Студопедия — Сознание и мысль
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сознание и мысль






Сознание и мысль являются очень широкими естествен­но-научными и философскими понятиями, включающи­ми в себя самые разнообразные виды явлений, трактовка которых зависит от исследователей и рассматриваемых ими проблем [3-5]. Одно из наиболее общих определений дано физиком-теологом А.В. Московским, рассматриваю­щим связь метафизики с физикой сегодняшнего дня. Ос­новываясь на философском понятии платоновского «це­лого» — «холон», он подчеркивает его существование как объекта неагрегатной природы и дает ему такое определе­ние: «Холон есть фундаментально-целостный объект, то есть объект, целостность которого несводима ни к како­му взаимодействию его частей», и далее развивает свою мысль в следующем тезисе: «...Фундаментальная целост­ность не сводится к взаимодействию, но иногда предста­ет как взаимодействие» [31; с. 199].

Аналогичной точки зрения на целостность физичес­кого мира реальности придерживается украинский фи­лософ И.З. Цехмистро, в своей работе, посвященной хо­листической философии науки, отмечает: «...Основная трудность здесь заключается в достижении адекватно­го понимания этого уникального свойства мира как одного (немногого)... Можно назвать это уникальное свойство целостности мира параметром (вернее сверх­параметром)... Имея в виду эту уникальную целост­ность в природе и ее неординарные свойства, мы будем употреблять для ее обозначения термин «холо-пара-метр» [35; с. 337-338].

Все сказанное выше наглядно подтверждается на при­мерах и сведениях, приводимых нами в главе о созида­тельной силе Сознания. Автор одной из обобщающих ра­бот о природе сознания философ С. Прист рассматривает семь возможных подходов и трактовок Сознания со сто­роны философов: дуализм, логический бихевиоризм, иде­ализм, материализм, функционализм, двухаспектный под-



Дубров А. П.


 



12 т. мин

 

 


Рис. 31. Изменение плотности локального потока энтропии у опера­тора в процессе передачи информации на дистанции С.-Петербург-Фин­ляндия, г. Куопио [гл. И, 10]

ход, феноменологический подход, к которым следует до­бавить еще ведущие теории — интенционалъности со­знания и нелинейную теорию сознания, основанную на идеях синергетики [36—38].

Возникающие при этом психофизические и психофизи­ологические проблемы — «ментальное и физическое», «со­знание и тело», «сознание и мозг» и многие другие — не решены до сих пор в силу сложности понятия Сознания. В связи с этим С. Прист указывает: «...Известно, что «сознание» трудно определить вербальна... Обратите вни­мание, что существование и природу сознания нельзя схва­тить с помощью какого-либо физического описания мира... Сознание есть ничто помимо опыта... я хотел бы сде­лать радикальное предположение', сознание не существу­ ет» [38; с. 270-272; выделено А.Д.].

Мнение С. Приста полностью разделяет один из авто­ритетных физиков мира Р. Пенроуз: «..Л утверждаю, что явление сознания не может быть описано в рамках со-


Когнитивная Психофизика. Основы 119

временной физической «теории», и, резюмируя сказанное

о сознании, добавляет: «...приходится констатировать, |1

что на сегодняшний день общепризнанный критерий про- |>

явления сознания отсутствует» [39; с. 11 и 329]. |

Ранее эту же мысль высказал известный психофизик Д. Стокес в свой фундаментальной книге, посвященной проблемам Сознания: «..Данные парапсихологии говорят о том, что мы обладаем ментальными способностями, которые не могут быть объяснены на основе современ­ных физических теорий. Оказывается, что люди являют­ся нечто большим, чем простыми физическими телами и что сознательный разум может играть действительно фундаментальную роль во Вселенной» [41; с. 216].

Обобщение исследовательских работ в области Созна­ния, за исключением лишь только материалистической теории сознания [33, 34], приводит исследователей к за­ключению о НЕ материальной сущности Сознания (НСС) и связи физической реальности с Сознанием посредством какой-то одной фундаментальной величины или одного процесса, и с этим следует полностью согласиться. Идея о НСС сначала кажется кощунственной и не может быть принятой современной физической наукой, поскольку в своих исследованиях она оперирует только метрическими понятиями — массы, заряда, скорости, спина, напряжен­ности и т. д. Следует отметить, что чем дальше кванто­вая физика углубляется в исследование микромира, тем больше ей приходиться оперировать вероятностными по­нятиями, образами виртуальных f мнимых ) частиц, по­лей, энергий, пространства — времени, то есть не реаль­ными материальными величинами, а их отображением («те­нями»), возможными представлениями, не имеющими ре­альной природы.

Умозрительные гипотезы довлеют над всем этим пост­роением, и их доказательство представляется делом дале­кого будущего, но сейчас это сближает их с понятием Сознания как вакуумной субстанции, и многим кажется, что решение найдено. В частности, профессор И.З. Цех-


120 Дубров А. П.

мистро отмечает: «Однако между квантовой физикой и проблемой сознания действительно существует глубо­кая связь. Эта связь нашла свое отражение в фон-нейма­новской интерпретации квантовой механики, чрезвычай­но обострившей психофизическую проблему...»,и пояс­няет сказанное на основе важных эвристических выво­дов, сделанных в свое время физиком А.А. Грибом в его работе по экспериментальной проверке квантовых корре­ляций на макроскопических расстояниях: «...В кванто вой механике редукция волнового пакета (превращение волновой функции с той или иной вероятностью в соб­ственную функцию оператора измеряемой величины) требует обращения к новой, не сводимой к обычным час-тицам и полям реальности, каким-то образом связанной с сознанием... Эта новая реальность, служащая пред­посылкой существования сознания,при некоторых усло­виях способна, подобно полю, менять импульс и энергию частицы, производя редукцию волнового пакета и изме­няя вероятности результатов измерения» [35; с. 335; выделено А.Д.]. После анализа он приходит к такому выводу: «Этой «новой реальностью» является субкван­ товое свойство уникальной целостности и неразложи­мости физического мира на множество элементов» [35; с. 335-337].

Итак, Сознание, существующее в мире, объясняется на основе понятия о субквантовой целостности,нераз­ложимости физического мира реальности. Таким образом, идея «холопа» восторжествовала, но, к сожалению, эта замена понятий не проясняет многочисленные явления, показывающие созидательную силу Сознания,которые остаются необъяснимыми. При таком подходе Сознание становится как бы общим, единым, всеохватывающим определением сущности физического вакуума, то есть глубинной основой построения всей виртуальной физи­ческой реальности мира. И тогда становится понятным желание физиков рассматривать Сознание как неотъем­лемую часть общей картины мироздания, в виде функци-


Когнитивная Психофизика. Основы 121

онально независимого полевого механизма, действующе­го подобно физическому вакууму.

Какие же тогда основания имеются у нас для заявле­ния о нематериальной сущности сознания? Прежде все­го, даже если допустить определенное сходство физичес­кого вакуума и Сознания как виртуальных образований, то аналогия, проводимая между ними, довольно услов­ная, поскольку между ними есть, по крайней мере, одно очень существенное различие — наличие в психике чело­века созидательной, целенаправленной силы мысли] Со­знание имеет особую силовую и энергетическую компо­ненту, способную выполнять мысленное желание челове­ка, а физический вакуум не имеет такой составляющей. Кроме того, следует учесть тот факт, что за весь долгий столетний период развития современной науки никто и нигде (!) не смог изучить физические характеристики такого понятия, которое называется Сознанием. Поддер­живая это утверждение, С. Прист говорит об этом так: «Относительно сознанияэто его эфемерная и невиди­мая природа. А также невыразимость данного понятия. Оба они объясняются тем фактом, что нет такой вещи, как сознание» [38; с. 272]. Философ И.З. Цехмистро от­мечает: «...Отсюда вытекает, что сознание есть вполне реальная, хотя и не смешиваемая с физико-химическими состояниями мозга и поэтому не наблюдаемая физико-химическими средствами сущность», и добавляет: «...со­знание существует как нечто четкое, обособленное и не смешиваемое со всей совокупностью физико-химических процессов» [35].

Как будет показано дальше, благодаря Сознанию и мысленному желанию, человек способен создавать de novo любые виды материи. В физике известны раз­личные виды взаимодействия и превращения частиц, по­лей и энергий, но создание живого или косного вещества в результате мысленного действия является прерогати­вой только особого свойства Сознания человека. Отличи­тельной чертой такого свойства Сознания человека явля-


122 Дубров А. П.

ется также его уникальная и универсальная способность превращаться в любые известные в физике поля, части­цы, энергии и принадлежать одновременно к микро-, мак­ро- и мега-физическим системам. Из этого с неизбежнос­тью следует логический вывод, что Глобальное Сознание является фундаментальным надструктурным ментальным образованием, не имеющим аналогов в физической реаль­ности нашего мира.







Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 660. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия