Беркана
Прямое положение — богиня Фригг — пряха и пророчица; богиня Фрейя — волшебница и соблазнительница; богини Сив и Сага. Зеркальное — судьба одинокой великанши; то, чем пугал Скирнир великаншу Герд, когда сватал ее за Фрейра. Эваз Прямое положение — звук шаманского бубна или барабана, направляющий в другие миры. Стук копыт Слейпнира — коня Одина. Перевернутое — спотыкающийся шаг и неровный ритм; хромой Гермес. Манназ Прямое положение — строительство башни; братство вольных каменщиков. Перевернутое — карта Таро «Башня»; потеря единого языка строителями Вавилонской башни; старый одинокий хиппи. Лагуз Прямое положение — лодка с брошенным младенцем, плывущая по течению. Зеркальное ~ девушка, покидающая дом и пытающаяся сбежать на лодке. Перевернутое — река обмелела. Индивидуальная практика ЮЗ Ингуз Прямое положение — взбухшее семя; план постройки города, разбивки сада, военной кампании; руки мужчины на животе беременной женщины. Одаль Прямое положение — семейная фотография. Перевернутое — письма с фронта или очень издалека. Дагаз Прямое положение — птица феникс, начинающая по Глава 10 РАЗДЕЛЕНИЕ РУН НА ГРАФИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ Идея разложения рун на графические элементы по четырем стихиям разрабатывалась в течение нескольких последних лет. Это достаточно новый метод, но уже предлагавшийся в предыдущей книге' и не единожды опробованный в практике рунических семинаров. Что же дает новая теория? Она дает структуру разложения руны на отдельные графические элементы. Символ раскладывается на отдельные части, также имеющие свой смысл, и от наличия и'совмещения этих деталей смысл руны в целом меняется или приобретает новый оттенок. Это своего рода «анатомия руны». Раскладывать и складывать одну и ту же руну можно различными способами, и так нам становится очевидна своего рода гибкая «кровеносная система» каждой руны, энергия в которой может течь тем или иным образом. При 1 Бедненко Г.Б. Руническая магия. М.: АСТ-Пресс, 2003. Галина Бедненко. Школа рун этом все новые оттенки смысла руны вполне укладываются в предыдущие трактовки. Здесь, скорее, важно разнообразие этих вариантов. ЭЛЕМЕНТЫ Мы выделяем прежде всего два графических и стихийных первоэлемента. Это Иса — Лед (линия) и Кано — Огонь (угол). Мы помним, что именно Лед (мир льда — Нифльхейм) и Огонь (мир огня — Мус-пелльхейм) — начала всего сущего в мире скандинавской мифологии. I < Два основных первоэлемента дополняются двумя другими. Это Лагуз — Вода и Кеназ Младшего Футарка. В данном случае Кеназ — это Воздух (так как по смыслу эта руна означает некое распространение чего-либо, например лихорадки). Как элемент тут введена руна Младшего Футарка, потому что графически она идеально дополняет Лагуз и предыдущие отобранные элементы в целом. Вдобавок по смыслу она наиболее удачным способом вписывается в систему. Вода-Лагуз и Воздух-Кеназ порождаются столкновением Кано и Иса. Они и графически вторичны, потому К1Г что включают в себя Иса (линию) и уменьшенный на 45 градусов угол Кано. Индивидуальная практика Ю5 ПРОСТРАНСТВО Теперь воспользуемся некоей смысловой системой координат. В пространстве каждой руны есть верх и низ, правая и левая сторона. Верх символически связан с небом, богами и героями, высшими силами, подъемом и т. д. Низ — с землей, хтоническими, подземными силами, упадком или же поддержкой, жизненной энергией, миром зверей и вещей. Левая сторона традиционно связана с прошлым, правая — с будущим.' Поэтому элементы рун мы будем читать слева направо, как и привыкли. Линия Иса означает материальное, статичное начало, некий «стержень» реальности. По сути, это элемент Земли, и поэтому к нему легко «цепляются» другие, менее постоянные элементы. Угол Кано символизирует здесь динамическое начало, экспансию, стихийное движение. Направленный острием влево, он представляет собой некое расширение восприятия и умножение деятельности, случившееся в результате какого-то изначального происшествия. Если брать мифологический пример, то мы увидим здесь жар мира Огня, который способствовал рождению вселенной. Угол, направленный вправо, дает нам представление об экспансии, нацеленной на определенный результат. В мифе это мировой пожар Мус-пелльхейма1, в котором сгорит мир в конце времен. Обратим внимание на то, что прямое положение руны Кано — это угол, острием направленный влево, и действительно, распространение (расширение) этого изначального огня идет именно из прошлого в будущее — направо. Кано — это позыв и стимул, движение и динамика. Этот принцип может быть реализован в четырех различных видах, в четырех направлениях, что создает разный смысл огня, который мы видим в рунах. Направление ■ «лево — право» олицетворяет метафору «прошлого — 1 Муспелльхейм— мир огня, из которого в Конце Мира выйдут сыны Муспелльхейма, огненные великаны во главе с Суртом. Галина Бедненко. Школа рун будущего», пути и цели, линейности или намерения. Направление «верх — низ» дает нам представления о предопределенности, как данной нам свыше, так и выстроенной собственными делами и поступками. В следующих элементах мы увидим меньше объективной реальности бытия и больше субъективной личной воли и действий. Лагуз — элемент воды. В нем смыкаются значения руны Лагуз прямой и зеркальной. Особенной разницы между положением элемента не замечено, и сам элемент — часто в одном и том же случае — можно трактовать и как «плавание по воле случая», «поток событий, который сам ведет», «доверие интуиции», и как «осознанное стремление к цели». Для наших задач это не принципиально. Важно увидеть и ту и другую возможность в проявлении руны. Кеназ Младшего Футарка — это расширение, открытие себя миру в случае прямого положения элемента. Это также результат действий или обстоятельства, если мы видим перевернутый Кеназ. Зеркальное положение элемента отдельно мы не фиксируем. Оно не особенно отличается от прямого, разве что мы можем увидеть некую направленность процесса в будущее в случае зеркального и перевернутого положений Кеназ. Смысл этого метода — именно в постижении руны, знакомстве с ее структурой и определенными способностями к внутреннему изменению. Поэтому в качестве учебного упражнения я предлагаю, как правило, разобрать руны на стихийные элементы. • Упражнение Разложение рун на графические элементы — это трактовки не самих рун, а именно стихийных элементов в рунах. В некотором роде это подсказка к пониманию рун и восприятие рун в их динамике. Для того Индивидуальная практика Ю7 чтобы увидеть и понять это, лучше всего найти смысл в графическом разложении каждой руны самостоятельно. Ниже будут предложены варианты графических раскладов. На каждый из них (в зависимости от руны их может быть от одного до шести) придумайте некий образ. Как вы видите именно таким образом составленную руну? При этом, конечно, важно оставаться в общем смысловом поле трактовки этой руны.
|