Степень заполнения полосы частот в соотношении со звуковым давлением называют «объемом звука». Оказывается, что эта величина различна для разных языков. Так, для английского языка коэффициент объема звука — 0,96, для русского — 0,65, для итальянского — 0,26. Он различен и для разных музыкальных инструментов: литавры — 91,5; труба — 19,5; скрипка <— 3,3; рояль — ЗД51.
Казалось бы, для определения качества звука достаточно учесть, все точки ротовой полости, которые определяют ее объем как резонатора при произнесении данного звука. Тогда для каждого из языков останутся какие-то «пустые», не использованные при дифференцировке места. Эта идея «пустых» мест была выдвинута Л. В. Щербой2, который сравнивал разработанную им классификацию звуков речи с периодической системой элементов Менделеева. В менделеевской таблице пустые места оставлены для еще не открытых элементов; подобно этому «пустые» места звуков^ речи будут заполнены после изучения фонетики разнообразных еще не исследованных языков или не наступивших еще изменений в составе звуков существующих языков. В этой концепции, несомненно*, верным является то, ^то в некоторых языках совершенно (нет таких даже грубо дифференцированных артикуляционных позиций, которые могут быгь в другом языке. Однако это не значит, что некоторые из таких «пустых» мест являются совершенно пустыми. Рентгенографический анализ заставляет признать, что это не «пус'тые», а «запасные» места, места, в которых происходит дезартикуляционное смещение при смене динамики. Сюда относятся разные вариации открытости и закрытости гласных или оглушение звонких согласных на конце слов, когда одно из мест (голосовые связки) то «вынимается» из запаса, то «прячется» в него.
Одна из примечательных особенностей механизма образования речевого звука сос'тоит в том, что он возникает из соотношения двух систем. Ар'тикулящкшные позиции в ротовом резонаторе для данного языка весьма ограничены по числу. Ступени динамических и звуковысотных модуляций могут быть переведены также в ограниченную и дискретную шкалу уровней. Однако соотношение этих двух систем дает возможность развернуть грандиозное число вариаций звука. Динамический индекс, который получает каждый звук, является показателем его места в системе слогового стереотипа слова, как новой по сравнению с отдельным звуком значимой единицы общения.
1 И. Е. Г о p о н, Радиовещание, Связьиздат, 1944, стр. 5.
2 М. И. M а ту с ев и ч, Л. В. Щерба как фонетик, Сб. «Памяти Л. В; Щербы», 1951, стр, 78—79.
Представленный выше сравнительный материал из немецкого и русского языков показывает, что отдельные звуки этих языков различны не только по статике, но и по динамике. Сами же динамические перестройки в составе слогового стереотипа могут быть обнаружены на материале данного, определенного языка.
На таблицах 24 — 25 альбома кинорентгеносъемки надставной трубки показано произнесение слов замок, и замок. Сравнивая серию рентгенограмм, фиксирующую произнесение звуков в составе целого слова, с рентгенограммами произнесения отдельных звуков, видно, что в обоих случаях общая форма глоточной трубки сохраняется. Однако в деталях at особенно в величине колебаний объема глоточной трубки заметны существенные различия. Так, например, форма трубки на м в словах замок—замок на таблицах 24, 25 альбома (кадры 18—19, 29—30) и форма • трубки при отдельном произнесении м, показанном на таблице 1 альбома (кадр 59), сходны. Однако объем трубки заметно меньше при произнесении этого звука в.составе слова, чем при отдельном произнесении.
Аналогичные наблюдения можно сделать в отношении звука к (табл. 2 и 25 альбома). Наблюдаемое явление зависит не от индивидуальных.анатомических особенностей надставной трубки дикторов, а от того, что в составе слова динамические модуляции выравниваются. Серия рентгенограмм объясняет то явление, которое было отмечено при анализе акустических записей динамического уровня: при произнесении слова звуковое давление поступает непрерывным потоком, динамический уровень не падает до нуля, поэтому диапазон слоговых колебаний сокращается. Глоточная трубка производит залп слогов, получая по заранее сформированному стереотипу серию равносильных импульсов. Это можно заметить, прослеживая кадр за кадром серию рентгенограмм. От 1-го до 12-го кадра (24 таблица альбома) глоточная трубка в течение 0,48 секунды приходит в установочное положение для произнесения отдельного слова..Уже в кадре 12 она готова к произнесению з, но этот звук начинается только в кадре 13. Сравнивая з в ударном слоге замок (кадры 13 и 14) с з в неударном слоге замок (кадр 26), видим, что различие их состоит:не только в том, что первое длилось 0,08 секунды, а второе 0,04 секунды, но также и в том, что верхнее измерение трубки выше подъязычной кости различно. При з в ударном слоге корень языка, образующий внешнее 'очертание валлекулы, изогнут дугой наружу, тогда как при произнесении з в неударном слоге дуга корня языка обращена внутрь или спрямлена. Это значит, что на ударном слоге в глотку поступила большая порция воздуха, чем на неударном. Эта порция была сжата верхними констрикторами глотки. Сжимание началось с кадра 14 и продолжается дальше при формировании ударного слога. Сравнение кадров 13 и 14 в указанном измерении показывает усиление конца согласно-го ударного слога. Тот же согласный в неударном слоте модулирует значительно слабее. По рент-тенограмме нельзя судить, усиливается ли его конечная часть. Вероятнее допустить, что краткость и ослабление общего уровня не вносят различий в начало и конец согласного. Таким образом, сильноконечность начальных согласных может быть документирована для ударных слогов:и отдельно произносимых, в неударных же слогах это различие стирается. Прослеживая дальше процесс произнесения слова замок, видим, что 'в кадрах 15, 16, 17 (0,12 сек.) идет последовательное сжимание глоточной трубки на а и образование максимальной вершины громкости ударного слога за. На кадрах 18, 19 (24 и 25 таблицы) зарегистрировано вступление м в состав следующего слабого слота мок. Отчетливо видно,:*1то трубка находится в рабочем фонационном состоянии также и в момент перехода ко второму слогу. Сравнение трубки в кадрах 18, 19 (м в ^слабом слоге) с кадрами 29—30 (м в сильном слоге замок) показывает, -;что форма глоточной трубки различна. На м в сильном слоге (кадры 29—30) трубка суживается вверху, при этом в 30-м кадре несколько
больше, чем в 29-м. В кадрах же 18—19 (м в слабсм слоге) верхняя1 часть трубки спрямляется. Кроме того, сжатие губ в кадрах 29 и 30 больше, чем в кадрах 18 и 19. Очевидно, чгго таким способом достигается усиление согласного в ударном слоге. Усиление распространяется почти на всю надставную трубку — от губ до середины глотки, а возможно и дальше. Постепенное расширение глоточной трубки на кадрах 20, 21, 22 отражает конец последнего слабого слога и падение дуги громкости до нуля в кадрах 23, 24 (в таблицах не показаны).
Иначе заканчивается ударный слог мок в слове замок. В кадрах 30, 31, 32 идет усиление слога. Интересно обратить внимание на то, что на-кадрах 31, 32 глоточная трубка, несколько суживаясь на о, в общем сохраняет форму, соответствующую произнесению ж, 'так как в этот момент оба звука сливаются. В кадрах 33, 34 идет быстрое падение громкости до нуля, фонация пропадает, но глоточная трубка не возвращается в; первоначальное положение, как в кадре 1 (24 таблица альбома), так как диктору предстоит произнесение еще нескольких слов. Глоточная трубка, приняв изготовительное положение для речи, удерживает его в течение длительного времени, хотя в промежутке между словами возникают полные паузы с падением интенсивности звука до нуля.
Таким образом, по серии рентгенограмм можно прочитать акустическую кривую слоговой динамики. Имея в руках оба ряда, нетрудно со-отнести их друг с другом. Большие и малые вершины, отражающие слоговую структуру звукового стереотипа слова, возникают, как видно, в результате то более, то менее сильных глоточных модуляций, хотя было бьгпреждевременно утверждать, что это единственная причина слоговой разносильности. Можно лишь говорить о совпадении модуляции глоточной трубки с переменами динамических уровней, регистрируемых в акустических кривых.
. Общая картина формирования произносительного стереотипа слова, описанная на примере замок—замок, наблюдается и во всех других сериях рентгенограмм, показанных на других страницах альбома. Не входя IB подробное описание этих регистрации, остановимся лишь на некоторых существенных деталях.
На 26 таблице альбома показано произнесение слова мокрота. Первый редуцированный гласный в слове мокрота, воспринимаемый как схожий с а (кадры 39—40), образовался, как видно, в форме и объеме глоточной трубки, также вполне сходной с той формой, которая всегда бывает при произнесении а. Однако при произнесении ударного о (кадры 44—45) объем глоточной трубки стал несколько меньше. Форма и объем трубки на редуцированном а соответствуют максимальному расширению формантного отсека а. Хотя различие в объеме трубки на а и о в данном случае невелико, но так как нормальный формантный отсек для о больше, чем для а, то уменьшение объема за пределы отсека а следует рассматривать как значительное усиление ударного о.
Сужение трубки при слоговом усилении должно оцениваться не как абсолютное сужение, а как относительное в пределах формантного отсека. Так как а и о наиболее громки, их формантные отсеки могут в некоторых случаях заходить друг за друга, тогда ослабление а или усиление о будет выражено с максимальной силой. Так, при произнесении последнего гласного в третьей степени редукции в том же слове (мокротъ], кадры 47—48, глоточная трубка расширилась уже довольно значительно. Это явление следует понимать, как сильнейшую дезартику-ляцию конечного а, вызываемую переходом глоточной трубки в другой формантный отсек при ослаблении слога. Если при этом в какой-то мере все же сохраняется ротовая артикуляция а, то расширение глоточной трубки все равно внесет новую, чуждую для а форманту, вследствие чего и произойдет качественная редукция. Вместо понятий «качественная и количественная редукция» правильнее применять понятие «силовая
редукция», которая и вызывает изменение качества и уменьшение количества (времени) звука. Силовая редукция возникает как результат взаимодействия двух реципрокных звеньев резонаторного механизма —' артикуляции и дезартикуляции, вступление которых в действие определяется усвоенным порядком динамических индексов. Это значит, что слово запускается из центра только по одному импульсу. Оно отбирается из лексического фонда как одн.о целое, так как речедвигательный анализатор усваивает слова в стереотипном составе элементов и динамических индексов. Это обстоятельство имеет важнейшее значение в речевом процессе. Для сообщения отбираются только слова, отбор же звуков для слова произошел в процессе выучки, т. е. складывания в компактное единство словесного стереотипа. Здесь в полной мере действует закон «все или ничего»—слово или вспоминается целиком, как бы сразу всплывает, или вообще не вспоминается.
Сцепление в стереотипе речедвижений происходит разными способами, которые, в конечном счете, сводятся все к тому же механизму упреждения и удержания. В этой связи интересно обратить внимание на кадры 40—44 *(2б табл. альбома). Кадры 42—43 соответствуют произнесению р. Надгортанник при этом должен совершить плавное движение вверх и опускание. Эволюция надгортанника началась уже на предшествующем звуке к (кадр 41), продолжается на самом p (кадры 42—43) и заканчивается на последующем гласном (кадр 44), где происходит опускание надгортанника. Специфическая для p модуляция упреждает его звучание и удерживается на последующем звуке. Эволюция надгортанника на p распространяет свое влияние на соседние звуки и связывает их. Этим, вероятно, в значительной мере определяется то, что при сочетании двух согласных, из которых вторым является /?, слогораздел проходит перед этими двумя согласными, даже и в том случае, когда предшествующий слог является ударным: например, мо-крый. Звук к отходит к р, так как уже на к должна начаться сложная эволюция надгортанника. Однако при произнесении p в слове мокрота (кадр 54, 27 таблица альбома), хотя и происходит подъем надгортанника, начина» с кадра 53-го, но в гораздо меньшей степени. Различие объясняется тем, что в первом случае (мокрота) слог кро- является ударным, а во втором случае — неударным.
Аналогично этому при произнесении т в безударном слоге тъ-(макротъ), кадр 46, глоточная трубка несколько шире, чем при произнесении т в ударном слоге слова мокрота. Как и следовало ожидать, из всех кадров, приведенных на таблицах 26, 27 альбома, глоточная трубка принимает наименьший объем на кадрах 58—59, что соответствует произнесению а в слове мокрота.
Очень резкое выделение ударного слога произошло при произнесении -слова à-тлас (на 29 таблице альбома). Ударный слог а начинается в кадре 66 и заканчивается в кадре 70, занимая 0,20 секунды. Обращает на себя внимание широкая глоточная трубка в начале звучания а и быстрое ее сужение в следующем кадре. В этот начальный момент модулировалась восходящая дуга громкости слога, что осуществлялось путем перехода трубки от большего объема к меньшему.
В кадрах 66—70 при постепенном закрывании рта и расширении глоточной трубки формировалась ниспадающая дуга громкости первого слога. Модуляции глоточной трубки на втором неударном слоге тлъс (кадры 71—75) едва заметны. Лишь в кадре 73 можно обнаружить очень незначительное сужение трубки. Сильное сглаживание или почти полная пропажа слоговой модуляции на неударном слоге вызывает по контрасту еще большее усиление первого, ударного слота.
При произнесении слова атлас (кадры 77—86, таблица 30) контрастность силы слогов значительно меньше, так как предударный слог редуцируется меньше, чем заударный. Здесь в первых трех кадрах про-
исходит образование первого слога, а в последующих семи кадрах формирование второго, ударного слога, при этом, в отличие от вышеописанного неударного слога того же состава, здесь на каждом из звуков ударного слога тлас глоточеая трубка меняет форму в той или другой части. Сила ударения распределяется по всем звукам слога за 0,28 сек, (аналогичный слог в неударном положении 0,2 сек.). Максимум громкости падает на а в кадрах 82—83. Начало с сильнее, чем конец, так как глоточная трубка в кадре 85 меньше по объему, чем в кадре 86. Однако, как указывалось выше, трудно говорить о сильноначальности согласного в неударном слоге; не только на с, но и на других согласных в неударном слоге â-тлас (кадры 71—75, 29 таблица) силовых модуляций не наблюдается.
В связи с представленными выше (стр. 185) акустическими записями слова колокола, а также с частыми «пропажами» слоговых вершин во фразовых записях, представляет принципиальный интерес рассмотрение кинорентгеносъемки, регистрирующей произнесение слов: колокол, колокольный, колокола. Эти слова произносились по отдельности с достаточно отчетливой слышимостью всех звуков. Изучение рентгенограмм показывает, что при произнесении слова колокола пропадает один из слогов, хотя звуки этого слога артикулируются. Относящиеся сюда записи помещены на таблицах 31—35 альбома рентгенограмм.
Слово колокол зарегистрировалось так. В кадрах 20—21 произносится к. Заметное усиление к соответствует его позиции в ударяемом слоге. В кадрах 22—23 видно сужение глоточной трубки и, соответственно, нарастание слоговой дуги громкости на ударном о. Далее в кадре 24 заметно характерное для л удлинение глоточной трубки, а в кадре 25 — некоторое сокращение трубки на редуцированном гласном. Аналогично зарегистрировалось произнесение слова колокольный (табл. 32, 33). Здесь также можно достаточно отчетливо различить модуляцию всех слогов и соответствующую форму глоточной трубки на каждом из произнесенных звуков. Видно, кроме того, что звуки л и н (кадры 41—43) смягчаются, так как глоточная трубка расширяется, как при мягкости.
На 34 и 35 таблицах альбома показано произнесение, слова колокола тем же диктором непосредственно после первых двух слов. В кадре 49 произносится к, в кадре 50 — редуцированный гласный; здесь заметно сужение глоточной трубки при образовании первого слога. В кадре 52 произносилось к третьего слога, форма трубки совершенно аналогична той, которая отмечена на кадре 49. Спрашивается,' что же происходило на кадре 51 за время в 0,04 секунды? Сравнение произнесения первых двух ранее рассмотренных слов с произнесением третьего слова дает возможность ответить на это'т вопрос. При произнесении слов колокол и колокольный первые два слога зафиксированы достаточно ясно и заметны по глоточной модуляции. При произнесении же второго, слога в слове колокола модул-яция 'трубки если и могла произойти, то только в одном кадре 51 за 0,04 секунды. Однако подъязычная кость и надгортанник остались на месте и не смогли совершить за это время даже небольших смещений вверх и по диагонали, как в кадрах 54, 55 (ударный слог). Остается признать, что в кадре 51 глоточная модуляция отсутствовала. В этот момент слога не образовалось вследствие чрезвычайной ослабленности позиции.
Таким образом, мы получили ответ на ранее остававшийся не вполне ясным вопрос. «Пропажа» слога, обнаруженная при акустических записях динамики произнесения слова колокола, произошла не вследствие инерции акустического записывающего прибора, а в результате инерции самой глоточной трубки, производящей слоги. Это нуль динамического отсчета, самая слабая слоговая позиция. В разбираемом случае эта позиция включена как динамический индекс в стереотип слова, так как оно является многосложным с сильно центрированным ударением на конце.
Такие слоговые нули могут появиться при фразовом произнесении в самых различных местах слов, за исключением ударных слогов. Это явление, как раньше было показано, и обнаруживается при акустических записях, создавая их сложный динамический рельеф.
Последнее, на что следует обратить внимание при изучении стереотипа звуковой оболочки слова, —это на произнесение слога со стечением согласных. На 36, 37 таблицах альбома показано произнесение слова а-бстрак-тный. В кадрах 66—70 заметны в ударном слоге на звуках остр некоторые колебания глоточной трубки. Даже в неударном слоге видно различие т (кадр 76) от н (кадр 78). Казалось бы, что «пропажа» слогов свидетельствует о такой значительной инертности глоточной трубки, что малые модуляции на динамически малоподвижных согласных не должны происходить. В действительности, как отмечалось, глоточная трубка в такой же мере подвижна и тонко чувствительна, как инертна. Го и другое свойство используется в процессе речи при выработке динамических уровней путем нормализации и кодирования индексами в слоговом стереотипе слова. Модуляции глоточной трубки на согласных показывают также, что перемен воздушного давления ровно столько, сколько звуков в слове, а не столько, сколько слогов, как полагают представители экспираторной концепции слога.
Из обсужденного в этом параграфе материала вытекает следующий общий вывод по вопросу об управлении речедвижениями. При произнесении отобранного слова задается один сложно синтезированный импульс на множество групп мышечных волокон резонатор ной, генераторной и дыхательной систем. Каждый из аналитических ингредиентов этого импульса приспосабливается к другим в процессе выработки слогового словесного стереотипа. Так как конечный результат составляет специфическое речевое, звуковое образование, то синтез речедвижений по запущенному' стереотипу осуществляется в двух отделах резонаторной системы — артикуляционном и дезартикуляционном. Включение попеременно то одного, то другого из генераторов выполняет ту же функцию перемен резонанса, при этом один из отделов этого, также двойного, механизма — шумовой генератор — вырабатывает статические, малоподвижные элементы слова — согласные, а голосовой генератор — подвижные, легко модулируемые по слоговой силе элементы — гласные. Дыхательная система, как подающая энергию, должна целиком приспособиться к тем требованиям и условиям, которые возникают в резонаторной системе.
Однако как только слово само становится элементом фразы и соответственно возникает еще более сложный единый аналитико-синтетиче-ский центральный импульс, так слоговой стереотип всех слов, входящих во фразу, перестраивается заново. Некоторые фактические данные по этому вопросу будут представлены в следующем параграфе.
§ 29. СЛОГОВЫЕ ПЕРЕСТРОЙКИ В ФРАЗЕ
Производить рентгенологические наблюдения за процессом живой, разговорной речи трудно по чисто техническим причинам. Дальнейшее усовершенствование методики, вероятно, позволит преодолеть эти затруднения. На сегодняшний день приходится ограничиваться лишь предварительной ориентировкой в этом вопросе, вообще говоря, всегда необходимой при изучении относительно нового явления. Наша задача состояла только в том, чтобы при помощи кинорентгеносъемки зафиксировать произнесение фраз с переменой логического ударения.
Под рентгеновскими лучами испытуемый в течение 3—4 секунд произносил трижды фразу Сколько это стоит, один раз с ударением на первом слове, другой раз — на втором и последний раз — на третьем слове. Такое произнесение, конечно, не может считаться вполне нату-
17 Н. И. Жинкин 257
ральным и вытекающим из какой-либо' определенной жизненной ситу а«ции. Уже то обстоятельство, что голова испытуемого должна была сохранять за время съемки постоянное положение, нарушало естественную экспрессию речи. Однако самый факт интонационного выделения одного из слов и слитность произнесения всей фразы были достигнуты в полной мере. Кроме того, соблюдалось требование отчетливого и громкого произнесения всех звуков слова, без нарочитой скороговорки. Произнесение фиксировалось на магнитофонной ленте. Контроль показал вполне разборчивую речь. Из полученных на двух объектах серий кинокадров в альбоме рентгенограмм приводится одна, так как другая серия вполне аналогична первой (38—44 табл. альбома).
Вначале рассмогрим общую картину соотношения явлений во времени, представленную в таблице 6. Под номером 1 указан вариант с ударением на слове сколько, под номером 2 — вариант с ударением на слове это и под номером 3 — с ударением на слове стоит. Между словами проставлено время пауз.
Таблица 6 ВРЕМЯ ПРОИЗНЕСЕНИЯ В СЕКУНДАХ
№
п/п.
Сколько
Пауза
это
Пауза
стоат
Пауза
0,44
0,08
0,12
0,08
0,32
0,16
1,20
& 3
0,36 0,28
0,16 0
0,44 ÖTT2
0,16 0,04
0,24 0,44
0,08 __ i
1,42 0/88
3,50
Из таблицы видно, что во фразе происходят довольно значительные перестройки во времени произнесения слов. Ударяемые слова во всех трех случаях были произнесены за одинаковое время (0,44 секунды), хотя слово это состоит только из трех звуков, а два другие — из шести и пяти. Конечно, слоги, состоящие из большего количества звуков, более длительны, чем состоящие из.меньшего количества звуков. Это показывает, что перестройки происходят не в отдельных звуковых элементах, а в слогах. Количество слогов в 'каждом из этих трех слов одинаково. Попав в ударную позицию, они изменились также одинаково. Так как время 0,44 секунды на два слога близко подходит к средней норме длительности слога, то следует допустить, что основные и по количеству значительные перестройки во времени произошли не за счет удлинения ударного слога, а за счет укорочения неударных слов. Если время произнесения ударяемого слова принять за 100, то получится следующая таблица.
Таблица 7 ОТНОСИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ ПРОИЗНЕСЕНИЯ
Произнесения
Сколько
это
стоит
. 1
Вариации изменений длительности слова определяют пределы изменчивости словесного стереотипа во фразе. В неударном положении произнесение слова сокращаемся по времени в 1,5 раза, в 2, а иногда почти в-4 раза. Это, несомн.енно, одно из средств динамической перестройки ре-
1 Последний звук т в последнем варианте не зафиксирован, так как в киноаппарате окончился запас пленки.
чевого материала, имеющей предметное сигнальное значение, так как объектом перестройки является осмысленное сообщение.
Само явление временной перестройки слое, хотя и изучено очень мало, но в общей форме достаточно понятно, известно и может быть определено по записям на акустической аппаратуре. Однако интерес представляет то обстоятельство, что временные показатели могут быть установлены при анализе рентгенограмм с учетом, с одной стороны, артикуляционных позиций, с другой стороны, глоточных модуляций. Так как"само явление перемены времени развертывания слого>зого< стереотипа слова относится к динамике речи, то главным эффекторным звеном, производящим эти интонационные изменения, является глоточная трубка. Слово с одним и тем же составом артикуляционных движений, но находящееся в разных фразовых динамических позициях, занимает разное время произнесения, при этом различия обнаруживаются не в артикуляционных позициях, а в изменениях объема глоточной трубки. Это значит, что квантование слогов по времени как при их отдельном произнесении, так и при произнесении в отдельном слове и во фразе производится в модуляциях глоточной трубки. Следует выяснить, как происходит измерение времени в глоточной трубке и за какой счет относится удлинение или укорочение слогов.
Установлено, что среднее время произнесения слога составляет 0,2 секунды. Это совпадает с приведенным выше рентгенографическим мате-.риалом, где отдельные слоги ца, цщ ja, jo и др. произносились 0,2 секунды; два слова в словах атлас—атлас—0,40 секунды; два слога в словах замок—замок — 0,36 секунды. В фразе Сколько это стоит — шесть слогов. Если взять среднее из трех произнесений вместе с паузами, то и здесь, как показывают данные 6 (стр. 258) таблицы, слог длится около 0,2 секунды. Однако, исключив паузы, получим среднюю длительность слога — 0,15 секунды. Если же принять во внимание, что неударные слова значительно сокращаются сто сравнению с ударными, то окажется, что длительность неударяемых слогов в неударяемых словах иногда падает ниже средней нормы в 5 раз.
Так как средняя длительность слога вместе с паузами во. всех трех произнесениях приближается к средней норме, то в разбираемых опытах средний темп произнесения был одинаков. На единицу времени в среднем падало одинаковое количество слогов в каждом из трех произнесений. Но при неизменности среднего темпа произошли значительные изменения в соотношении слоговых длительностей. Сдвиги во времени идут не столько в направлении увеличения длительности ударяемых слогов, сколько в направлении уменьшения длительности неударяемых. Иначе говоря, происходит сильная фразовая слоговая редукция. Средняя длительность неударяемых слов сократилась на величину в пределах от 21 до 73%. Соотношение же ударных и неударных слогов внутри слова изменилось по-разному, в зависимости от самого словесного произносительного стереотипа.
Соотношение длительности произнесения ударных и неударных слогов для каждого слова представлено в таблице 8.
Таблица 8 •ДЛИТЕЛЬНОСТЬ УДАРНЫХ И НЕУДАРНЫХ СЛОГОВ
№
%
сколь-\ко
№
%
| э-\то I № |?6
сто -\ и т
!
!
0,34
0,10
33! 0,04
0,08
0,20
0,12
0,28
0,08
0,20
0,24
0,16
0,08
0,20
0,08
0,04
0,08
0,28
0,16
i
-
i
17*. 259
В строке № 1 показан вариант с ударением на слове сколько; в строке № 2 — вариант с ударением на это; в строке № 3 — ударение на стоит. В графе % указан процент длительности ударного слога в отношении к длительности всего слова.
В словах сколько и стоит ударные слоги во всех вариантах длительнее, чем неударные, так как ударные состоят из 4 «и 3 элементов, а неударные из двух. В слове это ударный слог, как состоящий из одного элемента, менее длителен во всех вариантах, чем неударный, состоящий из двух элементов. Как видно из графы %, ударный слог в разных вариантах произнесения почти не меняет своего веса по отношению к неударному слогу. Меняется длительность произнесения всего слова'в сторону уменьшения времени в неударных вариантах. В первом слове—сколько, когда н^ нем не было фразового ударения, ударный слог сократился на 45% (строка № 3), во втором слове —это на%80% и в третьем слове — стоит на 43% (строка №2).
Эффект фразового ударения определяется лишь частично тем, что усиливаются ударные слоги того слова, которое несет фразовое ударение, главным же образом тем, что ослабляются ударные слоги в тех словах, которые не имеют фразового ударения. В живой разговор-ной речи следует ожидать более значительных изменений в том же направлении.
Описанное явление следует рассматривать как сильнейшее сжатие динамического диапазона, так как сокращение длительности слога есть не что иное, как ослабление его силы. Динамическое ослабление происходит при достаточно сильной и отчетливой артикуляции всех звуков. Это расхождение артикуляции и слогового ослабления создает основу для выразительности речи. Развертываясь в нормальном темпе и не выходя из сравнительно узких пределов динамического диапазона, она формируется по выделительным модуляциям главным образом за счет очень малых колебаний в нижней части диапазона и сведения к нулю слоговых различий в некоторых местах. Выразительность состоит не в том, что ударный слог делается сильнее, как бы выкрикивается, а в том, что, оставаясь почти на среднем уровне, он выделяется в результате значительного ослабления других слогов.