Именно системное мышление позволяет создать общее видение организации, адекватно оценить ситуацию, корректно поставить задачу. Только при системном подходе процесс может стать большим, чем сумма его элементов. Основной принцип системного мышления состоит в том, что любой процесс, объект или явление рассматривается как система [33]. "Бизнес, как и другие виды человеческой деятельности, также представляет собой некую систему. Здесь также наличествуют невидимые взаимосвязи, которые порой только с годами раскрываются полностью" [34].
Каждый из нас вольно или невольно оказывается участником деятельности многих систем, не всегда даже замечая это. "Получается любопытная ситуация: мы являемся составными частями каких-то существующих в обществе систем, даже иногда не подозревая об этом. Мы воспринимаем их лишь опосредованно — через отношения, в которые мы вступаем с другими людьми. Но нельзя считать, что для нас абсолютно безразличен факт "невидимости" этих систем. Ведь мы постоянно стремимся их усовершенствовать" [35]. И особенно этот факт не должен быть безразличным для руководителя. Трудно улучшить то, что не видишь или о чем имеешь неполное представление. Еще труднее совершенствовать то, о чем не подозреваешь. Даже если руководитель знает свою организацию от "а" до "я" и учитывает субъективные и абстрактные элементы, такие как человеческий фактор, лидерство, наличие миссии в организации и т.п., то остается еще надстоящая система, в которой организация — лишь элемент. Следовательно, организация будет получать обратную связь на любые свои изменения не только изнутри, но и извне. И зачастую в весьма неожиданной форме. Об этом тоже следует помнить, иначе о какой адекватности руководителя может идти речь?
По сути дела, система — это самостоятельная сущность, и системный взгляд нужен для того, чтобы видеть систему в ее полноте, целостности, если хотите, — видеть ее со стороны. Иначе сомнительно, что удастся что-либо улучшить. Система живет сама, руководитель думает, что она живет под его руководством или благодаря ему. Пытается что-то сделать, хочет как лучше, в результате... получается как всегда. Недаром эта фраза стала крылатой, что указывает на ее актуальность. Отсюда возникает проблема преодоления невидимости этих систем.
Из чего же состоит система? "Останется ли что-то от нее, если исключить материальность нашего собственного существования и материальность объектов, образующих внешнюю — видимую часть системы? Исключить все это из рассмотрения нетрудно, поскольку нетрудно представить завтра на нашем месте другого сотрудника, полную смену мебели или помещений. Это значит, что все эти материальные элементы системы, т.е. чаще всего и мы сами, суть системы не определяют. И выходит, что главной оказывается, несмотря ни на что, та самая — невидимая, нематериальная, невещественная ее часть. Что же это за часть? А это есть не что иное, как совокупность отношений, которые устанавливаются между людьми, так или иначе причастными к деятельности системы" [35].
Значит, система состоит не только из конкретной материальной части, но и из абстрактной. Вместе они — неделимое целое, как форма и содержание. И невозможно работать с одной частью, игнорируя другую. Сейчас, наряду с такими причинами, как возрастающий интерес к лидерству в бизнесе, тенденция к переходу к эре TQL и многим другим, можно отметить еще и то, что лидерство как раз та абстрактная категория, о которой стараются не говорить, но без которой, как вы видите, конкретная реальность половинчата и ущербна.
Но вернемся к системному мышлению. Зачастую лидеры, руководители, менеджеры знают основные системные законы благодаря опыту, практике или "чувству бизнеса", а описание их в лекционной форме встречают фразой: "Да я это все давно знал, но не знал, как сказать". И это замечательно, и не надо было бы никаких теоретических знаний, если бы не требования к лидеру.
По словам П. Сенге, образ "лидера-героя", который выступает вперед в дни "испытаний и кризисов" устарел [34]. Лидер сегодня — это не герой-одиночка ("на лихом коне"), не капитан корабля, а прежде всего конструктор. Согласитесь, что капитан корабля, как бы он ни был красив и значителен на мостике и у штурвала, все равно живет в мире, придуманном конструктором корабля. "Нет смысла быть лидером в плохо сконструированной организации" [34]. Лидер должен обладать умением проектировать процесс, делиться своим видением с остальными (попробуйте убедить людей словами "я так чувствую", не подкрепленными конкретными фактами; согласитесь, очень затруднительно это осуществить без знания теории), обучать людей в команде (опять без теории никуда) и быть верным избранному курсу. Потому что его видение, как только его разделила команда единомышленников или организация, начало жить собственной жизнью.
Мы не будем излагать основные законы системного мышления — задача самих лидеров войти в эту предметную область. Цель нашей статьи — донести мысль о том, что лидер-руководитель должен обладать системным мышлением и знать законы, по которым системы живут и развиваются.
В разговоре о том, что должен знать современный руководитель о лидерстве и лидерах, мы затронули следующие моменты: разобрали понятие "лидерства" и суммировали основные теоретические выводы; выделили ценностный базис лидера как основу управления и сказали несколько слов о том, как происходит признание лидера; остановились на требованиях к современному лидеру-руководителю и особенно на основополагающем требовании — системном мышлении. Единственный вопрос, который мы пока оставили без ответа — как такими лидерами становятся.