Основные законы и принципы экологии
законами экологии. Значение этих законов состоит в регламентации характера и направленности человеческой Д. в пределах экосистем различного уровня. Среди законов экологии, сформулированных разными авторами, наибольшую известность получили четыре закона-афоризма американского ученого-эколога Б. Коммонера (1974): все связано со всем (закон о всеобщей связи вещей и явлений в природе); все должно куда-то деваться (закон сохр-я массыв-ва); ничто не дается даром (о цене развития); природа знает лучше (о главном критерии эволюционного отбора). Из закона всеобщей связи вещей и явлений в природе вытекает несколько следствий: закон больших чисел – совокупное действие большого числа случайных факторов приводит к результату, почти не зависящему от случая, т. е. имеющему системный характер. Так, мириады бактерий в почве, воде, телах живых организмов создают особую, относительно стабильную микробиологическую среду, необходимую для нормального существования всего живого. Или другой пример: случайное поведение большого числа молекул в некотором объеме газа обусловливает вполне определенные значения температуры и давления; принцип Ле Шателье (Брауна)– при внешнем воздействии, выводящем систему из состояния устойчивого равновесия, это равновесие смещается в направлении, при котором эффект внешнего воздействия уменьшается. На биологическом уровне он реализуется в виде способности экосистем к саморегуляции; закон оптимальности – любая система функционирует с наибольшей эффективностью в некоторых характерных для нее пространственно-временных пределах; любые системные изменения в природе оказывают прямое или опосредованное воздействие на человека – от состояния индивидуума до сложных общественных отношений. Из з акона сохр-я массыв-ва («все должно куда-то деваться») вытекают по меньшей мере два постулата, имеющих практическое значение: закон развития системы за счет окружающей ее среды – любая природная или общественная система может развиваться только за счет исполь-я материально-энергетических и информационных возможностей ОС. Абсолютно изолированное саморазвитие невозможно; закон неустранимости отходов или побочных воздействий производства – образующиеся в процессе производственной Д. отходы неустранимы бесследно, они могут быть лишь переведены из одной формы в другую или перемещены в пространстве, а их действие может быть растянуто во времени. Этот закон исключает принципиальную возможность безотходного производства и потребления в современном обществе. Материя не исчезает, а лишь переходит из одной формы в другую, оказывая влияние на жизнь. Принцип «природа знает лучше» определяет прежде всего то, что может и что не должно иметь места в биосфере. Все в природе – от простых молекул до человека – прошло жесточайший конкурс на право существования. Сегодня планету населяет лишь 1/1000 испытанных эволюцией видов растений и животных. Главный критерий этого эволюционного отбора – вписанность в глобальный биотический круговорот, заполненность всех экологических ниш. У любогов-ва, выработанного организмами, должен существовать разлагающий его фермент, и все продукты распада должны вновь вовлекаться в круговорот. С каждым биологическим видом, который нарушал этот закон, эволюция рано или поздно расставалась. Человеческая индустриальная цивилизация грубо нарушает замкнутость биотического круговорота в глобальном масштабе, что не может остаться безнаказанным. В этой критической ситуации должен быть найден компромисс, что под силу только человеку, обладающему разумом и стремлением к этому. З акон ограниченности ресурсов – источник всех форм конкуренции, соперничества и антагонизма в природе и, к сожалению, в обществе. Соблюдение этих законов возможно при условии осознания человечеством своей роли в механизме поддержания стабильности биосферы. Известно, что в процессе эволюции сохраняются только те виды, которые способны обеспечивать устойчивость жизни и ОС. Только человек, используя силу своего разума, может направить дальнейшее развитие биосферы по пути сохр-я дикой природы, сохр-я цивилизации и человечества, создания более справедливой социальной системы, перехода от философии войны к философии мира и партнерства, любви и уважения к будущим поколениям. Все это составляющие нового биосферного мировоззрения, которое должно стать общечеловеческим.
|