Глава IV. Сущность и структура сознания. Проблема Сознания, его сущности и значения рассмотрена в трудах выдающегося ученого и философа, профессора кафедры теории вероятности МГУ В.В
Проблема Сознания, его сущности и значения рассмотрена в трудах выдающегося ученого и философа, профессора кафедры теории вероятности МГУ В.В. Налимова и его последователей с исчерпывающей полнотой [38-45]. В этих работах детально изложены все аспекты проблемы Сознания: смысловое значение и связь с материей, метафизика и спонтанность, спектры и сравнительная онтология двух реальностей — физической и психической и детальное описание их творческого начала [1—5]. Из сказанного видно, что ведущими учеными мира признается необходимость учета роли Сознания в гипотезах, моделях, теориях, посвященных человеку, Биосфере и Вселенной [38-48, 62-65, 67-74]. Возникает вопрос: что же сдерживает научную общественность в окончательном решении проблемы Сознания, если оно столь важно для решения фундаментальных проблем физики? Сознание считается сейчас одной из составных частей общей картины физической реальности, и, следовательно, a priori, Глобальное Сознание признается как существующая мировая физическая величина с особым полем и частицами. В этом проявляется горячее желание ученых видеть Сознание именно таким «офизиченным понятием» со своей структурой, метризуемой, квантуемой, конденсированной средой, в виде некоей «всезнающей и всевидящей» кварк-глюонной плазмы, изучаемой в хромодинамике, где правят бозе-конденсаты. Ранее уже отмечалось, что в своих попытках разобраться в самом главном вопросе и понять особенности Сознания и его действия ученые приходят к необходимости ввести в него физические характеристики и параметры, константы, кванты, частицы, топологические характеристики [6-9, 27, 28]. 104 Дубров А. П. И на основе этого приходят к выводу, что «...наиболее фундаментальным уровнем физических процессов, обеспечивающих функционирование сознания, являются пространственно-временные структуры квантового вакуума, непосредственно связанные с мозгом» [6; с. 109]. Другие же исследователи, исходя из предположения о существовании сверхфизической формы материи или первичного эфира — монадической материи,где монады являются квантами некоего Первичного поля, считают, что способность к взаимодействию проявляется у них благодаря особому «заряду» монадического сознания. Идея полевой сущности Сознания разделяется также и философами, отмечающими, что, возможно, каким-то первичным образом сознание находится вне индивидуума как некое пространственно-подобное или полевое образование. На наш же взгляд следует прислушаться к принципиальным выводам физика, профессора кафедры теоретической физики МГУ Ю.С. Владимирова, который после обстоятельного, глубокого и всестороннего анализа ситуации, сложившейся в современной физике, пришел к следующему выводу: «1. Понятие поля как самостоятельной категории следует считать фикцией,эфемерным понятием типа эфира, флогистона, теплорода и тому подобных изобретений человеческого разума». 2. Другая иллюзия связана с представлениями о реальном существовании пространственно-временного фона. 3. Третья иллюзия связана с возможностью рассмотрения свободных (идеализированных) частиц. 4. Иллюзией является также убеждение в локальном характере физики... Согласно выводам геометрофизики, на любом событии сказываются распределение материи и события во всем окружающем мире» [7; с. 462; выделено А.Д.]. В.В. Налимов и Ж.А. Дрогалина отмечают: «Сознание человека оказывается особым состоянием этого поля (семантического — А.Д.). Расширяя эту мысль, мы вводим представление о Семантической Вселенной и о Природе как о ее проявленности. Ее непроявленной потенци- Когнитивная Психофизика. Основы 105 алъностъю оказывается Семантический вакуум, включи-ющий в себя древние представления о Ничто, Нирване, Свершении Времен» [3; с. 366]. Специалист по квантовой физике, защитивший докторскую диссертацию по психофизике, американский ученый Дж. Бэйчлер приходит к аналогичному выводу, указывая, что «...сознание является физической сущностью, но не материальной, поскольку оно не представляет собой сущность с 4-размерностъю» [9]. Точка зрения, что Сознание является основой «эфирных миров тонкой материи», т. е. его существование самого по себе, без какой-либо материальной основы, вызывает резкое возражение у некоторых ученых: «..Ло, признавая такую точку зрения, следует одновременно признать, что подобный феномен не может оказаться предметом научного изучения. И, следовательно, это вопрос уже не знания, а веры» [6; с. 111—112]. Из приведенного выше следует, что сущность Сознания и его состояния настолько многообразны, что не поддаются строгому научному описанию, классификации и непосредственному приборному определению. Современная наука не знает, что представляет собой Сознание, и мы должны в этом честно признаться, поскольку... «Сознание ускользает от объяснения», отмечает известный психолог В.М. Аллахвердов и выдвигает свою концепцию Сознании как особого механизма проверки человеческого знания об окружающем мире, избегая решения вопроса об истинной эпистемологической сущности Сознания и Бессознательного [10]. Исследователь этой проблемы физик А.В. Кирсанов, учитывая противоречия во взглядах на проблему Сознательного и Бессознательного, т. е. сложную двойственную природу психики человека и ее трудно определяемую сущность, назвал все термином «Суони», то есть Стремящиеся Ускользнуть От Научного Исследо-вания [11]. Иное дело — связь Сознания с головным мозгом — нейрофизиология и изучение высшей нервной деятельности, где имеются доступные электрофизические методы иссле- 106 Дубров А. П. дования. Эта большая научная область изучения проблем «сознание и тело», «сознание и мозг» давно получила широчайшее развитие. Известно, что психофизические явления непосредственно не коррелируют с обычной нейрофизиологической деятельностью головного мозга и поэтому все они находятся за пределами познания их с помощью электрофизиологических методов исследования [12, 13]. Попытки такого изучения предпринимаются многими учеными, но они не идут дальше констатации фактов и роли симпатической или парасимпатических систем, участия локальных областей головного мозга и сопоставления корреляционных зависимостей между ними. Следует отметить, что новаторскими в этой области являются работы, проводимые нейрофизиологом О.И. Ко-екиной, использующей новую методику изучения работы головного мозга человека, находящегося в измененных состояниях сознания (ИСС) [15]. На основе своих исследований по изучению деятельности головного мозга человека при локализации центров электрической активности в виде эквивалентных дипольных источников тока в глубинных структурах мозга О.И. Коёкина приходит к выводу, что «...открытие свойства человеческого сознания преобразовываться в некоторую физическую реальность, управляемую мыслью, является одним из ключевых моментов, позволяющим пересмотреть с новой, иной, чем прежде, точки зрения, возможные пути развития объективных исследований сознания» [15; с. 59]. Биофизик А.В. Бобров, анализируя все pro et contra no связи Сознания с нейрофизиологической деятельностью мозга человека, приходит к четким выводам: «Современными научными методами в коре головного мозга не обнаружены центры мышления и памяти, а также специфические структурообразования, реализующие функции мышления, памяти и Сознания. Механизм реализации функций мышления и памяти не известен. Мышление и долговременная память не могут быть реализованы путем распространения нервных импульсов по нейронным Когнитивная Психофизика. Основы 107 сетям головного мозга. Биологические системы обладают материальной основой для реализации механизма сознания на полевом уровне» [13]. С этих позиций подходит А.В. Бобров к решению проблемы: «...Разностороннее рассмотрение проблемы Сознания приводит к выводу: существует высокая степень вероятности того, что в основе его механизма лежат полевые информационные взаимодействия» [13; с. 22]. И, продолжая свою мысль, резюмирует так: «...Биологические системы обладают материальной основой для реализации механизма Сознания на полевом уровне. Исходящее от них излучение не-сет сложную информацию и имеет, по-видимому, торси-онную природу» [14; с. 553]. Психолог Ч.А. Измайлов, рассматривая взаимоотношения между феноменом Сознания, когнитивными процессами и информационными системами мозга, категорически это отрицает: «...Сознание принципиально отличается от когнитивных процессов и не реализуется информационными системами мозга» [16; выделено А.Д.]. Таким образом, несмотря на длительную историю изучения Сознательного и Бессознательного, приходится констатировать, что определить эти понятия с позиций современной науки пока не представляется возможным, несмотря на все усилия исследователей. К счастью, в этой трудной ситуации есть выход, состоящий в том, что можно изучать роль Сознания по направленному действию мысли на живое и косное вещество и затем по характеру ответных реакций составить хотя бы приблизительное представление о сущности Сознания. В этом состоит смысл развиваемой нами гипотезы о сверхслабом интегральном ментальном взаимодействии (СИMB).
|