассматривали анализ и синтез звуков речи в системе двигательного анализатора. Построение главы находится в соответствии с построением предшествующей, девятой. Там рассматривался вопрос о разномощности звуков речи, о слоговой дуге громкости, о слоговых перестройках в слове и фразе, здесь те же проблемы и в том же порядке встали при изучении речедвижений. Такое. соответствие вытекает из самого существа разбираемых явлений, так как речь, поступающая на вход слухового анализатора, — это та же самая речь, которая образуется на выходе речевых эффекторов. При всем различии процессов в слуховом и двигательном анализаторах оба эти явления эквивалентны!. Сопоставление их представляет 'первостепенный научный интерес, так как одно дополняет и объясняет другое. После того как изложенные факты будут дополнены исследованием речевого дыхания, появится возможность на основе всего собранного материала построить гипотезу управления механизмом речи.
Главная цель этой главы состоит в том, чтобы выдвинуть концепцию гло'точного образования слога. Кратко основные положения этой концепции могут быть изложены в следующих тезисах.
1. Разномощность речевых звуков, в частности в ряде гласных а, о, 5, у., и, ы, возникает в зависимости от объемов ротоглоточного резонатора. Глоточная трубка для производства каждо-го звука, как гласного, так и согласного, разделена на формантные отсеки, соответствующие способу образования этих звуков в ротовом резонаторе. В связи с этим глоточная трубка вносит в речевой звук свою статистическую форманту и поэтому может быть названа резонатором дополнительной статической форманты.
2. Глоточная трубка, 'кроме этого, модулирует в пределах каждого-определенного формантного отсека. Так как при этом объем трубки постепенно меняется, то возникают непрерывные сдвиги составляющих в спектре речевого звука. Это явление может быть названо образованием динамической форм анты.
3. Глоточная Трубка, принимая наименьший объем в пределах данного формантного отсека, работает как усилитель характеристических формант.
4. Глоточная трубка, выходя из наименьшего объема в пределах данного формантного отсека, работает как демпфер, глушитель характеристических формант речевого звука и может быть названа дезартикуля тором-
5. Управляемое изменение объема глоточной трубки в пределах формантного отсека вначале усиливает звук, потом его ослабляет. Вследствие этого образуется слоговая дуга громкости,, слияние звуков, определенная длительность, смена спектров и создаются условия для развертывания нескольких периодов частоты основного тона. Таким образом, глоточная трубка может быть названа органом сло-гообразования.
6. Место стыка предшествующего широкого объема глоточной трубки с последующим широким объемом образует слогораздел, сигнал
о котором по обратной связи передается от глоточной трубки в энерге-/ тическую систему дыхания, вследствие чего возникает слоговой перерыв энергии. Поэтому глоточная трубка может быть названа авторегулятором слогоделения. (Эта концепция подробнее будет обоснована в двух последующих главах).
7. Глоточная трубка реагирует с разной силой в разных местах словесного стереотипа, (поэтому она может быть названа модулятором слог о вой p а з н о с и л ь н о с т и. Синтез словесного стереотипа в целое образование достигается, с одной стороны, запаздывание м глоточной модуляции, вследствие инертности трубки, с другой стороны, упреждени ем импульса произнесения последующего звука или слога, 'вследствие повышенной чувствительности и реактивности глоточной трубки.
8. Перемены слоговой силы в пределах фразы также осуществляются через посредство модуляций глоточной трубки. Длительность слогов и их групп приобретает меру и, в связи с этим, приобретает меру и место подъема и падения основного той а. Возникающие при этом фразовые редукции идут за счет укорочения времени, ослабления слоговых вершин, сглаживания глоточных модуляций вплоть до нуля слогоделения. Таким образом, глоточная трубка может быть названа органом, через посредство которого модулируется речевая и н-т о н а ц и я.
9. Регулировка энергии звука по мини м у м у определяется по сигналу обратной связи от глоточной трубки в момент ее наименьшего объема на очень громких звуках и наибольшего объема при маломощных звуках. Регулировка громкости по максимуму при наибольшей энергии звука происходит путем расширения глоточной трубки. В связи с этим глоточная трубка может быть названа и с т о ч н и.k о м сигналов обратной связи для управления сжатием динамического диапазона речи и для экстремального управления по минимуму и максимуму.
10. Глоточная трубка занимает в системе речевых органов центральное и промежуточное положение, входя одновременно как часть в резонаторную и дыхательную системы, а вследствие регулировки аэродинамических условий она влияет также на генерацию звука. В связи с; этим глоточная трубка является органом, через посредство которого осуществляется первичный синтез признаков речевого звука навыходе речевых э ф ф е KJ торов. Так как глоточная трубка является первичным синтезатором ре ч е в о г о з в у к а, все вышеперечисленные ее свойства и функции могут вступить в действие лишь в совместной деятельности с другими частями всего речевого прибора.
11. Надежность и помехоустойчивость при различении звуков речи обеспечивается избыточностью по трем параметрам. Звуки могут различаться: а) по формантам, б) по акустической мощности и в) по суммарной высоте (гласного) звука.
ГЛАВА XI РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ
§ 32. ФУНКЦИИ ГОРТАНИ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ЗВУКА
Система дыхания обширна. Управление ею происходит через множество мышечных синергии, куда входят как произвольные поперечно-полосатые менады, так и непроизвольные, гладкие мышцы трахеобронхи-ального дерева. Нервная регулировка дыхания обеспечивается и контролируется со всех уровней нервной системы, начиная с автоматически действующего дыхательного центра в продолговатом мозгу, концентрируясь в близкой подкорке — в таламичеекой и подбугровой областях и доходя до высших отделов коры большого мозга.
Нельзя сказать, что современная наука определила не только детали, но даже основные, грубые черты механизма внешнего дыхания. Достаточно заметить, что концепция внешнего дыхания, выдвинутая в прошлом веке Дондерсом, долгое время казавшаяся совершенно очевидной и по настоящее время без перемен излагаемая во всех учебниках физиологии, подвергнута теперь в целом ряде исследований резкой критике. Оказалось, что эта концепция противоречит ряду фактов и мешает терапии легочных заболеваний. Как только исследователи обращают внимание не только на элементарный акт нормального вдоха и выдоха, а переходят к изучению несколько более сложных явлений патологии или особенностей дыхания в процессе пения, голосообразования и речи, так тотчас же обнаруживается, что механизм внешнего дыхания сложнее, чем излагает его общепринятая теория. Дондерсовская концепция применяет для объяснения лишь физические законы — раздувание и сжимание легочного мешка в изменяющихся условиях воздушного давления и совершенно не учитывает разнообразные физиологические условия и функции, выполняемые дыхательной системой, а также управление речевым процессом. Нечего и говорить, что психологическое звено в управлении речевым дыханием остается наиболее темным и неисследованным вопросом. Однако от решения именно этого вопроса зависит успешность'изучения механизма речи. Речь осуществляется на выдохе. Не может быть сомнения в том, что высший, словесный отдел коры большого мозга приеимает какое-то участие в регулировке источника энергии речевого процесса. Больше того, можно думать, что это влияние является доминирующим и вместе с тем автоматизированным. Значение всех этих проблем нельзя переоценить. Выше мы излагали концепцию Л. Д. Работнова, который, приступив к изучению пения и речи, столкнулся с фактами, заставившими его защищать парадоксальные тезисы. При всей слабости положительной стороны этой концепции, некоторые правильно замеченные явления все-таки не могут быть согласованы с прежней весьма ограниченной теорией внешнего дыхания.